Зейгарник Блюма Вульфовна


Зейгарник Блюма Вульфовна
(1900–1988) — российский психолог. Работая в школе К. Левина, выявила зависимость продуктивности запоминания от динамики потребностей субъекта («завершенности» действий), получившую известность в психологии как «эффект З.» В дальнейшем, развивая общепсихологические идеи культурно-исторической теории применительно к исследованию проблем патологии психических процессов (восприятия, памяти, мышления, речи и т. д.), З. выступила основателем патопсихологии как особой отрасли психологической науки («Патопсихология», 1976). В последние годы жизни занималась разработкой общепсихологических проблем личности.

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». . 1998.


Зейгарник Блюма Вульфовна
(9.11.1900 - 24.02.1988) - советский психолог и патопсихолог.
Биография. Психологическое образование получила в 1927 г. в Берлинском университете у М.Вертгеймера, В.Келера, К.Левина, у которого выполнила первую научную работу. С 1931 г. работала в психоневрологической клинике Всесоюзного института экспериментальной медицины под руководством Л.С.Выготского. Во время Отечественной войны проводила - в группе видных советских психологов (А.Р.Лурия, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, С.Я.Рубинштейн) - практическую работу по восстановлению трудоспособности раненных в нейрохирургическом госпитале на Урале. Возглавляла лабораторию психологии Института психиатрии Минздрава РСФСР. Профессор кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии Московского университета.
Исследования. В школе Левина осуществила всемирно известные исследования забывания завершенных и незавершенных действий. В этих исследованиях было показано, что незавершенные действия запоминаются лучше, чем завершенные, в 1.9 раза. Это получило название эффекта Зейгарник. В дальнейшем занималась проблемами патопсихологии, в частности патологии мышления, используя при этом методологию деятельностного подхода. В ее исследованиях была показана роль мотивационной опосредствованности нарушений познавательной деятельности при аномалиях личности. Были описаны генезис и динамика формирования патологических потребностей, структура нарушений иерархии мотивов, их опосредованости, осознанности и подконтрольности, регулирующая функция самооценки.
Сочинения. Нарушение мышления при психических заболеваниях. 1957;
Патология мышления. М., 1962; Введение в патопсихологию. М., 1969; Личность и патология деятельности. М., 1971; Основы патопсихологии. М., 1973; Патопсихология. М., 1976; Теория личности К.Левина. 1981; Теории личности в зарубежной психологии. 1982

Психологический словарь. . 2000.


ЗЕЙГАРНИК БЛЮМА ВУЛЬФОВНА
(1900-1988) — сов. психолог. В 1920-е гг., учась в Германии у К. Левина, провела исследование по проблеме забывания завершенных и незавершенных действий, в котором был экспериментально доказан эффект лучшего (в 1,9 раза) запоминания незавершенных действий (см. Зейгарник эффект). Впоследствии разрабатывала проблемы патопсихологии (г. о. патологии мышления) на основе идей Л. С. Выготского и деятельностного подхода в психологии, явившись одним из основателей отечественной патопсихологии. Известна также своими исследованиями современных теорий личности. (Е. Е. Соколова.)

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. . 2003.


Просмотров: 1444
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Большая психологическая энциклопедия





Другие новости по теме:

  • _about - Краткий психологический словарь
  • _about - Психологический словарь (И.М.Кондаков)
  • “ПОЗНАНИЕ И ЗАБЛУЖДЕНИЕ. Очерки по психологии исследования”
  • Бекмана–Рихтера метод исследования личности
  • Блейхера–Худика методика исследования критичности мышления
  • Зейгарник Блюма Вульфовна
  • Зейгарник Блюма Вульфовна / Zeigarnik, Вliuma
  • Зейгарник методика соотношения пословиц
  • Зейгарник феномен
  • Зейгарник эффект
  • Изоляция В Психологии Личности
  • Исследования личности (personality research)
  • Клейне–Левина синдром
  • Кондаков И.М. Преподавание Психологии В
  • ЛЕВИНА РОЗА ЕВГЕНЬЕВНА
  • Познание и заблуждение. Очерки по психологии исследования
  • Стефенсона методика исследования личности
  • ТЕОРИЯ ПОЛЯ ЛЕВИНА
  • ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ ПУТЕМ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРЦЕПТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ
  • Типовые теории личности
  • Феномен Зейгарник
  • Эффект Зейгарник
  • метод исследования личности
  • модифицированный метод исследования личности
  • нарушение мышления
  • стандартизованный метод исследования личности
  • теория поэтапного формирования умственных действий
  • формирования перцептивных действий теория
  • формирования умственных действий теория
  • эффект Зейгарник



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь