|
Выработка инструментальных условных рефлексовВыработка инструментальных условных рефлексов Объяснение феномена научения, обычно приписываемое Баруху Скиниеру. Основная идея заключается в том, что последствия той или иной реакции определяют вероятность ее повторения в будущем. Организмы действуют в окружающей среде, а она, в свою очередь, оказывает воздействие на них. Манипулируя аспектами внешней среды (например, в камере Скиниера) можно уменьшить или увеличить вероятность проявления конкретной реакции в будущем. Любое событие, укрепляющее реакцию организма или увеличивающее вероятность ее проявления, называется положительным стимулом. При позитивном подкреплеиии такая вероятность увеличивается. Негативное подкрепление означает устранение аверсивного состояния, следующего за определенной реакцией. К примеру, в салоне многих автомобилей есть световой индикатор, назойливо мигающий до тех пор, пока вы не пристегнете ремень безопасности. Таким образом, реакция (застегивание ремня) получает негативное подкрепление. Если последствия той или иной реакции приводят к уменьшению вероятности ее возникновения в будущем, то говорят, что организм подвергается иаказаиию. Ниже приведена схема различий между позитивным подкреплением (А), наказанием (Б) и негативным подкреплением (В): А. Поведение (за которым следует) приятное событие = закрепление реакции. Б. Поведение (за которым следует) неприятное событие = затухание реакции. В. Неприятное событие (за которым следует) поведение, устраняюшее аверсивное состояние = закрепление реакции. Скиннер также считал, что организмы учатся вести себя в специфических обстоятельствах. Особая реакция на стимул, которая приводит к желаемому результату в одних условиях, может не привести к такому же результату в другой ситуации. Если наблюдать за автомобилями на автостраде, где есть видеокамера для контроля над скоростью движения, то можно заметить, что водители притормаживают перед камерой и набирают скорость, когда она остается позади. Когда организм получает подкрепление за реакцию на один стимул, он может распространить эту реакцию на другие сходные стимулы. В молодости, когда я любил ездить на мотоцикле с мигалкой, похожей на полицейскую, ехавшие впереди водители замедляли ход — нетрудно угадать, почему. Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС. Майк Кордуэлл. 2000. Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Большая психологическая энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|