|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога), 2000 г.
Материализм(лат. – вещественный) – научно-философское учение, основанное на идеях чувственного представления бытия, детерминизма и атеизма. Согласно материализма все можно познать, предсказать и просчитать. Это мировоззрение, сводящее всю картину мира к материи. Возникло в XVII-XVIII вв., в период зарождения машинной цивилизации, когда преобладало стремление описать устройство мира по образу действия простого механизма и автомата. Материализм считает духовные явления (идеальное) порождением материи («Бытие определяет сознание»). Отсюда родилась идея социального прогресса как рационального передела мира во имя счастья людей. Материализм и формирующееся на его основе материалистическое мировоззрение пробуждает в человеке «физический ум», характеризующийся малоподвижностью, линейностью, безальтернативностью. В материалистическом представлении человек – это механизм, который нужно наладить, отрегулировать и поставить «на место». Материализм не принимает во внимание существование сознания за пределами телесного, где земные законы не действуют. Различают физический, биологический, этический, диалектический и исторический материализм. Последние два были государственной философией советского государства и оценивался в лице марксизма-ленинизма как вульгарный материализм. Данное учение породило ряд философских школ (натурализм, эмпиризм, неопозитивизм и др.), активно способствовало развитию наук, особенно естественно-математических. Но в силу совей ограниченности, оно сдерживало движение наук о человеке и в целом гуманитарного знания, отчего и само теряло своих последователей. Ограниченность материализма очевидна. Без связи с духовными науками он исчерпал себя. В христианстве его образно называют «Евангелием смерти». В русском лексиконе термины «материализм» и «материалист» появились во времена Петра I и обозначали всего навсего торговлю и торговца колониальными товарами. Преодоление ограниченности материалистического мировоззрения – одна из задач современной школы, что возможно посредством раннего обучения детей аналитической деятельности и включения их в духовную жизнь. Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога), 2000 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|