КАПРИЗЫ

— лишённые разумных оснований действия ребёнка, направленные гл.о. на то, чтобы оказать сопротивление требованиям старших и настоять на собственных желаниях. Как правило, сопровождаются отрицательными эмоциональными реакциями (крик, плач) и двигательным возбуждением. В младенческом возрасте поведение ребёнка, которое взрослыми характеризуется как капризное (малыш без очевидных причин плачет, отказывается от кормления, плохо засыпает, чрезмерно возбудим), бывает вызвано недостаточным или несвоевременным удовлетворением к.-л. его потребностей. Эмоциональные реакции младенца служат своеобразным сигналом неблагополучия (ведь иным способом сообщить о своих потребностях он ещё не умеет). В основе их может лежать не выявленное хроническое заболевание либо временное нездоровье. Родители иногда неадекватно оценивают состояние малыша и рассматривают его беспокойство как К. Для профилактики таких состояний родителям и, прежде всего, матери необходимы тесный эмоциональный контакт с ребёнком, способность своевременно и правильно реагировать на его нужды. Если взрослые уделяют ребёнку достаточно внимания, такая способность формируется у родителей с первых дней его жизни и позволяет разумно планировать и корректировать режим младенца ради оптимального удовлетворения его потребностей. Если же ребёнку удаётся привлечь к себе внимание лишь настойчивым криком и плачем, такая реакция рискует закрепиться и впоследствии составить основу подлинных К. Развитию К. у дошкольников и младших школьников способствует неокрепшая ещё нервная система, что проявляется в преобладании возбуждения над торможением, высокой эмоциональной чувствительности и возбудимости. На этом фоне К. нередко возникают как следствие утомления, недомогания, перевозбуждения, избытка впечатлений и переживаний. К. могут носить эпизодический характер, но могут и превратиться в привычную форму поведения. Последнее имеет место тогда, когда ребёнок неосознанно предпочитает именно такой способ достижения своих целей. Т.е. К. являются следствием неправильной организации взаимоотношений ребёнка со взрослыми. Как правило, они представляют собой реакцию ребёнка, которому известно, что таким способом можно добиться удовлетворения любых желаний, даже если первоначально приходится встретить отказ. Поэтому осн. путь предупреждения подобных К. - рациональная организация жизни в семье, когда потребностям ребёнка уделяется достаточное, но не чрезмерное внимание. Очень важна последовательность поведения взрослых: если за первоначальным отказом под воздействием К. следует уступка, то ребёнок невольно научается именно так настаивать на своём. Когда очевидно, что желания ребёнка выходят за разумные рамки, наилучшая форма реакции родителей - это спокойное игнорирование К. Почувствовав бесполезность неразумных требований, ребёнок впоследствии воздержится от их повторения. Нередки случаи, когда К. носят намеренно демонстративный характер и имеют целью привлечь к ребёнку внимание старших. Такое случается в связи с недостаточным удовлетворением потребности ребёнка в любви, признании и поддержке. Обострение К. происходит в рамках т.н. возрастных кризисов, в частности кризиса трёх лет (см.Кризисы возрастные). Это бывает связано с растущим самосознанием ребёнка, повышенным стремлением к самостоятельности. Если родители недооценивают возросшие возможности ребёнка и предпочитают проводить по отношению к нему ранее устоявшиеся формы отношений, то негативные эмоциональные реакции рискуют принять затяжной и острый характер. Бывает, что притязания ребёнка объективно преувеличены. В таких случаях (если это не связано с непосредственной угрозой для его жизни и здоровья) полезен метод естественных последствий, когда ребёнку предоставляется возможность испытать результаты своих К. (Б.М. Бим-Бад "Педагогический энциклопедический словарь". М., 2002 г., 113-114) См. также Раздражительность

Просмотров: 862
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г.




Другие новости по теме:

  • "F98" Другие эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте
  • F90-F98 Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте
  • АКАТЕКСИС (ПОТЕРЯ СПОСОБНОСТИ К АДЕКВАТНОЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕАКЦИИ)
  • АФФЕКТА (ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕАКЦИИ), АДЕКВАТНОСТЬ
  • Безусловное позитивное внимание к себе
  • ВЕКСЛЕРА, ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ШКАЛА ИНТЕЛЛЕКТА (WPPSI)
  • Взаимоотношения в группе своих
  • Виды и свойства внимания Непроизвольное внимание
  • ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ РЕБЁНКА
  • ДОМ РЕБЁНКА
  • ДОМ СВОБОДНОГО РЕБЁНКА
  • ДОМ СВОБОДНОГО РЕБЁНКА
  • ДОМА РЕБЁНКА
  • Защита своих прав
  • ИСТОРИЯ ЖИЗНИ и МЕТОД ИСТОРИИ ЖИЗНИ
  • Искажение результатов своих действий
  • КОМИТЕТ ООН ПО ПРАВАМ РЕБЁНКА
  • Нарушения поведения ребёнка
  • ОТОБРАНИЕ РЕБЁНКА
  • ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ (ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ)
  • ПОСОБИЕ ПРИ РОЖДЕНИИ РЕБЁНКА ЕДИНОВРЕМЕННОЕ
  • ПОХИЩЕНИЕ РЕБЁНКА
  • ПРИСПОСОБИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ С ПРЕОБЛАДАНИЕМ НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ (МКБ 309.3)
  • Приёмного ребёнка фантазия
  • Приспособительные реакции с преобладанием нарушений поведения
  • Рассказывать о своих болезнях
  • Синдром битого ребёнка
  • Теория медиаобразования как источника «удовлетворения потребностей» аудитории
  • Фрейм -«как если бы»
  • Характер демонстративный



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь