ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

— период развития детей от 11-12 до 15-16 лет. П.в. называют также переходным возрастом, т.к. он характеризуется переходом от детства к взрослости. Границы П.в. достаточно условны, некоторые специалисты считают, что П.в. длится до 16-18 лет. П.в. - особый период в развитии человека. По уровню и характеру психического развития П.в. - типичная эпоха детства. С другой стороны, подросток находится на пороге взрослой жизни и испытывает потребность в самостоятельности, самоутверждении, признании со стороны взрослых его прав и возможностей. Взрослые же часто продолжают относиться к подростку как к ребёнку. Такое двойственное положение подростка приводит к различным осложнениям и даже межличностным конфликтам, которые выражаются в форме протеста подростка. Поэтому П.в. также называют "трудным", "критическим". В биологическом отношении именно в П.в. происходят кардинальные изменения в организме ребёнка, развёртывается процесс полового созревания, происходят процессы морфологической и физиологической перестройки организма, наиболее интенсивно протекающие в возрасте 11-13 лет у девочек и 13-15 лет у мальчиков. За счёт акселерации физического развития наблюдается сдвиг этих сроков на 2-3 года раньше. Происходит рост в длину, увеличивается вес тела и размер окружности грудной клетки, появляются вторичные половые признаки (см.Пубертатный скачок роста). Увеличение массы мышц и мышечной силы наиболее интенсивно идёт в конце периода полового созревания. Развитие мускулатуры и у мальчиков и мягких тканей у девочек приводит к появлению соответственно черт мужественности и женственности (этот процесс завершается после П.в.). Однако перестройка моторного аппарата сопровождается потерей гармонии в движении, появлением неловкости, угловатости. В результате подростки часто испытывают недовольство своим внешним видом, иногда принимающее патологические формы (дисморфобия - хроническая неудовлетворённость своим внешним обликом). Несоответствие в развитии сердечно-сосудистой системы (отставание развития кровеносных сосудов от роста сердца) может вызывать временные расстройства кровообращения, повышение давления, головные боли, учащённое сердцебиение и др. Начало интенсивной деятельности желёз внутренней секреции также приводит к временным нарушениям в деятельности нервной системы (повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость, склонность к аффектам). Половое созревание и сдвиги в физическом развитии имеют важное значение в возникновении у подростка новых психологических образований, делают его более взрослым, стимулируют развитие интереса к противоположному полу. Длительное время при описании П.в. подчёркивались его негативные аспекты и кризисные состояния. Л.С. Выготский выдвинул гипотезу о несовпадении трёх точек созревания - полового, общеорганического и социального как осн. особенностей и противоречий П.в. Он поставил проблему выделения осн. новообразования в сознании подростка и выяснения ситуации социального развития. Центральным новообразованием является возникновение у подростка чувства взрослости. Это новое самосознание является стержневой особенностью личности и выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к окружающему миру. Специфическая и социальная активность подростка заключается в большой восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, присущих сообществу взрослых. Переориентация подростка с детских норм и ценностей на взрослые проявляется в стремлении внешне походить на взрослых, приобрести их права и привилегии, приобщиться к сторонам взрослой жизни. Для нравственного становления в П.в. характерно формирование новых убеждений и идеалов. Вместе с тем у подростков складывается своя особая субкультура, нормы и ценности которой могут расходиться с общепринятыми (особенно это касается моды, музыки и других увлечений). Процесс становления личности подростка сложен и противоречив. Одним из важнейших моментов в П.в. является формирование самосознания, самооценки, возникновение потребности в самовоспитании. Объектом познания подростком окружающей действительности становится человек и его внутренний мир. Многосторонняя трудовая деятельность, возросшая пытливость ума требуют от подростка организованной умственной деятельности. Характер усвоения знаний формирует у подростков способность самостоятельно мыслить, делать глубокие выводы и обобщения. Развиваются способность к абстрактному мышлению и логическая память, более организованным становится внимание. Становление "Я" ("Я-концепция") подростка тесно связано с расширением и испытанием на прочность социальных отношений подростка. Подросток больше вовлекается в общественные отношения, расширяется круг его общения со сверстниками и другими людьми. Семейные отношения по-прежнему важны для подростка, но его жизнь уже меньше ограничивается семейными рамками. Однако при всех формах новой независимости подросток нуждается в любви и поддержке своих родителей и других взрослых. Подростку необходимо ненавязчивое руководство, когда взрослые предоставляют ему свободу в сочетании с разумной требовательностью и дисциплинированностью. Важное значение имеет тактичное половое воспитание. Особенно внимательного отношения со стороны взрослых требует первая влюблённость. Добрачные половые связи могут нанести неисправимый вред физическому и психическому развитию подростка. Последние десятилетия во мн. странах мира наблюдается рост проституции детской, увеличение случаев беременности подростковой и абортов среди несовершеннолетних. Предоставленные сами себе, подростки часто экспериментируют с алкогольными напитками (см.Алкоголизм), наркотиками (см. Наркомания) и т.п., попадают под влияние асоциальных и антисоциальных неформальных объединений и даже криминальных группировок, вовлекаются в противоправную деятельность (см. Преступность несовершеннолетних). Поэтому необходимо участие взрослых в жизни подростка, знание круга его друзей и их интересов. Для преодоления трудностей в учёбе важнее всего помочь учащемуся ликвидировать пробелы в знаниях и выявить его склонности и способности к определённым учебным предметам. Во многом отвлечь подростка от бесполезного времяпрепровождения может формирование познавательных, спортивных и трудовых интересов подростка. Воспитательная работа с подростками должна строиться на педагогическом взаимодействии, взаимопонимании, заинтересованности взрослых в детской жизни. Подростки не терпят авторитарного воспитания, морализаторства и навязчивого нравоучения. Только завоевав уважение и доверие подростка, можно действительно помочь ему в трудных ситуациях, научить его справляться со своими проблемами, укрепить веру в себя. Для подростка чрезвычайно важно приобрести адекватное мировоззрение и миропонимание, уважение к общечеловеческой культуре и к окружающим его людям. Задача воспитания - дать подросткам опыт нонкомформизма, сопротивления негативным влияниям, умения отстаивать свои интересы, защищать слабых. См. также Алкоголизм, Наркомания, Период полового созревания, Пубертатный скачок роста,"Я-концепция"

Просмотров: 1841
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г.




Другие новости по теме:

  • F66.0 Расстройство полового созревания.
  • F66.0х Расстройство психосексуального созревания (развития)
  • F68.8 Другие уточненные расстройства зрелой личности и поведения у взрослых.
  • F69 Неуточненное расстройство зрелой личности и поведения у взрослых
  • Диагностика развития общения ребенка со взрослым на первом году жизни
  • КОНФЛИКТ ПОДРОСТКА С РОДИТЕЛЯМИ
  • КОНФЛИКТНОСТЬ ПОДРОСТКА
  • МЕРЫ СОДЕЙСТВИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛЫХ
  • МЕРЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛЫХ
  • НЕАДЕКВАТНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКА
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЗРОСЛЫХ
  • ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ ВЗРОСЛЫХ И ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ОБЪЕМ ФИНАНСИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ОСНОВНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ОТЧУЖДЕНИЕ ПОДРОСТКА ОТ РОДИТЕЛЕЙ
  • ПЕРИОД ПОЛОВОГО СОЗРЕВАНИЯ
  • ПЕРИОД ПОЛОВОГО СОЗРЕВАНИЯ
  • ПЕРИОД ПОЛОВОГО СОЗРЕВАНИЯ
  • ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ, пубертатный период
  • ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ПРИНЦИПЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ И ЕГО ИСТОЧНИКИ
  • ПУБЕРТАТНЫЙ СКАЧОК РОСТА
  • Период полового созревания
  • Пубертатный период (период полового созревания, подростковый)
  • Развитие взрослых
  • Развитие интеллекта взрослых
  • СКРЫТНОСТЬ ПОДРОСТКА
  • СУБЪЕКТЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ И ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • Эпилепсия полового созревания



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь