критическая психология


критическая психология
— направление марксистски ориентированной психологии, возникшее на рубеже 60–70-х гг. ХХ в. Ведущие представители — К. Хольцкамп (глава школы), У. Хольцкамп-Остеркамп, П. Кайлер, К. Х. Браун и др. Одним из основных психологических источников концепции К. п. является теория деятельности А. Н. Леонтьева. Особое место в К. п. занимают исследования социогенеза (развитие психики в конкретных типах обществ) и онто- и актуалгенезов психического (изучение представителей конкретных социальных групп, классов, слоев общества и т. п.). Одно из основных понятий К. п. — «способность к действию», под которой понимается способность индивида благодаря его участию в жизни общества контролировать свои собственные условия жизни и распоряжаться ими. Развитие этой способности имеет две альтернативные возможности (определяемые социальными условиями и местом индивида в обществе):
1) ограниченное развитие, когда индивид приспосабливается к существующим условиям и подавляет свои истинные интересы, используя средства психологической защиты от неудовлетворенности, дискомфорта и т. п.;
2) полное развитие, когда индивид осознает свои собственные потребности и борется за коренное улучшение условий жизни, свободно развивая при этом свои «сущностные силы».
Все психические процессы рассматриваются как аспекты этой способности. Так, в области мышления указанная выше дилемма выражается в дихотомии «толкования» (обыденное мышление со свойственными ему фетишизмом, упрощениями, персонификациями и т. п.) и «понимания» (проникновение в сущность вещей); в области восприятия — в противоположении «неадекватного (иллюзорного) восприятия действительности и адекватного ее восприятия. Ограниченным развитием способности к действию объясняются в К. п. некоторые отрицательные эмоциональные процессы (страх, тревожность) и т. п.

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». . 1998.


критическая психология
Этимология. Происходит от греч.kritike - искусство разбирать, судить и psyche - душа + logos - учение.
Автор. Основателем является К.Хольцкампф (Holzkamp, 1972).
Категория. Направление в немецкой психологии, базирующееся на марксизме, возникшее в конце 60-х гг. ХХ в.
Специфика. Форма культурно-исторической школы. Имеет много общих мест с теорией деятельности А.Н.Леонтьева. Ее представителями являются К.Хольцкамп, У.Хольцкамп-Остеркамп, Г. Ульманн, О.Дрейер, К.Х.Браун. Возникла из критики других психологических направлений за игнорирования в них собственно человеческой специфики, обусловленной общественными отношениями. Человек живет не в естественном окружающем мира, а в мире, который сам создает в условиях общественной практики. Поэтому в критической психологии особое внимание уделяется классовым отношениям. В противовес теории присвоения, которая развивается в культурно-исторической школе (тезис о подчиненности индивида общественному миру), здесь делается акцент на активном изменении предметного и социального мира. Одним из базовых является понятие "способность к действию" как способности индивида - за счет реализации определенной общественной роли - контролировать условия своей жизни. При этом человеческое развитие может быть как ограниченным, когда в приспособлении индивида к существующим условиям происходит подавление его интересов, так и полным, когда индивид борется за ту жизнь, которая соответствует его "сущностным силам". Эти возможности развития иллюстрируются частными экспериментальными данными - при рассмотрении соотношений: иллюзорного и адекватного восприятия, обыденного мышления, которому свойственны упрощения и самообманы, и истинного понимания, негативных эмоций (страхов, депрессии) и нормальных человеческих эмоций.

Психологический словарь. . 2000.


КРИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
(англ. critical psychology) — направление зарубежной (г. о. нем.) марксистски ориентированной психологии, возникшее в конце 1960-х гг. (К. Хольцкамп, У. Хольцкамп-Остеркамп, Г. Ульманн, О. Дрейер, К. Х. Браун и др.) и ставившее своей основной целью создание общей психологии (в смысле Л. С. Выготского) как общего теоретико-методологического фундамента психологической науки, или, как говорил Выготский, психологического «Капитала», что предполагает критический анализ всех школ и направлений в психологии и выработку нового категориального аппарата с учетом достижений и изъянов имеющихся концепций. При этом К. п. широко использует марксистскую методологию и ряд концепций сов. психологии. Особенно большое внимание уделяет К. п. критике и дальнейшему развитию теории деятельности А. Н. Леонтьева, в частности исследованиям деятельности и «образа мира» в социогенезе, а также онтогенезу и актуалгенезу психики у представителей разных классов, групп, слоев современного общества, что практически не рассматривалось в теории деятельности.
Одна из ключевых категорий К. п. — понятие «способность к действию», под которой понимается способность индивида благодаря его участию в жизни общества контролировать и произвольно регулировать свои собственные условия жизни, т. е. способность стать подлинным субъектом своей деятельности. Развитие этой способности имеет 2 альтернативные возможности (исходно определяемые конкретным типом общественных отношений и местом индивида в них, а также сложившимися в ходе его жизни установками): 1) ограниченное развитие, которое выражается в приспособлении индивида к существующим условиям путем подавления своих истинных интересов с использованием различных защитных механизмов; 2) полное развитие, когда индивид осознает свои подлинные потребности и интересы и борется за те условия жизни, в которых каждый может реализовать свои «сущностные силы».
Все психические процессы рассматриваются в К. п. как аспекты этой общей «способности». Так, указанная дихотомия находит свое выражение в противоположности неадекватного («утопического» и т. п.) восприятия реальности и адекватного (реалистического) ее восприятия; в области мышления — в противоположности «толкования» (обыденного мышления со свойственными ему упрощениями, фетишизмом, персонификациями и пр.) и «понимания» (подлинного проникновения в суть вещей); в области эмоций — в противоположности страхов, депрессии и т. п. эмоциональных состояний и полноценной эмоциональной жизни. При этом в К. п. не ограничиваются теоретическим и экспериментальным анализом таких дихотомий, а разрабатывают психотерапевтические и педагогические рекомендации. Задачей психокоррекционной работы является, с этой т. зр., воспитание такой личности, которая могла бы ясно осознавать свои подлинные потребности, интересы, смыслы, установки и т. п., мыслить и действовать самостоятельно, свободно развивая свои сущностные силы, что необходимо предполагает участие в жизни общества и активную деятельность по преобразованию общественных условий, если они не способствуют положительному самоосуществлению индивидов. (Е. Е. Соколова.)

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. . 2003.


Просмотров: 1914
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Большая психологическая энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “СМЫСЛ ЖИЗНИ”
  • Дерево жизни
  • КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ТЕОРИЯ
  • КАЧЕСТВО ЖИЗНИ
  • КРИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВА
  • МАШИННАЯ ТЕОРИЯ ЖИЗНИ
  • ОБРАЗ ЖИЗНИ
  • Последипломная подготовка в области психологии (graduate training in psychology)
  • Развитие Восприятия
  • Развитие на протяжении жизни (life-span development)
  • Страх Жизни
  • Страхи людей на разных этапах жизни (fears throughout the life span)
  • ТЕОРИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ
  • ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ
  • ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ
  • ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ
  • ФОРМЫ ЖИЗНИ
  • Формы Жизни
  • Школы профессиональной психологии (schools of professional psychology)
  • влечение к жизни
  • деятельности Леонтьева теория
  • направление в психологии
  • принцип единства сознания и деятельности в трактовке Леонтьева
  • развитие восприятия
  • развитие восприятия в онтогенезе
  • способность: развитие
  • страх жизни (lebensangst)
  • теория деятельности Леонтьева
  • цели человеческой жизни
  • цель в жизни



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь