|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий Пособие для преподавателей. 2002.— 368 с.
Умения общатьсяЭто группа умений, которые обеспечивают эффективность взаимодействия человека с другими людьми. Эти умения могут формироваться на всех предметах, особенно при изучении литературы, иностранного языка в курсах психологического блока. Можно выделить основные группы умений, над которыми есть необходимость работать: умения слушать, умения говорить «нет» в ситуациях, предполагающих данную реакцию (отказ от наркотика, от противоправных действия, от интимного контакта в случае опасности и нежелании и т. п.); умения знакомиться и т. п. Существуют программы развития социальных умений с первого по одиннадцатый класс. Можно выделить основные умения общения: - уверенность в себе в общении (умения и принятие умений формировать уверенность); - любовь (умение и принятие умений брать и давать любовь); - забота (умения и принятие умений проявлять заботу); - прощение (умения и принятие умений прощать); - доверие (умения и принятие умений доверять); - оптимальная защищенность (критичность): не идти с незнакомым, не открывать незнакомому дверь, уметь отказать при угощении наркотиком, спиртным, при склонении к интимной близости (в сексе), уметь отказать в магазине, вымогателю прохожему и т. п.; - уважение других (умение и принятие умений уважать других); - добро (умение и принятие умений быть добрым); - зло ( умение и принятие умений управлять злостью); - выполнение обещания (умение и принятие умений выполнять обещание); - принятие других (умения и принятие умений принимать других); - умения дружить (умения и принятие умений дружить); - прощание (уметь попрощаться с тем, с кем расстаешься, с людьми и вещами); - умения проигрывать, признавать свои ошибки; - сочувствие, сострадание (умения и принятия умений сочувствовать); - эмоциональная независимость (эмоциональная независимость от собеседника); - благодарность (умения и принятие умений благодарить); - юмор; - оптимальная открытость (умения и принятие умений быть оптимально открытым); - послушание (умения и принятие умений выполнять оптимальные нормы); - непоколебимость (умения отстоять свою точку зрения в случае необходимости. Это близко к умениям говорить «нет»). - свобода (внутренняя свобода в общении); - правдивость (умение быть оптимально правдивым); - умения избегать конфликтов, умения разрешать конфликты; - осторожность (умения быть осторожным в опасных ситуациях, возникающих в общении). Этот перечень умений можно продолжить. Но уже из приведенных умений видно большое их разнообразие. Имеется много технологий развития умений общаться. Приведем только отдельные из них. Зеркало. Группа садится перед зеркалом. Идет последовательный анализ вначале одного участника группы, затем другого и т. д. В анализе отмечается то, что понравилось в выражении лица. Прорвись в круг. Участники стоят, тесно прикасаясь, друг к другу, образуя круг. Кто-то, оказавшись за кругом, должен проникнуть в него. По тому, как это делает водящий, можно что-то сказать о его стратегиях поведения. Это упражнение учит также договариваться с другими людьми. Доверяющее падение. Двое стоят сзади падающего. Нужно уметь довериться стоящим и упасть назад. Необходимо соблюсти технику безопасности. Подъем и опускание тела (сочувствие и поддержка). Человек ложится на пол. Все становятся вокруг и поднимают на руках тело. Тело покачивается вверх, вниз, влево, вправо. Умение отвечать на дразнилки. Ученикам дается инструкция: «Предположим, что кто-то оскорбил вас; если в этот момент вы сможете остаться бесстрастным полностью, а не только внешне, тогда вы станете той силой, против которой ничего нельзя сделать. Вы ни на что не отвечаете, не реагируете, не делаете даже жеста, не произносите ни единого слова, и все оскорбления, брошенные в ваш адрес, оставляют вас абсолютно безучастными, незатронутыми внутри; ваше сердце бьется совершенно спокойно, вы сохраняете совершенное безмолвие, неподвижность и невозмутимость мысли. Ваш ум не отвечает вибрации вашего обидчика, ваши нервы не испытывают раздражения и потребности ответить, чтобы разрядить себя. Если вы будете вести себя таким образом — значит, вы обладаете силой покоя. И она, эта сила, бесконечно более могущественна, чем та, которая заставила бы вас отвечать оскорблением на оскорблением, ударом на удар, раздражением на раздражение». После этого группа начинает дразнить кого-то из участников. Его задача выполнить инструкцию. Могут быть тайм-ауты, которые берет участник для того, чтобы передохнуть, собраться с силами. Скажи «нет». Трое участников пытаются уговорить четвертого что-то взять, например карандаш. Задача четвертого участника отказаться. Существует много других упражнений по развитию умений общаться. Задача психолога — диагносцировать наиболее важные умения общаться, обучать всех детей необходимым умениям, позволяющим эффективно взаимодействовать с окружающими людьми. Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий Пособие для преподавателей. 2002.— 368 с. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|