ШЕЛЕР


ШЕЛЕР
Шелер (Scheler) Макс (22.08.1874, Мюнхен- 19.05.1928, Франкфурт-на-Майне) - нем. философ-идеалист, основоположник философской антропологии и антропологической ориентации в социологии, один из теоретиков феноменологической аксиологии и социологии знания как самостоятельных дисциплин. Взгляды Шелера развивались под влиянием неокантианства, философии жизни (Ницше), феноменологии Гуссерля. Обратившись к католической религиозной философии, Шелер в дальнейшем эволюционировал к иррелигированной антропологической философии и социологии, сохраняющей некоторые персоналистические и пантеистические мотивы.
Социология Шелера базируется на его философско-антропологической посылке, согласно которой всякий "подлинно человеческий акт" изначально "двойственен": одновременно духовен и инстинктивен, причем в соответствии с этим он может быть направлен либо на духовное содержание (сфера идеального), либо на "жизненное" содержание, "витальное" (область реального). В соответствии с этим Шелер делил социологию на "реальную социологию", которую называл также "социологией базиса", и "социологию культуры", называемую также "социологией надстройки".
Первый "конкретный факт", от которого должна отправляться "реальная социология",- это телесная организация индивидов и их отношение к остальной природе, обусловленное этой организацией. Под нею Шелер имел в виду прежде всего инстинктуальную структуру человека: голод и его инстинкты, без которых невозможно определить границы хозяйства; половой инстинкт, без которого нельзя понять институт брака; "инстинкт власти", без которого непостижимо государство и подобные ему "образования". В рамках реальной социологии инстинкты должны были рассматриваться, по Шелеру, лишь в той мере, в какой они позволяют объяснить своеобразие социальных институтов, в которых кристаллизуются межчеловеческие отношения. Специальному же анализу они должны были подвергаться в рамках философской антропологии, программу которой наметил Шелер в своих поздних работах ("Из наследства; философское миросозерцание", 1929).
Различая "социологию базиса" и "социологию надстройки", Шелер стремился утвердить независимость и самостоятельность тех сфер практической "жизни" и духовной "культуры", с какими они имеют дело. Если "логика" витально-инстинктуальной человеческой деятельности - это "логика" судьбы (порядок рождения и смерти, развития и старения, которому подчинено все живое), то закон, господствующий в идеальной сфере духовной культуры,- это "логика смысла". В соответствии с этими двумя полюсами должны даваться "типологические характеристики" социологически обусловленных явлений. Каждый феномен человеческой жизни, представляющий нерасторжимое единство инстинктивно-витальных и культурно-духовных начал, классифицируется в зависимости от того, какое из этих начал оказалось решающим для его возникновения и функционирования в поле межчеловеческих связей и отношений.
Шелер полагал, что социология, предметом которой являются социальные детерминации как витальных, так и культурных явлений, "соопределяет" различные аспекты (реальный и духовный) человеческого существования. В своей социологии знания Шелера подверг критике "закон трех стадий" Конта, согласно которому из трех "высших родов знания" (религии, метафизики и науки) первый и второй неизбежно должны отмереть. В этой же связи он выступал с критиками М. Вебера, который исключал из этого ряда метафизику, растворяя ее в религии. Шелер признавал необходимость всех родов знания, подчеркивая возможность их неравномерного развития, обусловленного сочетанием различных факторов, необходимых для нормального функционирования с одной стороны религии, с др.- метафизики и с третьей - науки.
По мере отхода от религиозной точки зрения сам Шелер толковал религию как "освобождающее" знание вообще. Впоследствии идеи Шелера были развиты Хабермасом в его концепции естественно-научного, практического и критически-освободительного видов "познавательного интереса". Шелер оказал существенное влияние на западную социальную философию и социологию 20 в., в т. ч. на развитие антропологического направления как в правоконсервативном (Гелен, Шельский и др.), так и в леворадикальном (французская школа) вариантах. В условиях "веберовского ренессанса" на Западе альтернативу М. Вебсру пытаются искать в шелеровской социологии.
Соч.: 1) Von Ewigen im Menschen. Lpz., 1921. 2) Wissensformen und die Gesellschaft. Lpz., 1926. 3) Die Stellung des Menschne im Kosmos. Darmstadat, 1928.

Энциклопедия социологии, 2009


Просмотров: 919
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Энциклопедия социологии





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ НАЧАЛ ДЛЯ ФИЛОСОФИИ”
  • “РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ”
  • “ТРАКТАТ О ПРИНЦИПАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗНАНИЯ”
  • ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ
  • ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В СОЦИОЛОГИИ
  • ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ В СОЦИОЛОГИИ
  • ЗНАНИЯ СОЦИОЛОГИЯ
  • ИНТЕРПРЕТАЦИЯ В СОЦИОЛОГИИ
  • КУЛЬТУРЫ СОЦИОЛОГИЯ
  • МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ
  • Наука и социология знания
  • ОРГАНИЧЕСКАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • ПСИХОЛОГИЗМ В СОЦИОЛОГИИ
  • Предмет знания. Об основах и пределах отвлеченного знания
  • СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ
  • СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ
  • СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ
  • СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
  • СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
  • Социология психологического знания (sociology of psychological knowledge)
  • ФОРМАЛЬНАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ
  • ФОРМАЛЬНАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ
  • ФУНКЦИОНАЛИЗМ В СОЦИОЛОГИИ
  • ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ
  • ШЕЛЕР
  • ШЕЛЕР
  • Элементарные формы религиозной жизни
  • логика научного познания (логика науки)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь