АДАПТАЦИЯ

(от лат. adaptatio - приспособлять, прилаживать; adaptio - приспосабливание, приноравливание). В процессе школьного обучения учащиеся проходят А. к учебной деятельности. Особое напряжение организма наблюдается у первоклассников, а также в 5-м классе в пубертатный период (см.Пубертатный скачок роста), когда новые социально обусловленные требования вызывают неспецифическую, стрессовую реакцию организма ребёнка. Нарушения А. рассматриваются как предпосылки для развития разного рода патологических состояний. У некоторых детей возникают вредные привычки: сосание пальцев, карандашей, обкусывание ногтей и пр. В период неустойчивой А. дети чаще болеют простудными заболеваниями, у них снижается масса тела и т.п. А. учащихся к учебной нагрузке зависит от внутренних (эндогенных) факторов (возраст, состояние здоровья, индивидуально-типологические качества, физическое развитие, функциональные перестройки в организме в связи с половым созреванием) и от внешних (экзогенных) факторов (условия жизни в семье, правильный режим дня, питание, организация учебных занятий в школе и дома и т.д.). В начале каждого учебного года наблюдается временная дезадаптация учащихся, обычный рабочий стереотип восстанавливается через 3-6 недель, а после каникул - в течение недели. В периоды дезадаптации снижается работоспособность, быстро наступает утомление, преобладает неблагоприятный тип биологических ритмов недельной и дневной динамики показателей умственной работоспособности, отмечается низкая точность выполнения заданий. Школьники, имеющие признаки неустойчивой дезадаптации или отсутствия А., составляют группу риска по отношению к нервно-психическим и соматическим заболеваниям и нуждаются в проведении педагогической, психологической и медицинской коррекции. — способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды. В основе А. лежат реакции организма, напправленные на сохранение постоянства его внутренней среды. А. обеспечивает нормальное развитие, оптимальную работоспособность и максимальную продолжительность жизни организма в различных условиях окружающей среды. В педагогической практике важное значение имеет учет особенностей процесса А. ребенка к изменившимся условиям его жизни и деятельности при поступлении в общественное учебно-воспитательное учреждение (дет. сад, школа), при вхождении в новый коллектив. (Глоссарий современного образования. Под ред. В.И. Астаховой и А.Л. Сидоренко. - Харьков, 1998. ) — многокомпонентный процесс, обеспечивающий развитие субъекта и включающий три релевантных признака: во-первых, процесс приспосабливания субъекта к новой среде, во-вторых, отношение равновесия между субъектом и средой, в-третьих, результат приспособительного процесса. (Черник Б.П. Эффективное участие в образовательных выставках. - Новосибирск, 2001. ) — процесс и результат становления индивида социальным существом. (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. ) — приспособление личности к изменениям образовательного процесса. (Горлушкина Н.Н. Педагогические программные средства. - СПб., 2002. ) См. также Адаптация педагога, Адаптация школьная

Просмотров: 1199
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г.




Другие новости по теме:

  • ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА
  • ВЫВЕДЕНИЕ СОЛИ ИЗ ОРГАНИЗМА ИЗБЫТОЧНОЕ
  • ГИПЕРТЕРМИЯ, ПЕРЕГРЕВАНИЕ ОРГАНИЗМА
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МИНИМАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ
  • Генотип - генетическая (наследственная) конституция организма
  • ЗАЩИТНЫЕ РЕАКЦИИ ОРГАНИЗМА
  • Защита организма внутренняя
  • МЕДИКО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Мудрость организма
  • ОПЛОДОТВОРЕНИЕ ИСКУССТВЕННОЕ ВНЕ ОРГАНИЗМА МАТЕРИ
  • ОХЛАЖДЕНИЕ ОРГАНИЗМА
  • ПЕРЕГРЕВАНИЕ ОРГАНИЗМА
  • ПОСТОЯНСТВО ОРГАНИЗМА
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА В СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
  • РЕЗУЛЬТАТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
  • РЕЗУЛЬТАТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
  • РЕСУРСЫ ОРГАНИЗМА
  • Реанимация (оживление организма)
  • СИСТЕМА (ОРГАНИЗМА)
  • Система (организма)
  • Система организма
  • УСЛОВИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Уровень андрогенизации организма
  • Условия окружающей среды
  • ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ОРГАНИЗМА
  • ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ЗОНА ОРГАНИЗМА, ФЗО
  • ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА
  • Функциональное состояние организма
  • Целостность организма
  • ЭНЕРГОТРАТЫ ОРГАНИЗМА



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь