ШЕЛЬСКИ


ШЕЛЬСКИ
Шельски (Schelsky) Хельмут (14.10.1912, Хемниц-24.02. 1984, Мюнстер) - нем. (ФРГ) социолог, представитель антропологического направления в социологии. Ученик Гелена. Преподавал социологию в Гамбурге (с 1948), в Вестфальском университете (с 1960), одновременно руководил Центром социальных исследований в Дортмунде. В 1966-1968 гг. спланировал и организовал университет в Билефельде и преподавал там с 1968 г. В 1973 г. перевел руководимую им кафедру социологии права в Мюнстер.
Шельски эволюционировал от традиций немецкого идеализма (националистическое неофихтеанство) через политическую философию английского эмпиризма и американского прагматизма к биологически фундированной философской антропологии и антропологической социологии культуры и социальных институтов, а в политическом отношении - от умеренного либерализма (в послевоенные годы) к неоконсерватизму, одним из главных представителей которого в ФРГ был он.
Преимущественная область исследований Шельски - социальные институты. Они возникают для удовлетворения потребностей - сначала "базовых", "витальных", а на основе их удовлетворения - производных, культурных (тут явно влияние Малиновского). Институты все более высоких ступеней не только освобождают людей от актуальных забот по удовлетворению потребностей, но и от актуального сознания потребности, удовлетворение которой становится само собой разумеющимся, фоном возникновения новых потребностей. Одновременно институты взаимно разгружают друг друга от исполнения каждым всех наличных потребностей. Одна из важнейших черт современной эпохи - надстраивание над идеологиями и программами институтов "дополнительного верхнего слоя критически-аналитических потребностей сознания", исполнение которых требует - постоянно мерять "тривиальную стабильность" института меркой собственно институционального нормативного идеала ("призыв наверх"). Критически-рефлектирующее отношение к институту самим же институтом и порождается, и вводится в институциональные рамки (стереотипизация индивидуальных проявлений, "институционализация постоянной рефлексии").
Баланс между притязаниями субъективности и стабильностью институтов нарушает, по Шельски, "элита рефлексии", "интеллектуалы", выступающие как новый господствующий класс и новый клир. Они выполняют необходимую антропологическую функцию, давая людям смысложизненные ориентации, но не удовлетворяются деятельностью служения, а претендуют на господство. При этом подрывается и стабильность институтов (т. к. преувеличивается степень институциональной зависимости людей) и субъективная свобода (т. к. вместо индивидуального самоопределения люди понуждаются к слепой вере пророкам нового, "революционного" спасения). Единственный политический механизм, способный подлинно опосредовать субъективную свободу и институциональное принуждение, вызванное объективной необходимостью,- это право. Критика "интеллектуалов" тесно связана у позднего Шельски с критикой социологии, видящей в индивиде не самоопределяющегося субъекта, а момент социального целого, которое только и является единственной вменяемой инстанцией опеки, вины и ответственности.
С годами Шельски отходит от профессиональной социологии, обращаясь к широким интердисциплинарным исследованиям, политической публицистике и т. д. Одновременно переосмысливает структуру и обоснование социологии. В конце 50-х гг. Шельски писал о том, что над эмпирическими исследованиями надстраивается общая социологическая теория, обобщающая их в аналитической системе категорий, а над ней - "трансцендентальная теория", "критическая теория социального", осмысляющая условия социологического мышления в связи с условиями социальной действительности как таковой. В конце 70-х гг. Шельски считает необходимым трансцендировать не только социологию, но и научное познание вообще в сторону "поведения и существования, самого человека", куда включается и критическая рефлексия субъекта, и его совесть, и деятельность по созданию и поддержанию институтов, и добросовестная работа. Шельски создал одну из крупнейших социологичексих школ в ФРГ. Среди его учеников - ряд весьма влиятельных ныне социологов.
Соч.: 1) Ortbestimmung der deutschen Sozio-logie. Koln, 1959. 2) Auf der Suche nach Wirklich-keit. Dusseldorf-Koln, 1965. 3) Die Arbeit tun die anderen. Opiaden, 1975.

Энциклопедия социологии, 2009


Просмотров: 887
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Энциклопедия социологии





Другие новости по теме:

  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ
  • ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В СОЦИОЛОГИИ
  • ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ведет начало с греков, которые не только овладели с помощью уже существовавшего до них мышления новыми предметами
  • ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ В СОЦИОЛОГИИ
  • ЗАКОН ВОЗВЫШЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ
  • Иерархия потребностей
  • ИНТЕРПРЕТАЦИЯ В СОЦИОЛОГИИ
  • классификация потребностей
  • КРИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
  • КРИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВА
  • МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ
  • ОРГАНИЧЕСКАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ
  • Оценка потребностей (needs assessment)
  • потребностей человеческих формирование
  • ПСИХОЛОГИЗМ В СОЦИОЛОГИИ
  • Развитие социального поведения людей (development of human social behavior)
  • сознания школа только
  • СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
  • ТЕОРИЯ КРИТИЧЕСКАЯ
  • Теория социальных групп
  • ФОРМАЛЬНАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ
  • ФОРМАЛЬНАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ
  • Формирование Человеческих Потребностей В
  • формирование человеческих потребностей в онтогенезе
  • франкфуртская школа социальных исследований
  • ФУНКЦИОНАЛИЗМ В СОЦИОЛОГИИ
  • ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ
  • ШЕЛЬСКИ
  • школа только сознания



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь