|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г.
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ— технология целенаправленного и методически организованного руководства учебно-познавательной деятельностью учащихся (независимо от уровня получаемого ими образования), проживающих на расстоянии от образовательного центра. Д.о. осуществляется с помощью средств и методов педагогического общения преподавателя и обучаемого при минимальном количестве обязательных занятий. По методам организации учебного процесса Д.о. близко к заочной форме обучения, а по насыщенности и интенсивности учебного процесса - к очной форме. Д.о. может осуществляться в образовательных учреждениях высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной подчинённости по всем реализуемым ими образовательным программам, включая программы дополнительного профессионального образования. Дистанционные технологии обучения могут использоваться при очной, очно-заочной и заочной формах обучения. В вузах по решению учёных советов могут создаваться структурные подразделения, осуществляющие организационное и методическое сопровождение дистанционного обучения. С целью координации работы и наиболее полного использования научно-педагогического и учебно-методического потенциалов вузов, последние могут объединяться в ассоциации и создавать совместные центры Д.о. Для организации учебного процесса в пунктах, удалённых от образовательных учреждений, могут в установленном порядке создаваться филиалы, а также региональные учебные центры и представительства. Региональные учебные центры и представительства могут иметь следующие организационно-правовые формы: независимая образовательная организация, сотрудничающая с базовым вузом на основе двухстороннего договора и имеющая лицензию на ведение образовательной деятельности; независимая некоммерческая организация, взаимодействующая с базовым вузом на основе двухстороннего договора, если её деятельность по организационному и методическому сопровождению учебного процесса не противоречит уставу этой организации и она осуществляет образовательную деятельность в формах, не подлежащих лицензированию. Субъектами Д.о. являются студенты, слушатели и работники высших учебных заведений. Права и обязанности студентов и слушателей определяются законодательством Рос. Федерации в соответствии с формой обучения, а также уставом образовательного учреждения. Работниками высших учебных заведений, осуществляющих Д.о., являются работники базового образовательного учреждения, его филиалов и работники региональных учебных центров и представительств, непосредственно осуществляющих организационное и методическое сопровождение учебного процесса при Д.о. Преподаватели-консультанты (тьюторы), осуществляющие руководство самостоятельной работой обучающихся, ведущие отдельные учебные занятия и осуществляющие контроль усвоения учебного материала, обязаны иметь сертификат базового учебного заведения. Образовательные программы Д.о. полностью соответствуют обязательному минимуму содержания образовательных программ соответствующего уровня подготовки, устанавливаемого государственными образовательными стандартами. При использовании дистанционных технологий обучения в очно-заочной и заочной формах обучения срок последнего увеличивается на один год по сравнению с очной формой обучения. Решением учёного совета вуза допускается сокращённый срок обучения для лиц, имеющих высшее или среднее профессиональное образование по профилю выбранного направления или специальности. В этом случае обучение ведётся по индивидуальному плану. Приём на обучение с применением дистанционных технологий в учреждения высшего профессионального образования осуществляется в соответствии с законодательством Рос. Федерации и уставом высшего учебного заведения. Зачисление на Д.о. может осуществляться как за счёт бюджетного финансирования, так и по договорам с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения. Высшее учебное заведение самостоятельно решает вопросы по заключению договоров, определению обязательств и иных условий, не противоречащих законодательству Рос. Федерации и уставу вуза. Высшее учебное заведение может организовать работу выездных приёмных комиссий в пунктах расположения филиалов, региональных учебных центров и представительств. При платной форме обучения сроки приёма документов и проведения вступительных экзаменов устанавливает вуз, допускается круглогодичный приём документов. При Д.о. предусмотрены все виды учебной деятельности: консультации, семинары, лекции, лабораторные работы, курсовые и дипломные проекты (работы) и т.д. Используются специально разработанное учебно-методическое обеспечение и информационные технологии Д.о., включающие: рабочие программы, методические указания, учебные пособия, аудио- и видеокурсы, электронные учебники. Для управления учебным процессом и доставки учащимся учебно-методических материалов используется специализированное программное обеспечение, состоящее из системы электронных библиотек и пр. Начало учебного года для лиц, обучающихся за счёт бюджетного финансирования, устанавливается 1 сентября, учебный год состоит из двух семестров и заканчивается в соответствии с графиком учебного процесса. При платной форме обучения сроки начала обучения устанавливаются индивидуально. В течение календарного года вузом может устанавливаться более двух зачётно-экзаменационных сессий, сроки проведения которых согласуются со сроками зачисления. — форма обучения, которая базируется на самостоятельном получении учащимися необходимого объема и требуемого качества знаний по профессии и одновременно предусматривает использование широкого спектра как традиционных, так и новых информационных технологий. В настоящее время различают портфельную, сетевую и телевизионно-спутниковую технологии. При портфельной технологии учащемуся выдается комплект необходимой учебно-методической литературы. Сетевая технология предполагает использование информационных сетей. Телевизионно-спутниковая технология является аналогом учебного телевидения. Наиболее перспективными сетевыми технологиями являются: 1)электронная доска объявлений (BBS) и электронная почта (E-mail); 2) WWW-обучение (на основе использования Internet; 3)видеоконференции. (Симаков В.В., Никитина Л.В., Ефанова В.В., Михайлова А.М. Дистанционное обучение студентов-заочников - Cб. Управление самостоятельной познавательной деятельностью студентов. - Саратов, 2002. -95) — обучение на расстоянии. Одна из форм обучения в учебных завведениях, целенаправленное и методически организованное руководство учебно-познавательной деятельностью и развитием обучаемых, находящихся в отдалении от учебного заведения, с использованием электронных и телекоммуникационных средств и технологий при полностью или частично опосредованном взаимодействии обучаемых с обучающими. (Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. - М., 2004. ) См. также Бизнес-образование, Профессиональное образование Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|