|
Шпрангер (Spranger) ЭдуардШпрангер (Spranger) Эдуард (1882–1963) — немецкий философ, психолог и педагог. Исходным принципом психологии считал понимание как способ непосредственного постижения смыслового содержания явлений объективного духа. Переживание связи внутренней душевной жизни и ценностей общественной духовной жизни осуществляется в актах деятельности «Я», в к-рых реализуется определенная ценностная система. В своем труде «Формы жизни» (1914) Ш. отверг психологию элементов, которая расчленяет психический процесс на составные части, и обосновал истинность подхода с позиции рассмотрения душевного процесса как некоторой целостности в его смысловых связях с тем или иным содержанием культуры. Основной задачей духовно-научной психологии как одной из наук о духе является исследование отношения индивидуальной духовной структуры человека к структуре «объективного духа», и, соответственно, выявление основных типов направленности абстрактного человека, получивших у Ш. обозначение «форм жизни». Таких основных идеальных типов индивидуальности, обусловленных ориентацией на те или иные объективные ценности, им было выделено шесть: теоретическая (область науки, проблема истинности), экономическая (материальные блага, полезность), эстетическая (стремление к оформлению, к самовыражению), социальная (общественная деятельность, обращенность к чужой жизни), политическая (власть как ценность), религиозная (смысл жизни). В каждом человеке могут быть представлены ориентации на все эти типы ценностей, но в разной пропорции, какая-то из них при этом будет доминировать. На основе данной типологии личностей Г. Оллпортом, П. Верноном и Г. Линдсеем был разработан тест изучения ценностей, а также создан тест интересов Дж. Холланда. Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998. Шпрангер (Spranger) Эдуард (27.6.1882, Берлин - 17.9.1963, Тюбинген) - немецкий философ, психолог и педагог. Биография. Получил философское, историческое и лингвистическое образование в Берлинском университете. С 1909 г. он - преподаватель философии и образования в Берлинском университете, с 1911 г. по 1920 г. - профессор Лейпцигского университета, с 1920 г. по 1944 г. - профессор Берлинского университета. Читал гостевые лекции в Японии (1936-1939). В 1944 г. Шпрангер был арестован и заключен в Моабитскую тюрьму. В 1945 г. он был назначен ректором Берлинского университета, с 1946 г. до своей отставки в 1953 г. работал в качестве профессора университета Тюбингена. Исследования. Сторонник метода В.Дильтея, основанном на интуитивном постижении духовной целостности. Пытался интегрировать в свою систему учение Г.Риккерта о ценностях. Основываясь на методологической установке трактовать психологические процессы только из психологических же процессов, Шпрангер ввел понятие "понимающей психологии". Исходный принцип психологии, по мнению Шпрангера, - понимание как способ непосредственное постижения смыслового содержания явлений объективного духа. Переживание связи внутренней душевной жизни и ценностей общественной духовной жизни осуществляется в актах деятельности Я, в которых реализуется определенная ценностная система. В основном своем труде, "Формы жизни" (Lebensformen. Geistwissenschaftliche Psychologie. Halle, 1914, в рус. пер.: (част.) Два вида психологии // Хрестоматия по истории психологии. М., 1980, с. 286-300; Основные идеальные типы индивидуальности // Психология личности. Тексты. М.,1982, с. 55-59), он отверг психологию элементов, которая расчленяет психический процесс на составные части, и обосновал истинность подхода с позиции рассмотрения душевного процесса как некоторой целостности в его смысловых связях с тем или иным содержанием культуры. Основной задачей духовно-научной психологии как одной из наук о духе является исследование отношения индивидуальной духовной структуры человека к структуре "объективного духа", и, соответственно, выявление основных типов направленности абстрактного человека, получивших у Шпрангера обозначение "форм жизни". Таких основных идеальных типов индивидуальности, обусловленных ориентацией на те или иные объективные ценности, им было выделено шесть: теоретическая (область науки, проблема истинности), экономическая (материальные блага, полезность), эстетическая (стремление к оформлению, к самовыражению), социальная (общественная деятельность, обращенность к чужой жизни), политическая (власть как ценность), религиозная (смысл жизни). В каждом человеке могут быть представлены ориентации на все эти типы ценностей, но в разной пропорции, какая-то из них при этом будет доминировать. На основе данной типологии личностей Г.Олпортом, П.Верноном и Г.Линдзеем был разработан Тест изучения ценностей, а также создан Тест интересов Дж.Холланда. В своих культурологических работах Шпрангер рассматривал античность, христианство, немецкий идеализм как основные силы, обусловившие содержание современной культуры. Из типологических представлений об индивидуальной душе Шпрангер делал педагогические выводы: при воспитании детей учитель должен интуитивно понять тот тип ориентации, который может стать ведущим у данного ребенка, и снабдить его соответствующим операциональным составом. Методологические установки понимающей психологии были реализованы Шпрангером в его исследовании психологии юности: "Psychologie des Jugendalters". Lpz., 1924, в рус. пер.: (част.) Эротика и сексуальность в юношеском возрасте // Педология юности. М.-Л., 1931. Сочинения. Die Grundlagen der Geschichtswissenschaft. 1905; Zur Theorie des Verstehens und zur Geistwissenschaftlichen Psychologie. 1918; Wilhelm von Humboldt und die Humanitatsidee. 2 Aufl., B., 1928; Kultur und Erziehung. 4 Aufl., 1928; Der Sinn der Vorausseitzungslosigkeit in der Geisteswissenschaften. 1929; Volk, Staat, Erziehung. 1930; Weltfrommigkeit. 1940; Lebensfuhrung. 1947; Die Magie der Seele, Tubingen. 1947; Goethes Weltanschauung. 4 Aufl., Wiesbaden, 1949; Der unbekante Gott. 2Aufl., Stutt., 1955; Der Eigengeist der Volksschule. 2 Aufl., 1956; Der geborene Erzieher. 1958; Pestalozzis Denkformen. 2 Aufl., Hdlb., 1959; Kulturfragen der Gegenwart. 3 Aufl., Hdlb., 1961; Pedagogischen Perspektiven. 7 Aufl., 1962; Philosophie und Psychologie der Religion (Abhandlungen). 1974. Литература. Croner E.E. Spranger. B., 1933; Gruhle H.W. Verstehende Psychology. Stuttgart, 1948. Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000. Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Большая психологическая энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|