|
Спенс (Spence) Кеннет УотинбекСпенс (Spence) Кеннет Уотинбек (1907, Чикаго - 12.1.1967, Техас) - американский психолог, теоретик необихевиоризма. Биография. Родился в США, но детство провел в Канаде, куда его отец, инженер-электрик, был командирован компанией "West Electric", образование получил в высшей школе Вест Хилл и университете Мак-Гилла в Монреале (бакалавр,1929; магистр, 1930), в 1933 г. защитил докторскую диссертацию по философии в Джейлском университете под руководством Р.Йеркса. С 1933 г. по 1937 г. работал от Национального совета научных исследований в лаборатории биологии приматов в г. Орандж-Парк, Флорида, с 1937 г. по 1938 г. он - ассистент профессора психологии в университете Вирджинии, с 1938 г. - ассоциированный профессор психологии в университете Айовы, с 1942 г. - полный профессор и декан факультета психологии. С 1964 г. С. занимался преподавательской деятельностью как профессор в университете Техаса. Работал по заказам военных ведомств. Ученик и сотрудник К.Л.Халла. Исследования. Большое внимание уделял методологическим вопросам: построение теории, по его мнению, возможно лишь при точной идентификации единичных и элементарных феноменов. Опираясь на результаты исследований Э.Толмена, Спенс обратился к теоретическому и экспериментальному анализу проблемы привлекательности объекта. Он отбросил постулат о независимости влечения и связей "стимул-реакция", возникающих в результате научения. В соответствии с его трактовкой, в результате прошлого научения объект приобретает "побуждающее влияние" на субъекта и, соответственно, в новой ситуации еще до достижения целевого объекта связанные с ним ассоциации могут вызывать прошлые целевые реакции, выступающие в настоящей момент как побуждающие актуальную активность и действующие наряду с влечением, обусловленным потребностью. Основная формула научения, предложенная Халлом, была преобразована Спенсом в следующее выражение: E = (D + K) * H где E - потенциал пробуждения реакции, D - сила влечения, K - привлекательность объекта, H - прочность навыка. Такая формализация поведенческих реакций привела к чрезвычайно важному для дальнейшего развития бихевиоризма заключению: субъект может научаться и тогда, когда он не реализует в своих действиях какого-либо влечения, а есть лишь его стимулирование "привлекательностью" объекта. Тем самым Спенс ввел новые теоретические понятия в бихевиористическую парадигму: связь между стимулом и реакцией, по его мнению, опосредствуется гипотетическими конструктами, продуцируемыми на основе потребностей и мотивов. Кроме того, он, впервые в традиции бихевиоризма, обратился к анализу индивидуальных различий мотивации, в частности, тревожности, которой он стал заниматься для проверки некоторых следствий своей теоретико-ассоциативной концепции влечения. Диагностика. Его понимание тревожности - тревожность как приобретенное влечение (Anxiety (drive) level and performance in eyelid conditioning // Psychol. Bulletin. 1964, 61) - была положена в основу разработки Дж.Тейлор в 1952 г. опросника диспозициональной тревожности (J.A.Taylor. Manifest Anxiety Scale). Сочинения. Visual acuity and its relation to brightess in chimpanzce and men // J. comp. Psychol. 1934, № 18, p. 333-361; Theoretical interpretations of learning // Handbook of General Experimental Psychology. N.Y., 1951, p. 690-729, в рус. пер.: Теоретический анализ процесса научения // Экспериментальная психология. М., 1963, т.2, с. 224-273; Mathematical formulations of learning phenomena // Psychol. Rev. 1952, vol. 59; Behavior Theory and Conditions. New Haven, 1956; A theory of emotionally based drive and its relation to performance in simple learning situations // American Psychologist. 1958, 13; Behavior Theory and Learning. N.Y., 1960. Литература. Kendler H.H. Kenneth W. Spence // Psychol. Rev. 1967, 74, p. 335-341. Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000. Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Большая психологическая энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|