|
психоанализпсихоанализ (от греч. psyche — душа и analysis — разложение, расчленение, исследование) — 1) теоретическое направление в психологии, восходящее к идеям З. Фрейда (см. фрейдизм, неофрейдизм, аналитическая психология, индивидуальная психология и др.); 2) особая методология исследования психики; 3) психотерапевтический метод исследования З. Фрейда (см. психотерапия). Начальным моментом создания П. З. Фрейд считал открытие и применение в клинической практике метода свободных ассоциаций (1896). Основными техническими средствами П. являются 1) анализ свободных ассоциаций; 2) анализ снов и толкование сновидений; 3) анализ и толкование различных ошибочных непреднамеренных (случайных) симптоматических действий повседневной жизни. Согласно Фрейду, П. занимает «среднее место» между медициной и философией. Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998. психоанализ (терапия психоаналитическая) — психологическое направление, основанное австрийским психиатром и психологом З. Фрейдом в конце XIX в. Первоначально сложился как метод лечения неврозов; затем превратился в общепсихологическую теорию, поместившую в центр внимания движущие силы душевной жизни, мотивы, влечения, смыслы; впоследствии стал одним из важных направлений философии XX в. Основан на идее о том, что поведение определяется не только и не столько сознанием, сколько бессознательным. Итак, термин употребляется в трех основных смыслах: 1) теоретическое направление в психологии; 2) особая методология исследования психики; 3) метод психотерапевтический. 1. Психоанализ — первая теория, пытавшаяся объяснить динамику личности. Фрейд после длительных наблюдений за пациентами пришел к выводам, значительно изменившим представления о психике. Он утверждал, в частности, что поведение в большой степени подчиняется влиянию подсознательных сил, названных им влечениями/Они обусловлены инстинктами, но прежде всего — подавленными желаниями, удовлетворение коих «запрещено» на уровне сознания, отчего они вытеснены в область бессознательного. Эти желания продолжают действовать без ведома сознания, проявляясь в сновидениях, оговорках, непроизвольных отклонениях от адекватного поведения, оказывая влияние на выбор профессии и творчество. 2. Психоанализ как особая методология исследования психики. Согласно З. Фрейду, он занимает среднее место между медициной и философией; его начало - открытие и применение метода ассоциативного. 3. Психоанализ как метод психотерапевтический: совокупность способов выявления особенностей переживаний и действий человека, обусловленных неосознаваемыми мотивами. Основные технические средства психоанализа: 1) метод ассоциативный — анализ ассоциаций свободных; 2) анализ снов и толкование сновидений (см. сновидение: <<толкование); 3) анализ и толкование различных ошибочных и непреднамеренных (случайных) симптоматических действий повседневной жизни (см. метод анализа ошибок). Фрейдизм часто критиковался, иногда очень резко, за то, что его концепции почти невозможно проверить экспериментально. Однако они ниспровергли целый ряд представлений особенно касательно детства и сексуальности. Кроме того, фрейдизм ввел немало понятий, вошедших в современную психологию и побудивших к новым исследованиям. Относительно ряда открытий ему воздают должное подавляющее большинство психологов современности. Прежде всего, в психоанализе предметом изучения стала динамика отношений между бессознательным и сознанием. Само существование бессознательного признавалось рядом ученых и до Фрейда, но динамика его влияния на сознание, его механизмы впервые были поставлены в центр внимания именно Фрейдом. Это означало изменение предмета психологии: сознание перестало быть замкнутым в себе пространством когнитивным и стало частью живого жизненного целого. Сексуальная сфера жизни также вошла в поле зрения психологии благодаря Фрейду. Он привлек особое внимание и к роли детского, прежде всего — семейного опыта в развитии личности. Идея защиты психологической — также одна из центральных в современной психотерапии. Не все согласны с теоретическими объяснениями Фрейда, но обычно признают, что именно его метод лег в основу большинства терапевтических систем. Психоанализ действительно являл совершенно новую психологическую систему — встречается даже термин «психоаналитическая революция». Он оказал огромное влияние и на искусство. Психоанализ не соотносится только С именем своего основателя. Кстати, ученики и последователи Фрейда в большинстве не разделяли пансексуализма своего учителя и развивали собственные учения о бессознательном и психической жизни. Они делают главный упор на социальное значение кризисов, происходящих в процессе формирования индивида. Развитие психоанализа в значительной мере ушло от классических фрейдовских представлений по целому ряду положений, и прежде всего — в отношении сексуальной детерминации поведения. Ныне психоанализ весьма разнообразен и часто обнаруживает мало сходства с теорией Фрейда. Однако определяющие положения, касающиеся роли бессознательного, роли детского опыта, проблема внутренних конфликтов, формирование защиты психологической — имеются практически в любой из этих концепций, что позволяет говорить о психоанализе как о целостном направлении. Роль учения Фрейда сравнима с ролью фундамента здания — мало приметного, но держащего все здание. Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998. психоанализ Этимология. Происходит от греч. psychе - душа + analysis - разложение, расчленение. Категория. Психологическое направление, основанное З.Фрейдом в конце ХIХ в. Специфика. Развился из метода изучения и лечения истерических неврозов. В дальнейшем была создана общепсихологическая теория, ставящая в центр внимания движущие силы душевной жизни, мотивы, влечения, смыслы. Была разработана структурная схема психики, в которой были выделены три уровня: сознательный, подсознательный, бессознательный. Для опосредствования отношения бессознательного с другими уровнями служит цензура, которая вытесняет осуждаемые личностью чувства, мысли и желания в область бессознательного и не допускает обратный прорыв в сознание вытесненного содержания. Но бессознательное все же проявляется в поведении и психике человека - в обмолвках, описках, ошибках памяти, сновидениях, несчастных случаях, неврозах. Осознание этого в процессе психоаналитической терапии ведет к устранению болезненных симптомов. В дальнейшем структура психики человека была несколько видоизменена: в ней были выделены уровни Оно, Я, Сверх-Я. Синоним. Фрейдизм. Литература. Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. М.-П., 1922; Encyclopedia of Psychoanalysis. N.Y., 1968 Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000. ПСИХОАНАЛИЗ (англ. psychoanalysis) — направление в психологии, основанное австрийским психиатром и психологом З. Фрейдом в конце XIX — 1-й трети XX в. П. первоначально возник как метод изучения и лечения истерических неврозов. Результаты психотерапевтической практики, а также анализ различных явлений нормальной психической жизни — сновидений, ошибочных действий, остроумия — были проинтерпретированы Фрейдом как результат действия общих психологических механизмов. Эти представления составили психологическое учение, в центре которого находятся бессознательные психические процессы и мотивация (см. Стремление). П. был направлен против интеллектуализма ассоцианистической психологии (см. Ассоциациям). П. рассматривает душевную жизнь с 3 т. зр.: динамической (как результат взаимодействия и столкновения различных психических сил), «экономической» (энергетическая характеристика душевной жизни) и топической (структурная организация психики). Впервые в едином теоретическом контексте были поставлены проблемы движущих сил душевной жизни человека, мотивов и влечений, смысловой и энергетической характеристик психики, ее структурной организации и психодинамики. Свое философское завершение П. Фрейд получил в спекулятивной концепции развития общества, происхождения морали, искусства, религии. Становление взглядов Фрейда прошло 2 основных этапа. На 1-м этапе была разработана динамическая модель психики, включающая представление о 3 ее сферах — сознательном, подсознательном, близком по своим свойствам к сознанию, и бессознательном, отделенном от первых двух особой психической инстанцией — цензурой. Цензура выполняет 2 функции: 1) вытесняет в область бессознательного неприемлемые и осуждаемые личностью собственные чувства, мысли и желания; 2) оказывает сопротивление активному бессознательному, стремящемуся прорваться в сознание. Бессознательное, однако, окольными путями проявляется в поведении и психике человека — в обмолвках, описках, ошибках памяти, сновидениях, несчастных случаях, неврозах. Начиная с 1920-х гг. П. приобретает окончательную форму и превращается в учение о личности, в которой выделяется 3 структуры: Оно (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Суперэго). Структура Оно содержит врожденные бессознательные инстинкты (инстинкт жизни и инстинкт смерти), а также вытесненные влечения и желания. Структура Я образуется под влиянием внешнего мира, находится также под двусторонним давлением Оно и Сверх-Я. Структура Сверх-Я содержит систему идеалов, норм и запретов, складывается в индивидуальном опыте путем идентификации со Сверх-Я родителей и близких взрослых. Борьба между этими структурами порождает бессознательные защитные механизмы личности (см. Защита психологическая), а также сублимацию бессознательных влечений — замещение запретных влечений социально приемлемыми действиями. По Фрейду, творчество человека — результат преобразования его энергии либидо. Для истории П. характерны как широкое распространение его идей в области теории и практики, так и непрекращающиеся до настоящего времени попытки их ревизии. См. также Катарсис, Комплекс Эдипа, Фрейдизм, Неофрейдизм. (А. Н. Ждан.) Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003. психоанализ ПСИХОАНАЛИЗ (с. 481) - 1) метод психотерапии, предложенный Зигмундом Фрейдом и основанный на выявлении скрыгтых бессознательных процессов; 2) психологическое учение, базирующееся на концепции З.Фрейда и представляющее собой совокупность идей и гипотез о строении и механизмах функционирования человеческой психики. Концепция психоанализа основывается на постулате, согласно которому аффективные переживания отражают внутрипсихические конфликты между инстинктивными побуждениями человека и социальными (нравственными и этическими) нормами. Разрешение конфликтов осуществляется путем вытеснения представлений об этих побуждениях из сознания в сферу бессознательного. Будучи вытесненными из сознания, эти желания и влечения не исчезают бесследно, а продолжают воздействовать на поведение человека, лишь иногда заявляя о себе в завуалированной форме (в виде сновидений, ассоциаций, ошибочных действий и т.п.). Человек, таким образом, не знает истинных мотивов своего поведения. Разрешение внутренних конфликтов, обусловленных противоречивыми установками «принципа удовольствия» и «принципа реальности», носит лишь временный характер; это оборачивается психологическим дискомфортом и ведет к возникновению неврозов. Как метод психотерапии психоанализ призван осуществить перевод вытесненного материала в сознание человека и тем самым оказать помощь в разрешении внутренних конфликтов путем сознательного овладения желаниями и их сублимации (переключения на иные, приемлемые цели). При этом исходной установкой психоанализа является сведение невротических симптомов к переживаниям детства, связанным с бессознательным сексуальным влечением (либидо). Инфантильная сексуальность рассматривается как потенциальный источник конфликтов, возникающих в силу подавления запретных желаний. Фрейд считал, что только переживания детства дают ключ к объяснению последующих психических травм. В этой связи психоаналитическое лечение рассматривалось Фрейдом и его последователями как «довоспитание», продолжение воспитания с целью устранения остатков детства. Согласно теории психоанализа в обществе перед человеком под напором сильных инстинктов, требующих реализации, открываются три возможности. Если его внутренние побуждения получат беспрепятственный выход, то он превратится в преступника, если они будут вытеснены, то он станет невротиком, и, наконец, если они будут сублимированы в социально полезную деятельность, он сможет без трений жить в обществе. Для устранения первых двух возможностей предлагаются терапевтические меры двоякого рода: во-первых, каким-то образом заставить общество понизить предъявляемые к индивиду требования и тем самым ослабить процесс вытеснения, во-вторых, усилить власть человеческого сознания в борьбе с инстинктами и посредством рационального контроля увеличить способность человека к сублимации. В XX в. учение Фрейда превратилось в один из столпов западной культуры. Правда, далеко не все перед этим учением благоговеют. Кое-кто даже утверждает, что оно относится не столько к сфере науки, сколько к мифологии, что свои суждения о природе человека Фрейд по большей части выдумал. Наверное, это преувеличение. Трудно согласиться с тем, что теория Фрейда универсальна, то есть справедлива для всех и каждого. Но не подлежит сомнению, что встречаются люди, вполне отвечающие фрейдистским представлениям. По крайней мере, имя одного такого человека известно совершенно точно. Это Зигмунд Фрейд. Свою теорию психосексуального развития личности он отнюдь не выдумал, а в полном смысле слова выстрадал. Наверное, погорячился лишь в том, что распространил ее и на нас с вами. И это вполне соответствует открытому им феномену проекции: коли окружающие не лучше меня, а то и хуже, то мне - чего стыдиться? Попробуем разобраться, так ли это. Ибо если справедливо, что индивидуальный жизненный опыт накладывает неизгладимый отпечаток на все мировоззрение человека, то понять это мировоззрение можно лишь с опорой на этот опыт. Что же пережил тот мальчик, который, повзрослев, сочинил на основе мифа об Эдипе миф об эдиповом комплексе? О детстве Фрейда достоверно известно немного - не больше, чем о детстве любого другого человека. Ведь это только если случится человеку стать знаменитым, сразу найдется толпа друзей дома и сотни три бывших одноклассников, которые насочиняют о его детстве ворох слащавых небылиц. Потом официальный биограф, отобранный по критерию безупречной лояльности, отфильтрует эти басни и отлакирует сухой остаток. Таким биографом после смерти Фрейда выступил один из его верных соратников Эрнст Джонс, с чьих слов в основном и известен жизненный путь основателя психоанализа. Однако при всем обилии фактов ценность такой парадной биографии невелика - слишком уж очевидно стремление автора приукрасить канонизированный образ. К тому же и сам мистер Джонс — слишком противоречивая, мягко скажем, фигура, чтобы с почтением относиться к его словам. Небезынтересный факт: Джонс, некоторое время работавший в детской больнице, был оттуда с позором уволен после многочисленных обвинений в сексуальных контактах с детьми; бежав от ареста в Канаду, он принялся практиковать там, но вскоре вынужден был откупаться от своей пациентки, дабы она не предавала огласке тот факт, что он ее совратил. Что ни говори, а доверия к его славословиям это не прибавляет — в трезвый взгляд и кристальную честность совратителя и педофила верится с трудом. Так что, восстанавливая более или менее объективную картину ранних лет жизни Фрейда, приходится опираться на иные источники, в частности — обнародованные в самое недавнее время. Затрудняет дело то, что сам человек о первых годах своей жизни не помнит почти ничего. Разумеется, отсутствует в памяти и сам акт появления на свет. (Попытки его «припомнить» под действием «кислоты» или надышавшись до асфиксии и помрачения рассудка ничего, кроме иронии, у здравомыслящего человека не вызывают.) «Детская амнезия» - явление, до сих пор не получившее удовлетворительного объяснения, - это исчезновение воспоминаний практически обо всем, что происходило с человеком до 5-6 лет. Очень немногие взрослые могут вспомнить хотя бы столько моментов из раннего детства, сколько хватило бы на полчаса реальной жизни. Фрейда очень интересовала эта «странная загадка», и он пытался преодолеть собственную амнезию в надежде, что это поможет ему лучше разобраться в себе и вообще понять человеческую природу (в спорности вопроса - насколько второе выводимо из первого - он, похоже, не отдавал себе отчета). Самым многообещающим источником представлялись сны - если их должным образом истолковать. Сомнения в истинности фрейдистского толкования сновидений появились много позже - когда полученные «результаты» уже обрели характер догмы. Каковы же были те реальные факты, которые определили становление личности будущего ученого и его научного мировоззрения? Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 года в полседьмого вечера на втором этаже скромного домика на Шлоссергассе, 117, во Фрайберге, в Моравии (ныне г. Пршибор, Чехия). Семья, в которой он появился на свет, словно специально была создана как иллюстрация к психоаналитической доктрине. Его отец, Якоб Фрейд, был уже немолод (ему было за сорок) и имел двух взрослых сыновей от первого брака. Его первая жена умерла. По некоторым сведениям, достоверность которых спорна, Якоб вскоре женился второй раз на некоей Ребекке, но этот брак продлился недолго, и о судьбе Ребекки неизвестно ничего. Джонс в своей биографии о ней даже не упоминает, называя второй женой Якоба Фрейда Амалию Натансон. Вторая или третья, именно Амалия стала матерью Зигмунда. Она была более чем вдвое моложе своего мужа и души не чаяла в своем первенце, «золотом Зиги». Взаимную нежную привязанность мать и сын пронесли через всю жизнь (Амалия Фрейд умерла в 1930 году в возрасте 95 лет). Они еще могли себе это позволить. Ведь о существовании эдипова комплекса еще долго никто не догадывался! Самыми ранними воспоминаниями первенца Амалии были искры, летающие над узкой лестницей в доме кузнеца Заджика, где квартировала семья Фрейда. Восемь месяцев спустя после рождения Зигмунда Амалия снова забеременела, и в октябре 1857 года у нее родился второй сын, Юлиус. Зигмунд ревновал мать к нему, и смерть Юлиуса полгода спустя вызвала в нем раскаяние, которое постоянно проявлялось впоследствии в его снах. В этом отношении детство Фрейда было необычным: он утверждал, будто помнит о нем больше, чем большинство людей. Возможно ли это? Доказать справедливость этого утверждения невозможно, как и большинства догматов психоанализа. Так или иначе, в письме своему другу, доктору В.Флиссу, от 1897 года Фрейд признает наличие злобных желаний в отношении своего соперника Юлиуса и добавляет, что исполнение этих желаний в связи с его смертью возбудило упреки в собственный адрес - склонность, которая не покидала его с тех пор. В том же письме он рассказывает, как между двумя и двумя с половиной годами было разбужено его либидо по отношению к матери, когда он однажды застал ее обнаженной. Детская сексуальность занимает центральное место в теории Фрейда, и поэтому исследователи стремятся найти ее следы в его собственной биографии. Весьма вероятно, что он видел, как его родители занимаются сексом в их тесном жилище. Фрейд, впрочем, никогда не упоминал об этом, но как психоаналитик очень интересовался «первичной сценой» — фантазией, которую младенец выстраивает вокруг занятий взрослых в постели. По крайней мере, именно этот сюжет всплыл в ходе психоанализа Сергея Панкеева (человека с волками). Интересна реакция на это самого Панкеева. Этот русский плейбой жировал за границей на деньги своих родителей-помещиков и от праздности и пресыщенности терзался душевной смутой. Психоанализ Фрейда якобы вернул ему душевное равновесие. Дожил Панкеев до преклонных лет, но всю жизнь уклонялся от обсуждения этого эпизода своей биографии. Лишь в старости он дал интервью, которое разрешил опубликовать только после своей смерти. Вероятно, сказалась признательность к психоаналитическому сообществу, которое сделало из него культовую фигуру и почти в буквальном смысле долгие годы его подкармливало, после того как он был разорен революцией. Так вот, домыслы Фрейда сам Панкеев всегда считал совершенно безосновательными - хотя бы по той причине, что в доме его родителей (точнее - в многокомнатном особняке, так не похожем на каморку семьи Фрейд) детская находилась в изрядном удалении от родительской спальни, и вряд ли полуторагодовалый мальчик решился бы проделать этот путь среди ночи. Не говоря уже о том, что, по признанию Панкеева, никакого душевного облегчения такой анализ ему не принес. В биографии, написанной Джонсом, непосредственно фигурирует эпизод подглядывания маленького Зигмунда за родителями. Упоминается также, какой гнев это вызвало у Якоба. Легко понять, насколько был напуган малыш гневом отца, который только что совершал нечто непонятное и, по всей вероятности, насильственное над его любимой матерью. Так что впоследствии выдумывать пресловутый эдипов комплекс ему не было никакой нужды. Уж по крайней мере в данном случае для возникновения этого комплекса имелись все основания. В возрасте двух лет Зигмунд все еще мочился в постель, и строгий отец, а не снисходительная мать ругал его за это. Именно из подобных переживаний в нем зародилось убеждение в том, что обычно отец представляет в глазах сына принципы отказа, ограничения, принуждения и авторитета; отец олицетворял принцип реальности, в то время как мать — принцип удовольствия. Джонс тем не менее настаивает, что Якоб Фрейд был «добрым, любящим и терпимым человеком». А вот менее лояльные исследователи приходят к совсем иным выводам. Голландский психолог П. Де Врийс, проанализировав около 300 писем Фрейда к Флиссу, пришла к выводу, что маленький Зигмунд, весьма вероятно, подвергался сексуальным посягательствам со стороны отца. После смерти отца в 1896 году Фрейд начал свой самоанализ. Он объяснял его необходимость тем, что сам себе диагностировал «невротическую истерию», по причине которой часто страдал «истерическими головными болями». В чем же виделась ему психогенная природа этой боли? В письме Флиссу от 8 февраля 1897 года Фрейд описывает аналогичные симптомы у одной пациентки. Ощущение давления в висках и темени он связывал со «сценами, где с целью действий во рту фиксируется голова». Характерен следующий абзац письма посвящен отцу, умершему несколько недель назад. В письме читаем буквально следующее: «К сожалению, мой отец был одним из извращенцев и стал причиной истерии моего брата и некоторых младших сестер». Незадолго до этого, в письме от 11 января 1897 года, Фрейд четко сформулировал, что он понимает под словом «извращенец», - отец, который совершает сексуальные действия над своими детьми. Разумеется, ревностные фрейдисты такую трактовку воспримут в штыки. Оно и понятно. Стоит аналитику усомниться в непорочности отца-основателя, и под вопросом оказываются не только долгие годы учебы (и затраченные на нее немалые средства), не только право «лечить» других (и получать за это солидное вознаграждение), но также важнейшие убеждения относительно себя самого, ядро личности психоаналитика. Вот только что это за ядро?.. Ныне вышел из моды термин «моральная дефективность», а похоже - зря. По крайней мере в данном случае истоки этого явления кажутся достаточно ясными. Период взросления и возмужания Зигмунда Фрейда пришелся на эпоху, которую принято называть Викторианской. А викторианская мораль по сути своей была категорически антисексуальна. Достаточно сказать, что существовал жесткий запрет на наготу, даже в интимных супружеских отношениях. Появление нагой натуры неохотно допускалось на живописном полотне, которое викторианский зритель рассматривал, как наш современник — фотографию лунного пейзажа, то есть как нечто такое, что, конечно, существует в действительности, но что едва ли когда удастся увидеть своими глазами. В викторианской Англии даже было принято на ножки стульев надевать нечто наподобие юбочек во избежание ассоциаций с наготой женской ножки. Современное искусство нередко забывает о таких деталях. Теряя в выразительности, кадр выигрывает в достоверности. Сегодня это кажется невероятным, но в то время даже супруги могли за всю жизнь ни разу не увидеть друг друга обнаженными. Сегодня любой подросток знает, что зрительные образы сильно стимулируют эротические чувства. Каково же было викторианским супругам! Не говоря уже о том, что соприкосновение закутанных тел не очень-то возбуждает. Вообще сексуальность викторианской моралью расценивалась как нечто низменное и постыдное. Удовольствие от секса считалось признаком испорченности, и ни одна порядочная женщина не могла себе позволить к этому стремиться. То, что все-таки можно было себе позволить (в современной сексологии это определяется как диапазон приемлемости), исчерпывалось удручающим минимумом при абсолютной недопустимости каких-либо вариаций поз и ласк. Новаторский для своего времени труд доктора Крафт-Эббинга (кстати, настольная книга Фрейда) мало того что назывался «Сексуальная психопатия», но и трактовал ряд проявлений сексуальности, ныне вполне приемлемых и практикуемых в каждой спальне, как грубые извращения. Можно себе представить, сколь скудный сексуальный рацион ожидал молодого Фрейда в супружестве. Судя по всему, только его он и получил. Здесь уместно заметить, что Фрейд, умевший погружаться в самые интимные тайны людей и пытавшийся узнать о них даже больше, чем люди сами о себе знали, сделал все, чтобы его личная жизнь была окутана завесой тайны. Переписку, касающуюся интимных вопросов, он беспощадно уничтожал. То немногое, что сохранилось, покоится за семью печатями в своеобразном «спецхране» Библиотеки Конгресса США. Тем не менее, по некоторым высказываниям близко знавших его людей, можно составить приблизительно представление о его личной жизни. Однажды Фрейд обмолвился, что впервые влюбился в шестнадцатилетнем возрасте. Гизелла Флюсе надменно отвергла любовь будущего светила, чем, возможно, способствовала вытеснению его грешных мыслей в подсознание. Механизм вытеснения будет детально описан Фрейдом тридцать лет спустя. Взаимности Фрейду удалось добиться лишь через десять лет. В 26-летнем возрасте он познакомился с Мартой Бернайс (ей исполнился тогда 21 год), которая вскоре согласилась выйти за него замуж. Свадьба состоялась только через четыре года, поскольку мать невесты выдвинула категорическое требование: мужем Марты станет только человек, способный ее обеспечить. За годы помолвки Зигмунд и Марта виделись редко. Однако, страстно желая близости, Фрейд буквально заваливал невесту письмами: их сохранилось около полутора тысяч. То есть ежедневно жених обращался мысленным взором к невесте. Эти письма, преисполненные трепетной нежности, доносят до нас томление духа молодого Фрейда. Нетрудно догадаться, что имело место и томление плоти. Утолить его Фрейду удалось лишь в тридцатилетнем возрасте. По замечанию одного из биографов, «Фрейд обладал ненасытным сексуальным аппетитом». За первые девять лет супружества у Марты и Зигмунда родилось шестеро детей. Но это, вероятно, и было основным итогом сексуальной активности. С рождением последнего ребенка совпала определенная потеря интереса к сексу. Не исключено, что причина кроется в том, что отцу многочисленного семейства приходилось теперь больше задумываться о средствах предохранения, чем о плотских радостях. В 1907 году в гости к Фрейду приехал его коллега Карл Густав Юнг с женой. Впоследствии он рассказывал: «Когда я прибыл в Вену со счастливой молодой женой, Фрейд пришел повидать нас в гостиницу и принес цветы для Эммы. Он старался быть очень предупредительным и в один из моментов сказал мне: «Я прошу прощения за то, что не могу проявить подлинного гостеприимства. У меня дома нет ничего, кроме старой жены». Встреча со «старой женой» все-таки состоялась, и после нее Юнг отметил: «Было более чем очевидно, что отношения между Фрейдом и его женой носили весьма поверхностный характер». О том же еще более откровенно свидетельствует письмо самого Фрейда, датированное 1908 годом: «Семейная жизнь перестает давать те наслаждения, которые она обещала сначала. Все существующие сейчас противозачаточные средства снижают чувственные наслаждения». За несколько лет до этого он писал своему близкому другу Вильгельму Флиссу: «Сексуального возбуждения для меня больше не существует». Однако Юнг также вспоминал, как в 1909 году они с Фрейдом отправились в США, чтобы прочитать там цикл публичных лекций. Американские женщины, судя по всему, произвели на Фрейда сильное впечатление, и он признался Юнгу, что видит эротические сны, в которых присутствуют симпатичные американки. «Отчего же не предпринять что-нибудь для решения этой проблемы?» — поинтересовался Юнг, никогда не отличавшийся приверженностью пуританским нравам. «Это невозможно! - возразил Фрейд. - Ведь я женат!» Можно, правда, предположить, что жена однажды не смогла выступить препятствием. Речь идет о ее сестре Минне, долгое время гостившей в доме Фрейда. Характерна оценка самого Фрейда, который писал, что Минна очень похожа на него, что «оба они неуправляемые, страстные и не очень хорошие люди, в отличие от Марты, человека очень положительного». Один из друзей Юнга рассказывал потом сего слов, что, когда Юнг гостил у Фрейда в Вене, Минна призналась ему, что Фрейд очень любит ее и между ними существует любовная связь. Впрочем, обоих эта связь тяготила и продлилась недолго. Из шестерых детей Фрейда развитию идей отца посвятила свою жизнь лишь дочь Анна, словно компенсируя свою сексуальную невостребованность. Кстати, другим ее увлечением было вязание, которое родоначальник фрейдизма считал символическим замещением полового акта. Судя по этим разрозненным данным, личная жизнь отца сексуальной революции вполне соответствует теории, которую он выдвигал. «Сексуальная жизнь цивилизованного человека серьезно искалечена общественной моралью», - писал он и собственной судьбою доказал правоту своих слов. А как знать, что мы сегодня понимали бы под фрейдизмом и существовал ли бы он вообще, будь фрау Марта немножко поласковее к своему ученому супругу? После смерти отец-основатель был фактически канонизирован психоаналитиками, а его отлакированная Джонсом биография превратилась в своего рода житие. Эту несколько кощунственную параллель можно и продолжить. Полное собрание сочинений Фрейда выступило догматом универсального учения, не подлежащим ни критике, ни сомнению. Теория Фрейда была объявлена его последователями безупречной и совершенной. Тем самым, однако, они невольно загнали себя в ловушку: вся их практическая деятельность и теоретические изыскания оказались ограничены строгим каноном, отступления от которого приравнивались к ереси. Наверное, поэтому собственные труды психоаналитиков традиционной ориентации в основном вторичны и далеко не столь популярны, как классические работы Фрейда. Парадокс, однако, состоит в том, что на протяжении четырех десятилетий, которые Фрейд посвятил развитию своего учения, психоанализ вовсе не представлял собою раз и навсегда застывший монолит, а претерпевал весьма динамичные перемены. В ранних трудах Фрейда - «Психопатология обыденной жизни», а также «Толкование сновидений» (которое автор считал своей лучшей психоаналитической работой) - еще и речи нет о таких конструкциях, как, например, эдипов комплекс, без которого фрейдистское учение невозможно представить. Трехступенчатая структура психики была обозначена Фрейдом в работе «Я и Оно», которая увидела свет лишь в 1921 г. К позднейшим новациям Фрейда относится и противопоставление деструктивного Танатоса жизнелюбивому Эросу. Все эти перемены происходили под влиянием клинической практики, в немалой степени - личного жизненного опыта самого Фрейда, а также, безусловно, под влиянием объективных перемен в общественной жизни и умонастроении людей. Венский буржуа рубежа веков, ветеран мировой войны и эмигрант, спасающийся от нацистского террора, терзались совсем разными комплексами, и это не могло не сказаться как на клинической практике, так и на теоретических постулатах психоанализа. А теперь представим себе, как мог бы преобразиться психоанализ, если бы его основатель прожил еще лет тридцать и увидел Нюрнбергский процесс, Хиросиму, Берлинскую стену, Пражскую весну. Как отнесся бы он к психоделическим изысканиям Тимоти Лири, к экспансии восточного оккультизма и сексуальной революции детей-цветов? Разумеется, верные последователи Фрейда все эти события и явления старались истолковать, исходя из классических постулатов. Однако не приходится сомневаться, что сам классик, проживи он подольше, нашел бы более интересные объяснения. За годы, прошедшие после кончины Фрейда, мир неузнаваемо изменился. Эти перемены, происходившие и грядущие, похоже, ощущал и сам патриарх психоанализа. В Библиотеке Конгресса США ждут исследователей неопубликованные записки и письма Фрейда, доступ к которым по настоянию родственников пока закрыт. Чем вызвана такая секретность? Не тем ли, что позднейшие размышления Фрейда, не успевшие оформиться в печатные труды, содержат переоценку «незыблемых» постулатов? Радикальные перемены последних лет коснулись и теории Фрейда. Все, что когда-то было под запретом, оказалось поднято на щит. Переиздания психоаналитических трудов заполонили книжные прилавки. Как грибы после дождя, стали возникать психоаналитические институты, журналы, общества. Казалось бы, справедливость восстановлена и ценная теория обрела свое достойное место. Однако каково оно - это место в условиях нынешней российской действительности? Справедливости ради надо признать, что не всегда психоанализ в России был гоним. Долгие годы идеи Фрейда у нас активно пропагандировались. И в этом отношении Россия во многом обгоняла Запад. Возникнув на рубеже XIX - XX вв., теория Фрейда была поначалу встречена общественностью настороженно и лишь постепенно обрела широкое признание. Появились переводы трудов Фрейда на иностранные языки. Россия в этом отношении лидировала. Первое упоминание имени еще мало кому известного аналитика в российской научной печати относится к 1898 г., а первый перевод его основополагающей работы «Толкование сновидений» был сделан именно на русский язык и увидел свет спустя всего год после выхода оригинала (венский издатель 600 экземпляров первого издания «Толкования сновидений» с трудом распродал за 8 лет). Психоаналитические общества возникли в Москве, Петербурге, Одессе, Казани. Несколько специалистов из России непосредственно сотрудничали с Фрейдом. А вице-президент швейцарского психоаналитического общества Герман Роршах вел приемы в подмосковном санатории Крюково. Октябрьская революция, вызвавшая переоценку многих ценностей, не поколебала позиций российского психоанализа. В 20-е гг. были изданы на русском языке основные труды Фрейда, написанные им к тому времени. Курировал издание глава Госиздата Отто Юльевич Шмидт, сам являвшийся членом психоаналитического общества. Психоаналитические исследования проводились под патронажем высших государственных и партийных чинов. Интересно, что сын И.В.Сталина Василий был воспитанником психоаналитического детского сада. Однако к середине 30-х гг. все эти исследования были постепенно свернуты, учреждения закрыты, публикации прекращены. Началась эпоха критики и гонений (удивительным образом совпавшая с гонениями фрейдизма в нацистской Германии). Но было бы неверно объяснять эту ситуацию одной лишь большевистской нетерпимостью. По мнению ряда исследователей, психоанализ Фрейда попросту плохо прижился на российской почве и, исчерпав свои возможности, постепенно сошел на нет. В пользу такой точки зрения говорят и многие свидетельства из мирового опыта. Сегодня классической теории Фрейда привержен лишь узкий круг адептов. Большинство психологов, признавая наличие в психике неосознаваемых компонентов, придерживаются иных, нежели у Фрейда, объяснительных принципов и методов психотерапии. Критика фрейдизма (причем весьма аргументированная) раздается на Западе едва ли не громче, чем когда-то в СССР. 12 ноября 1952 г. Journal of Consulting Psychology опубликовал статью, которая уже через четверть века на основании подсчета последующих ссылок на нее была признана классической. Статья принадлежала перу Г.Ю.Айзенка, и, хотя его научная библиография насчитывает сотни работ, именно ее наряду с крупными монографиями данного автора неизменно включают в список основных его трудов. Статья, наделавшая немало шума (который не стихает по сей день), была посвящена проблемам психотерапии, главным образом - традиционного психоанализа. Айзенк выступил с вполне резонным требованием применять научные методы для оценки любой психотерапевтической методики (статья так и называется - «Оценка эффективности психотерапии»), чем заслужил жгучую ненависть своих современников-психотерапевтов. Их нынешние российские последователи Айзенка не читали и потому никаких чувств к нему (Не испытывают. А если б прочитали, тоже возненавидели бы. Ибо, по мнению Айзенка, большинаво их хитроумных процедур представляют собою не более чем «игры для детей зрелого возраста» и ни к каким объективным личностным сдвигам не приводят. Особенно досталось от Айзенка фрейдистам. С помощью достаточно строгих психологических обследований он пытался установить, каковы бывают результаты психоаналитической терапии. Выводы оказались неутешительными. Айзенк не нашел никаких доказательств эффективности фрейдистской процедуры (заметим - длительной и дорогостоящей), кроме тех эффектов, которых можно ожидать от простого вдумчивого самоанализа. Хотя кое-кто и упрекал Айзенка за чрезмерную резкость суждений, возразить ему по существу никто так и не сумел. Сами психоаналитики либо ссылаются на хрестоматийные примеры вроде «случая Анны О.» или «человека с волками», либо просто высокомерно отворачиваются от всякой критики, как это вообще у них принято. Но их благоденствие Айзенк подпортил изрядно. После выхода его статьи клиентура психоаналитиков заметно сократилась. А во многих странах психоанализ просто не получил распространения. Так произошло в Индии, где когда-то было создано одно из первых психоаналитических обществ, и в Китае - причем как в социалистической КНР, так и на прозападном Тайване. Похоже, азиатский менталитет отторгает фрейдистскую концепцию. Впрочем, не только азиатский. Можно предположить, что для российского менталитета свойственны, во-первых, настороженность ко всяким вторжениям во внутренний мир личности и, во-вторых, в целом сдержанное отношение к сексуальности. В таких условиях глубокий интерес к теоретическому фрейдизму и потребность в психоаналитической терапии вряд ли получат широкое распространение. Особняк на Малой Никитской улице в Москве, где в 20-е годы размещался Государственный психоаналитический институт Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005. Психоанализ Термин употребляется в трех основных смыслах: 1) теоретическое направление в психологии; 2) особая методология исследования психики; 3) психотерапевтический метод. Создание психоанализа связано в первую очередь с именем Зигмунда Фрейда. Этот подход основан на идее о том, что поведение человека определяется не только и не столько сознанием, сколько бессознательным. Согласно Фрейду, невротические проблемы в зрелом возрасте являются следствием внутренних конфликтов на фаллической (эдиповой) стадии развития. Задача психоанализа как терапевтического метода состоит в том, чтобы помочь пациенту осознать истинную причину его страданий, скрытую в бессознательном, выявить забытые травмирующие переживания и как бы пережить их заново. Выведение подавленных конфликтов на осознанный уровень позволяет исследовать и решать их. Особенности отношений пациента и терапевта в психоаналитическом процессе отражают следующие основные явления и методы: • Метод свободных ассоциаций: пациенту предлагается свободно рассказывать обо всем, что приходит в голову (иногда — лежа на кушетке). Таким образом пациент может вывести на осознанный уровень травмирующие воспоминания, которые были подавлены или подвергались цензуре со стороны Эго. • Резистентность (сопротивление): иногда пациент пытается блокировать обсуждение, быстро изменяя тему разговора, или даже активно противится действиям терапевта. Фрейд считал сопротивление важным фактором, указывающим на чувствительные области в подсознании пациента. • Анализ сновидений: психоаналитик пытается раскрыть и интерпретировать символическую природу сновидений пациента. Реальные заботы и тревоги пациента часто обретают в сновидениях причудливую фоэрму и переживаются символпчески. т. е. во сне пациент вшдит нечто, символизирующее скорсе саму тревогу, чем ее пршчину. К примеру, когда во сне мы выходим на перекресток ш думаем, какую дорогу следует выбрать. это может символизировать важное жизненное решение, предстоящее в будущегм. Реальные тревоги пациента часто скрываются за этой символической формой, чтобы защитить сознательный разум от непосредственного осознания проблемы. • Интерпретации: психоаналитгик предлагает истолкованис мыслей, поступков и сновидеший пациента, выявляя участвующие в них защитпые механшзмы. Терпеливо ожидая, пока сам пациент не придет к опрегделенным выводам, психоаналитик может повысить качестгво интерпретации. • Несогласие: с интерпрстациями связана проблема несогласия пациента. Аналитик можсет иметь веские основания для предположения о том, что нессогласие с его интерпретацией является очередным примерош действия защитных механизмов пациента. • Перенос (смещение аффектса): пациент, испытывающий внутренний конфликт, можетг перенести подавленные чувства (например, по отношенико к родителям) на психоаналитика. Это обычно означает, чтго внутренний конфликт выходит на уровень осознанного вюсприятия. Психоаналитик поощряет этот процесс и способствует ему. Оценки психоанализа: • Центральная проблема заключается в том, можно ли вообще назвать пациента полностью шзлечившимся. По мнению некоторых критиков, критерии шзлечения в психоанализе имеют субъективный характер. • Некоторые исследования пожазали, что люди, которые проходят полный курс психсэанализа, чувствуют себя немногим лучше тех, кто вообгще не обращался к психоаналитику. • По всей видимости, психоангализ оказывает благотворное воздействие лишь на определешных пациентов и гораздо менее эффективен при терапии острых психоиатологических расстройств. Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС. Майк Кордуэлл. 2000. Синонимы: Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Большая психологическая энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|