ЛИХАЧЁВ Дмитрий Сергеевич (1906-1999)

— филолог и историк культуры, общественный деятель, академик РАН (академик АН СССР с 1970), член мн. зарубежных академий. Герой Социалистического Труда (1986). За участие в студенческом религиозно-философском кружке был репрессирован (1928), отправлен в Соловецкий лагерь, а оттуда на строительство Беломорско- Балтийского канала. По возвращении (1932) работал корректором. С 1938 сотрудник Института русской литературы (Пушкинский Дом) в Ленинграде, с 1954 руководил сектором древнерусской литературы. Профессор ЛГУ (1946-53). Председатель правления Рос. международного фонда культуры "Наследие" (с 1986). Гос. премия СССР (1952, 1969), Гос. премия Рос. Федерации (1993). Осн. труды посвящены изучению истории русской литературы 10-17 вв. Предложенные Л. принципы подхода к литературному материалу (осмысление историко-социального контекста, анализ "стилей эпох" в их соотнесённости с изображением человека и др.) открывают современному читателю возможность воспринять далёкие по времени создания произведения в историко-культурной перспективе. Важную научную и общеобразовательную роль играют труды Л. по изучению "Слова о полку Игореве", раскрывающие его поэтическую суть и художественные особенности (в т.ч. работы, рассчитанные на массового читателя и школьную аудиторию). В 80-х гг. создал культурологическую концепцию, в русле которой рассматривал проблемы гуманизации жизни людей и соответствующей переориентации воспитательных идеалов, а также всей системы образования как определяющие общественное развитие на современном этапе. Понятие культуры Л. трактовал не только как сумму нравственных ориентиров, знаний и профессиональных навыков, но и как историческую память, как творческую подготовку культуры будущего на основе прошлого и настоящего. С культурой Л. тесно связывал понятие интеллигентности, характерными чертами которой являются стремление к расширению знаний, открытость, служение людям, терпимость, ответственность. Нравственным проблемам (развитию в подрастающем поколении гуманности, интеллигентности, патриотизма) специально посвящены книги Л., обращённые к педагогам и молодёжи: "Земля родная" (1983), "Письма о добром и прекрасном" (1985; 2 изд., 1988). Лихачев

Просмотров: 1348
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г.




Другие новости по теме:

  • «ЯВЛЕНИЕ И СМЫСЛ. Феноменология как основная наука и ее проблемы»
  • »ЛЕВ ТОЛСТОЙ, КАК ЗЕРКАЛО РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ»
  • Внешняя цель образования как государственно-общественного института
  • Второе значение образования как результата
  • ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ Министерства образования Рос. Федерации (ВАК России)
  • ИГРА КАК ОБЛАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЖИЗНИ
  • ИСТОРИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ
  • КУЛЬТУРЫ СИСТЕМЫ
  • ЛИХАЧЕВ Дмитрий Сергеевич (р. 1906)
  • Логика как основа онтологии. Логические принципы выделения первоэлементов бытия
  • МОНОГРАФИЯ КАК ЖАНР НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Особенности телевидения как средства массовой информации
  • П.И. Новгородцев: Кризис современной культуры, современного правосознания и общественный идеал
  • Память как знание
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Показатели развития профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для медиаобразовательной деятельности
  • Понятие об ощущении и его физиологической основе
  • Разнообразие русской философии в контексте культуры
  • Самоубийство как образ жизни
  • СЛУЖЕБНЫЕ СЛОВА КАК ФИЛОСОФСКИЕ ТЕРМИНЫ
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • Специфика Русской культуры и её роль в развитии российской и мировой культуры
  • Теоретический анализ научной литературы -
  • ТЕХНИКА КАК СИСТЕМА ЗНАНИЙ
  • ТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО ТРУДА
  • ТЕХНИКА КАК ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРЫ
  • УРБАНИЗМ КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ
  • Характерный мышечный панцирь как фактор препятствия развитию личности (по Райху)
  • Я как мыслящая вещь. Сущность человека: Декарт



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь