|
Классическое формирование условных рефлексовКлассическое формирование условных рефлексов Известно также как выработка условных рефлексов по Павлову, в честь Ивана Павлова, первооткрывателя условных рефлексов, экспериментально доказавшего свою теорию. В общем и целом, это объяснение процесса научения, при котором один стимул или событие предопределяет появление другого стимула или события. В действительности, при классическом формировании условных рефлексов создается новая ассоциация между первоначально нейтральным стимулом (НС) и существующей реакцией. Если пользоваться языком парадигмы классического формирования условных рефлексов, нейтральный стимул сочетается с безусловным стимулом (БС), который уже производит желаемую реакцию (безусловную реакцию, или БР). При многократном повторении сочетания безусловного и нейтрального стимулов нейтральный стимул (теперь ставший условным стимулом, или УС) воспринимает качества безусловного стимула и может вызывать ту же самую реакцию, хотя теперь она называется условной реакцией, или УР. Ассоциация БСБР является естественной, в то время как ассоциация УСУР является усвоенной в результате связи мсжду новым и старым стимулом. К примеру, когда мы пережевываем пищу, во рту обычно выделяется слюна. Это рефлекторное (см. Рефлекс) действие, способствующее пищеварению. Если нское событие (например, звонок к обеду) предшествует получению пищи. то через некоторое время у нас начинаст выделяться слюна при одном звуке звонка. В данном примере звонок является нейтральным стимулом, пища — безусловным стимулом, а выделение слюны — безусловной реакцией. До формирования условного рефлекса: БС (пища во рту) —> БР (слюна) НС (звонок) Слюна не выделяется Во время научения: НС+УС —> УР После формирования условного рефлекса: УС (звонок) —> УР (выделение слюны) Порядок сочетания НС и БС является важным фактором. Наиболее эффективное научение происходит, если НС предшествует БС; при одновременной стимуляции эффективность резко снижается. В некоторых случаях формирование условного рефлекса может иметь место, если НС следует за БС (отставленное обусловливание), но этот феномен обычно быстро исчезает. Наиболее важным аспектом условного стимула является то, что он помогает организму предсказывать появление безусловного стимула. Поскольку ассоциация УСУР является усвоенной, она может быть утрачена, если УС больше не нредшествует появлению БС. Если звонок продолжает звонить, а пища не подается, связь между стимулами постепенно ослабевает, а затем исчезает. Если звонок опять зазвонит через некоторое время, может произойти слабое слюноотделение (споитстное восстановлепие), но когда вся процедура (УС+БС и т. д.) повторяется, научение происходит гораздо быстрее, чем раньше. Когда организм научен реагировать на один УС, он может выказывать сходную реакцию на сходные стимулы (обобщение стимулов). Это можно рассматривать как фактор надежности при научении. Чем больше сходства между двумя стимулами, тем больше вероятность оди: наковой реакции на них. Если это не входит в задачу эксперимента. организмы можно научить реагировать лишь на одну категорию сходных стимулов (разделение стимулов). Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС. Майк Кордуэлл. 2000. Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Большая психологическая энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|