КОЛЛЕКТИВ

— социальная общность людей, объединённая на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения. Важнейшей категорией педагогики является вос- питательный К., который состоит из двух взаимосвязанных, относительно самостоятельных К. - воспитанников (учащихся) и воспитателей (педагогический коллектив). В 20-е гг. 20 в. в отечественной теории воспитания К. понимался как цель воспитательных усилий педагогов (Е.А. Аркин, П.П. Блонский, Н.И. Иорданский, Н.К. Крупская, А.П. Пинкевич, М.М. Пистрак). Эти идеи воплотились в практике детских учреждений С.Т. Шацкого, С.М. Ривеса, Н.М. Шульмана, В.Н. Сорока-Росинского и особенно А.С. Макаренко, который сформулировал осн. принципы и методы управления К. Идеи Макаренко развивали Ф.Ф. Брюховецкий, Т.Е. Конникова, В.А. Сухомлинский и др. В середине 60-х гг. детский К. был охарактеризован как социально-педагогическая система (А.Т. Куракин, Х. Лийметц, Л.И. Новикова). В 80-е гг. сформировалось представление о воспитательном К. как дифференцированном единстве разнотипных коллективов детей и взрослых. В 90-е гг. теория К. дополнилась понятием воспитательной системы. Детский К. складывается и развивается в процессе совместной деятельности и общения своих членов, между которыми возникает система межличностных, деловых и эмоционально-психологических отношений. Эти отношения образуют своеобразное поле К., проявляющееся в общественном мнении, ценностных ориентациях, нравственных принципах, психологическом климате. Дети занимают в К. определённое место в зависимости от своих природных данных, уровня развития и социального опыта. В К. образуются неформальные группы в соответствии с интересами воспитанников. В результате взаимодействия ребёнка с К. происходят взаимосвязанные процессы: идентификация, самоотождествление с К. и обособление его в К. Существует большое число классификаций К. Выделяют К.: длительно существующие, временные, ситуативные (кратковременные); учебно-познавательные, трудовые и клубные, К. детских организаций; первичные (класса, группы) и вторичные (школы) и др. Воспитательный К. в своём развитии проходит несколько стадий: на первой он выступает как цель воспитательной деятельности педагогов; на второй - как инструмент воспитания и формирования социально значимых качеств личности; на третьей - как инструмент индивидуального развития воспитанников. На каждой последующей стадии К. позволяет решать всё более сложные задачи воспитания. Педагоги задают и совершенствуют организационную структуру К., развивают самоуправление ученическое. Развитие К. связано с преодолением противоречий: между К. и его членами или группами, опережающими К. в своём развитии либо, наоборот, отстающими; между перспективами К. и отдельных воспитанников; между отдельными группами детей и др. К. испытывает влияние как внутренней среды, окружающей его в учебном заведении, так и внешней социальной среды. Проблема детского К. - это, в конечном счёте, проблема управления им как инструментом воспитания. Управление К. представляет собой совокупность трёх взаимосвязанных процессов: педагогического руководства, самоуправления и саморегуляции.

Просмотров: 1003
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г.




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • Внешняя цель образования как государственно-общественного института
  • Гипноз как инструмент исследования
  • Группа как субъект общения
  • Дифференциальные эмоции как затрудняющий фактор общения
  • ИГРА КАК ОБЛАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЖИЗНИ
  • Игра как форма общения
  • Игрушка как средство общения
  • ИНТЕРАКТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ, ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
  • Кинезитерапия как средство терапевтического общения
  • КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ КАК МЕТОД ВОСПИТАНИЯ
  • Мобильный телефон как средство общения
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Образование как система
  • Основные принципы и идеи философии Спинозы. Пантеизм Спинозы. Субстанция как природа и Бог
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Принцип педагогического руководства и самостоятельной деятельности (активности) воспитанников
  • Расставание как феномен общения
  • РЕЛИГИЯ КАК КУЛЬТУРНАЯ СИСТЕМА
  • Рефлексия как механизм общения
  • Сознание как высшая ступень развития психики
  • СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • Теоретические основы педагогики (социальной педагогики) как самостоятельной науки
  • Теория медиаобразования как развития «критического мышления»
  • ТЕХНИКА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ТЕХНИКА КАК СИСТЕМА ЗНАНИЙ
  • Убеждение, как форма деятельности
  • Школа как развивающаяся система
  • Школа как функционирующая система



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь