|
Зейгарник Блюма ВульфовнаЗейгарник Блюма Вульфовна (1900–1988) — российский психолог. Работая в школе К. Левина, выявила зависимость продуктивности запоминания от динамики потребностей субъекта («завершенности» действий), получившую известность в психологии как «эффект З.» В дальнейшем, развивая общепсихологические идеи культурно-исторической теории применительно к исследованию проблем патологии психических процессов (восприятия, памяти, мышления, речи и т. д.), З. выступила основателем патопсихологии как особой отрасли психологической науки («Патопсихология», 1976). В последние годы жизни занималась разработкой общепсихологических проблем личности. Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998. Зейгарник Блюма Вульфовна (9.11.1900 - 24.02.1988) - советский психолог и патопсихолог. Биография. Психологическое образование получила в 1927 г. в Берлинском университете у М.Вертгеймера, В.Келера, К.Левина, у которого выполнила первую научную работу. С 1931 г. работала в психоневрологической клинике Всесоюзного института экспериментальной медицины под руководством Л.С.Выготского. Во время Отечественной войны проводила - в группе видных советских психологов (А.Р.Лурия, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, С.Я.Рубинштейн) - практическую работу по восстановлению трудоспособности раненных в нейрохирургическом госпитале на Урале. Возглавляла лабораторию психологии Института психиатрии Минздрава РСФСР. Профессор кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии Московского университета. Исследования. В школе Левина осуществила всемирно известные исследования забывания завершенных и незавершенных действий. В этих исследованиях было показано, что незавершенные действия запоминаются лучше, чем завершенные, в 1.9 раза. Это получило название эффекта Зейгарник. В дальнейшем занималась проблемами патопсихологии, в частности патологии мышления, используя при этом методологию деятельностного подхода. В ее исследованиях была показана роль мотивационной опосредствованности нарушений познавательной деятельности при аномалиях личности. Были описаны генезис и динамика формирования патологических потребностей, структура нарушений иерархии мотивов, их опосредованости, осознанности и подконтрольности, регулирующая функция самооценки. Сочинения. Нарушение мышления при психических заболеваниях. 1957; Патология мышления. М., 1962; Введение в патопсихологию. М., 1969; Личность и патология деятельности. М., 1971; Основы патопсихологии. М., 1973; Патопсихология. М., 1976; Теория личности К.Левина. 1981; Теории личности в зарубежной психологии. 1982 Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000. ЗЕЙГАРНИК БЛЮМА ВУЛЬФОВНА (1900-1988) — сов. психолог. В 1920-е гг., учась в Германии у К. Левина, провела исследование по проблеме забывания завершенных и незавершенных действий, в котором был экспериментально доказан эффект лучшего (в 1,9 раза) запоминания незавершенных действий (см. Зейгарник эффект). Впоследствии разрабатывала проблемы патопсихологии (г. о. патологии мышления) на основе идей Л. С. Выготского и деятельностного подхода в психологии, явившись одним из основателей отечественной патопсихологии. Известна также своими исследованиями современных теорий личности. (Е. Е. Соколова.) Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003. Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Большая психологическая энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|