ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ

— дети, значительно опережающие своих сверстников в умственном развитии либо демонстрирующие выдающиеся специальные способности (музыкальные, художественные, спортивные и др.). В научной литературе и в обыденной речи О.д. нередко называют вундеркиндами. Как правило, одарённость охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей. Большинству О.д. присущи особые черты, отличающие их от сверстников. О.д. отличают высокая любознательность и исследовательская активность. Ограничение их активности чревато негативными реакциями невротического характера. О.д. в раннем возрасте способны прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. О.д. обычно обладают отличной памятью, которая основана на раннем овладении речью, и абстрактным мышлением. Их отличают способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Чаще всего внимание к О.д. привлекают их большой словарный запас, способность концентрировать внимание на чём-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна. Вместе с тем О.д. приходится сталкиваться со специфическими трудностями. Мн. родители, обнаружив у своего ребёнка ранние проявления одарённости, все свои усилия направляют на развитие его способности в соответствии со своими представлениями о целях и задачах воспитания. Причём акцентируют исключительность ребёнка, забывая, что он остаётся всё же ребёнком. Односторонность развития, которая в будущем может и не быть подкреплена выдающимися достижениями, крайне негативно скажется на всём многообразии личностных проявлений и интеллектуальных особенностей. Стремясь избежать "дурного влияния" менее одарённых сверстников, некоторые родители ограничивают общение ребёнка с товарищами. Особый ущерб при этом наносится детской игре - ведущей деятельности в дошкольном возрасте. Ребёнок теряет важный источник полноценного личностного развития, не осваивает в достаточной мере навыки межличностных отношений. При этом оказывается несформированной т.н. личностная готовность к школьному обучению. Поступив в школу, одарённый ребёнок может уступать сверстникам в умении налаживать отношения, идти на компромисс. В этом кроется опасность отторжения одарённого ребёнка коллективом. В условиях систематического обучения одарённый ребёнок может столкнуться с необходимостью целенаправленной умственной, а часто и рутинной работы, навыка которой он ещё не имеет. Неудачи могут деморализовать ребёнка и постепенно сформировать у него негативное отношение к учебной деятельности. Отношения с педагогами у О.д. не всегда складываются благополучно. Учителя может раздражать проявление их "чрезмерной" умственной активности. В условиях массового школьного обучения, когда осуществление индивидуального подхода весьма затруднительно, О.д. нередко оказываются наряду с отстающими учениками на положении изгоев. Раннее проявление одарённости в детском возрасте требует пристального внимания к ребёнку со стороны родителей и педагогов. Желательно, чтобы обучение О.д. строилось на основе специально разработанных программ. Система специализированных школ, а также факультативов, кружков, секций и пр. не охватывает всего круга О.д. В 1975 создан Всемирный совет по таланту и одарённости детей. В 1988 разработана программа международного сотрудничества в области выявления, обучения и развития О.д. См. также Гениальность, Интеллекта коэффициент (IQ),Исключительные дети, Коэффициент интеллектуальной одарённости,Способности, Фуркация

Просмотров: 1140
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г.




Другие новости по теме:

  • "F98" Другие эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте
  • (Грамматически о гласном): обоюдный, т.е. тот, который может быть и долгим и кратким
  • F90-F98 Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте
  • F93.0 Тревожное расстройство в связи с разлукой в детском возрасте.
  • ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ РЕБЁНКА
  • Дети с нарушениями интеллекта. Умственно отсталые дети
  • ДЕТИ С ПРОБЛЕМАМИ РАЗВИТИЯ
  • Дети с проблемами развития
  • Диагностика ошибок по результатам обучения (учебной деятельности)
  • Диагностика развития общения ребенка со взрослым в раннем возрасте. Л. Н. Галигузова
  • ДОМ РЕБЁНКА
  • ДОМ СВОБОДНОГО РЕБЁНКА
  • ДОМ СВОБОДНОГО РЕБЁНКА
  • ДОМА РЕБЁНКА
  • Коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка
  • КОМИТЕТ ООН ПО ПРАВАМ РЕБЁНКА
  • КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ОДАРЁННОСТИ, Ай-кью (англ. INTELLECTUAL QUOTIENT - IQ)
  • МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
  • МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
  • Нарушения поведения ребёнка
  • Одарённый ребёнок
  • Особый ребёнок
  • ОТОБРАНИЕ РЕБЁНКА
  • ПОСОБИЕ ПРИ РОЖДЕНИИ РЕБЁНКА ЕДИНОВРЕМЕННОЕ
  • ПОХИЩЕНИЕ РЕБЁНКА
  • Приёмного ребёнка фантазия
  • Развитие познавательного интереса к математике в условиях личностно ориентированного обучения с использованием средств ИТ
  • Реципрокный паттерн взаимодействия, при котором событие может одновременно быть следствием предшествующего и причиной последующего события.
  • Синдром битого ребёнка
  • Способность системы достичь одного и того же конечного состояния при различных условиях.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь