ПСИХОАНАЛИЗ


ПСИХОАНАЛИЗ
(от греч. psyche — душа и analysis — решение) — философско-психологическая концепция и часть психотерапии, врачебный метод исследования, предложенный З. Фрейдом для диагностики и лечения истерии. В П. проводится различие между техникой П. как методом психологического исследования бессознательных психических процессов, связанной с этой техникой терапией и основанной на них теорией П. — совокупностью разнородных предположений о строении и функционировании психического аппарата в целом.
Истоком П. является фрейдизм, который придал многим гипотезам бессознательного философско-антропологический статус. Рождение П. стало поворотным пунктом в судьбе психологии. Оно оказало воздействие и на философию, поскольку сложилось новое филос. направление. Отныне психологи могли не только описывать разрозненные механизмы психики, но и изучать внутренний мир человека в целом.
П. присущ динамический взгляд на все стороны умственной жизни, сознания и бессознательного. Фрейд опирался на богатую филос. и психологическую традицию. Гипотеза о неисчерпаемости психики выдвигалась многими мыслителями. Учение о бессознательных идеях можно обнаружить у И. Герберта, интуицию о психической энергии — у Г. Фехнера. Психологическая теория неврозов была разработана Ж. Шарко и П. Жане. Ключевое для П. слово «вытеснение» использовалось ранее А. Шопенгауэром.
Непосредственной предтечей П. оказался т.н. катарсический метод, развитый в 1882 венским психиатром Й. Брейером. Последний доказал, что тяжелые формы истерии могут излечиваться с помощью гипноза, если пациент сумеет вспомнить забытое травматическое переживание и соответственным образом «отреагировать» на источник невроза.
Фрейд заменил гипноз новым методом, который лег в основу П. В результате выяснилось, что травматические события, аффективные переживания, несбывшиеся мечтания только по видимости исчезают из психики. На самом деле они подвергаются вытеснению — активному удалению из сознания в сферу подсознательного. Вытесненное из сознания забывается человеком, но сохраняет в бессознательном присущую ему энергию влечения. Под влечением Фрейд подразумевал общую направленность движения живого организма, бессознательное стремление человека к удовлетворению своих потребностей. Фрейд отказался от использования гипноза, применив метод свободных ассоциаций, позволяющий неожиданно набрести на истоки травмы. Он разработал психологическую доктрину, призванную изучать скрытые связи и основы человеческой душевной жизни. Специфическое сочетание патологических впечатлений и представлений, особенно сексуальных, устраняется из сферы сознания. В сфере бессознательного, которая представляет собой резервуар сексуальных вожделений, разыгрывается сложная драматургия эмоций и устремлений. В результате содержание бессознательного проникает в сознание, создавая угрозу духовному единству Я, инкорпорированному в окружающий мир.
Т.о., в основании П. лежит гипотеза о преобладающей роли бессознательного в психике человека, о влиянии разнородных «комплексов», прежде всего либидо (энергии сексуальных влечений), на поведение, мысли и поступки человека. Вытесненное из сознания не угасает, не растворяется, а воздействует на психическую жизнь. Под всякими масками и облачениями бессознательное вновь проникает в сознание. Забывание, оговорки, грезы, ложные поступки, неврозы (истерии) и свидетельствуют об этом. Сознательное Я выставляет защиту против вытеснения влечений и импульсов. Так рождаются компромиссные психические образования.
Во время беседы, путем «анализа», через свободные ассоциации можно высветлить эти переживания, вытащить их на свет из глубин бессознательного. По мнению Фрейда, сновидения имеют и смысл, и значение. Нам не снится то, что не является существенным отражением нашей внутренней жизни. Все сновидения можно понять, если знать ключ к их разгадке. Главный путь к пониманию подсознательного и осмысление наиболее мощных мотивов как патологического, так и нормального поведения лежит через истолкование сновидений. Фрейд не только определил природу сновидений, он настойчиво и непреклонно подтверждал одно из старейших представлений: сон есть осуществление иррациональных желаний, подавляемых во время бодрствования.
Поначалу П. сосредоточился на учении о различных формах и обнаружениях психической энергии, уделяя особое внимание либидо. Предполагалось, что в отличие от влечений к самосохранению они обладают способностью к вытеснению и сложным преображениям. В процессе индивидуального развития либидо концентрируется в различных телесных зонах, что и обусловливает фазы психосексуального развития: от аутоэротизма через Эдипов комплекс к внешнему развитию. Инфантильные компоненты сексуальности в ходе индивидуального развития вытесняются, обладая вместе с тем наибольшим патологическим потенциалом. Будучи базой психоневрозов, они влияют на формирование характера.
Разделение психики на сознательное и бессознательное явилось основной предпосылкой П. и дало возможность с его помощью понять важные патологические процессы в психической жизни. П. не считает сознательное сутью психики, а смотрит на сознание как на качество психики, которое может присоединиться к др. качествам или может отсутствовать.
Фрейд весьма существенно обогатил психологию, введя понятие структуры психики. Психика, по Фрейду, есть единство трех систем, которые находятся в постоянном взаимодействии. Наиболее архаическая, безличная часть психики (1) называется «Оно». Это резервуар психической энергии, «кипящий котел» влечений, которые стремятся немедленно реализоваться. Оно — часть психики, связанная с соматикой, но лишенная контактов с внешним миром и не знающая различия между внешней реальностью и субъективной сферой. Оно содержит страсти. Фрейд был первым психологом, который в противоположность распространенной прежде традиции исследовал все богатство человеческих страстей: любовь, ненависть, тщеславие, жадность, ревность и зависть. Страсти, которые ранее были «доступны» лишь романтикам и трубадурам, Фрейд сделал предметом научного исследования.
Следующая часть психики (2) — Я. Это то, что можно назвать рассудком. Она похожа на всадника, который должен обуздать превосходящего его по силе коня. Разница только в том, что всадник пытается сделать это собственными силами, а Я — заимствованными. Если всадник не хочет расставаться с конем, то ему не остается ничего другого, как вести коня туда, куда конь хочет идти. Так и Я превращает волю Оно в действие, будто это была его собственная воля.
Отношение Я к сознанию специфично. Люди привыкли везде применять социальные и этические оценки, и они не удивляются, когда слышат, что деятельность низших страстей протекает в бессознательном. Но люди ожидают, что психические функции получают доступ к сознанию тем легче, чем выше они оцениваются с этой т.зр. Однако данные психоаналитического опыта иные. Даже тонкая и трудная индивидуальная работа, обычно требующая напряженного размышления, может совершаться и бессознательно, не доходя до сознания. В Я не только самое глубокое, но и самое возвышенное может быть бессознательным.
И наконец часть психики (3) — Сверх-Я. Оно формируется на базе предписаний родителей и воспитателей, которые выражают установки социальной среды. Хотя Сверх-Я функционирует бессознательно, оно имеет и сознательные аналоги (совесть, идеал-Я). П. постоянно упрекали в том, что он не озабочен высоким, моральным, сверхличным в человеке. Этот упрек был вдвойне несправедлив — и исторически, и методически: во-первых, моральным и эстетическим тенденциям в Я с самого начала был приписан импульс к вытеснению; во-вторых, психоаналитическое исследование не могло выступать в виде филос. системы с законченным и готовым сводом научных положений, а должно было шаг за шагом пробивать себе дорогу к пониманию психических сложностей путем аналитического расчленения нормальных и анормальных феноменов. Высшее существо — это идеал-Я — репрезентация наших отношений к родителям.
Жизнь человека истолковывается в П. как поле битвы между сферой бессознательного, Я, с помощью которого человек сам себя отождествляет (механизм идентификации), и Сверх-Я, представленного системой моральных норм и социальных запретов, воздействующих через совесть.
Фрейд сделал колоссальный шаг вперед в осмыслении феномена человека. Философ 18 в. был бы чрезвычайно удивлен, если бы узнал, что личность формируется не в результате сознательного выбора, что человек оказывается упрямым или пунктуальным вовсе не потому, что эти качества кажутся ему уместными и привлекательными. Фрейд показал, что человек несет в своей психике следы детского психосексуального развития. Этим и определяется во многом разнообразие человеческих характеров.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.


ПСИХОАНАЛИЗ
        (от греч. — душа и — разложение, расчленение), метод психотерапии и психологич. учение, ставящее в центр внимания бессознат. психич. процессы и мотивации. Был разработан в кон. 19 — нач. 20 вв. Фрейдом. От П. как конкретной теории и метода психотерапии следует отличать фрейдизм, возводящий положения П. в ранг филос.антропологич. принципов. П. исходит из того, что травматич. события, аффективные переживания, неисполнившиеся желания и т. п. не исчезают из психики, а подвергаются вытеснению в бессознательное, где продолжают активно воздействовать на психич. жизнь, проявляясь часто в замаскированной, «зашифрованной» форме в виде невро-тич. симптомов. Последние рассматриваются в П. как компромиссные психич. образования, возникшие в результате столкновения вытесненных влечений с противостоящей им внутр. «цензурой» сознат. «Я». Такого же рода компромиссные образования П. видел в сновидениях, ошибочных действиях (оговорках, описках и т. д.), остротах. Эти наблюдения вывели П. за пределы собственно психиатрии и поставили проблему связи между нормальными и патологич. явлениями психики: согласно П., в тех и других существуют общие психич. механизмы символизации, замещения, компенсации и др.
        С точки зрения П. каждое психич. явление должно быть раскрыто в трёх аспектах — динамическом (как результат взаимодействия и столкновения различных психич. сил), энергетическом (распределение связанной и свободной энергии, вовлечённой в тот или иной процесс) и структурном. На первом этапе развития П. (кон. 90-х — нач. 1900-х гг.) было разработано учение о различных формах и проявлениях психич. энергии с акцентом на сексуальных влечениях (либидо). Учение о психич. структуре возникло в П. позднее (3. Фрейд, «"Я" и "Оно"», 1923, рус. пер. 1924). Наиболее архаическая, безличная, всецело бессознат. часть психич. аппарата получила наименование «Оно» (Id). Это резервуар психич. энергии, «кипящий котёл» влечений, стремящихся к немедленному удовлетворению. Эта часть психики лишена контактов с внеш. миром и не знает различия между внеш. реальностью и субъективной сферой. Вторая психич. структура — «Я» (Ego) формируется как «оттиск» внеш. реальности на начальной массе влечений и импульсов. Среди факторов формирования «Я» особую роль П. придаёт идентификации. «Я» — посредник между внеш. миром и «Оно», влечением и удовлетворением. «Я» руководствуется не принципом удовольствия, а требованиями реальности, сдерживает иррациональные импульсы «Оно» с помощью различных защитных механизмов. Третья психич. структура — «Сверх-Я» (Super-Ego) формируется в результате инт-роекции социальных норм, воспитат. запретов и поощрений и выступает как источник моральных установок индивида. «Сверх-Я» функционирует большей частью бессознательно, проявляясь в сознании как совесть, вызываемые им напряжения в психич. структуре воспринимаются как чувства страха, вины, депрессии, неполноценности и т. п.
        Сов. психология, отмечая, что П. ввёл в науч. рассмотрение ряд важных явлений человеч. психики (бессознат. процессы и мотивы, влияние переживаний раннего детства на формирование характера и его патологич. деформации и др.), критикует его за преувеличение роли либидо в формировании психики человека, за сведение разнотипных и изменчивых отношений между неосознаваемой высшей нервной деятельностью и деятельностью сознания к изначальному антагонизму сознания и бессознательного, за универсализацию пси-хоаналитич. понятий и механич. перенесение их в сферу социальных явлений.
        Фрейд З., Лекции по введению в П., пер. с нем., [т. 1—2], М.—П., 1922; его же, Осн. психология, теории в П., пер. с нем., М.— П., 1923; П. детского возраста. [Сб. ст.], M., 1924; Бассин Ф. В., Проблема «бессознательного», М., 1968; Grinstein ?., The index oi psychoanalytic writings, v. l — 10, ?. ?., 1956—72; Pumpian-MindlinE., Psychoanalysis as science, ?. ?., [19562]; Art and psychoanalysis, N. Y., 1963; Encyclopedia oi psychoanalysis, N. Y.— L., 1968;
        см. также лит. к ст. Бессознательное, Фрейдизм.
        Д. Н. Ляликов.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


ПСИХОАНАЛИЗ
(от греч. psyche душа и analysis – решение)
часть психотерапии, врачебный метод исследования, развитый Зигмундом Фрейдом в кон. 19 – нач. 20 в. для диагностики и излечения истерии. Затем он был разработан Фрейдом в психологическую доктрину, направленную на изучение скрытых связей и основ человеческой душевной жизни. Эта доктрина строится на предположении, что известный комплекс патологических представлений, в особенности сексуальных, «вытесняется» из сферы сознания и действует уже из сферы бессознательного (которая мыслится как область господства сексуальных стремлений) и под всякими масками и облачениями проникает в сознание и угрожает духовному единству Я, включенного в окружающий его мир. В действии таких вытесненных «комплексов» видели причину забывания, оговорок, грез, ложных поступков, неврозов (истерий), и лечение их пытались проводить т. о., чтобы при беседе (т.е. при «анализе») можно было свободно вызывать эти комплексы из глубины бессознательного и устранять их (путем беседы или соответствующих действии), а именно предоставить им возможность «отреагировать» (см. Реагирование, Сублимация). Сторонники психоанализа приписывают сексуальному (т. н. «либидо») центральную роль, рассматривая человеческую душевную жизнь в целом как сферу господства бессознательных сексуальных стремлений к удовольствию или неудовольствию. От школы Зигмунда Фрейда отпочковалось два направления – психология личности (индивидуальная психология) Альфреда Адлера и цюрихская школа, внутри которой наиболее крупным психологом был К. Г. Юнг; см. Глубинная психология. В экзистенциалистской философии Сартра речь идет об экзистенциальном психоанализе, который совпадает с задачей «осветить в строго объективной форме субъективный выбор, благодаря которому личность делает себя личностью, т.е. может провозгласить себя тем, чем она 'является». Стремления, склонности по отношению к этому выбору являются второстепенными. Учение о бессознательном отвергается: психическое простирается так же далеко, как и сознание.

Философский энциклопедический словарь. 2010.


ПСИХОАНАЛИЗ
психологич. учение, разработанное в конце 19 – нач. 20 вв. Фрейдом. В П. следует различать технику П. как метод психологич. исследования бессознательных психич. процессов, связанную с ней терапию и основанную на них теорию П. – совокупность взаимно связанных гипотез о строении и функциях психич. аппарата в целом. От теории П. следует отличать фрейдизм, возводящий положения П. в ранг философско-антропологич. принципов. Возникновение П. означало резкий разрыв с существовавшими в конце 19 в. психологич. теориями и методами. Одновременно с этим П. предвосхитил ряд положений совр. науч. психологич. исследования (построение структурных моделей явления, учение о гомеостазисе, противопоставление энергии и структуры, общие принципы изучения сложной развивающейся системы, отличные от традиц. эволюционизма). В психологии П. означал переход от внешнего описания изолированных психич. явлений к раскрытию лежащих в их основе "глубинных механизмов". Отдельные положения П. можно обнаружить у Гербарта (учение о бессознательных идеях), Фехнера (о психич. энергии), у Шарко и Пьера Жане (психологич. теория неврозов); понятие "вытеснение" встречается в соч. Шопенгауэра. Предшественником П. явился т.н. катартич. метод (см. Катарсис), предложенный в 1882 венским психиатром И. Брёйером, к-рый показал, что можно достигнуть излечения тяжелой формы истерии (известный случай Анны О.), если с помощью гипноза заставить пациента вспомнить и "отреагировать" забытую им травматич. ситуацию, послужившую источником невроза. Позднее Фрейд заменил гипноз, дававший неустойчивые результаты, методом свободных ассоциаций, к-рый лег в основу техники П. Метод свободных ассоциаций обнаружил, что травматич. события, аффективные переживания, неисполнившиеся желания и т.п. только по видимости исчезают из психики. На деле же они подвергаются "вытеснению" – активному удалению из сознания в сферу подсознательного. Не находя прямого выхода в сознании, вытесненное продолжает, однако, активно воздействовать на психич. жизнь, проявляясь часто в замаскированной, "зашифрованной" форме в виде невротич. симптомов. Последние раскрываются как компромиссные психич. образования, возникшие в результате столкновения вытесненных влечений с противостоящей им внутр. "цензурой", представляющей собой механизм защиты сознательного "Я" против опасных влечений и импульсов. Сходной с невротич. симптомами внутр. структурой обладают и сны (см. З. Фрейд, Толкование сновидений, М., 1913). То, что проявляется в сознании спящего как картина сновидения, – лишь конечный результат бессознательной психич. деятельности, итог борьбы противоположно направленных психич. сил (вытесненного материала и цензуры). Сновидение – галлюцинаторное символич. исполнение вытесненных желаний. Такого же рода компромиссные образования можно открыть в ошибочных действиях (оговорках, описках и т.д.), а также в остротах, представляющих собой модель для выявления структуры неврозов. Эти наблюдения вывели П. за пределы собственно психиатрии и позволили установить связь между нормальными и патологическими психич. явлениями. В тех и других П. обнаружил общие психич. механизмы символизации, замещения, конденсации и др.
Основы совр. теории П. составляет учение об общих принципах функционирования психики (метапсихология), структурная теория строения психич. аппарата и учение о способах распределения и трансформации психич. энергии (психодинамика).
С т. зр. метапсихологии каждое психич. явление должно быть раскрыто в трех аспектах – динамическом, энергетическом и структурном. Динамика рассматривает психич. процессы как результат взаимодействия и столкновения различных психич. сил. Энергетика – количество и распределение связной и свободной энергии, вовлеченной в тот или иной процесс. Структурный подход основан на пространств. модели психич. аппарата; в пространстве локализованы родственные группы психич. функций, причем оно не является внутренне однородным и подчиняется различным закономерностям в отд. своих частях. В основе психоаналитич. модели психики лежит представление о психич. энергии, действующей в пределах определенной неоднородной структуры. По аналогии с физич. энергией П. вводит понятие о количестве (квантуме) психич. энергии, о "зарядах" психич. энергии (катексисах), о различных способах распределения и перемещения психич. энергии.
На первом этапе развития П. разрабатывал учение о различных формах и проявлениях психич. энергии с акцентом на сексуальных влечениях (libido), поскольку, в отличие от влечений к самосохранению, они обладают способностью к вытеснению и сложной трансформации. В процессе индивидуального развития libido локализуется в различных телесных зонах, определяя фазы психосексуального развития, в ходе к-рого меняется и объект влечения: от ауто-эротизма через эдипов комплекс к внешнему объекту. Инфантильные компоненты сексуальности, подвергаясь в ходе индивидуального развития наиболее глубокому вытеснению, обладают и наибольшим патологич. потенциалом; создавая гл. источник психоневрозов, они влияют на формирование характера. Столкнувшись с внешним препятствием, libido может возвращаться на пройденные этапы развития, приобретая форму патологич. регрессии (лежащей в основе шизофрении), и наряду с этим отклоняться от первонач. целей, образуя основу сложных процессов творчества.
Учение о психич. структуре возникло в П. позднее, чем учение о влечениях (З.Фрейд, "Я и Оно", М., 1921, и др.). С т. зр. структурной теории психич. аппарат есть единство трех систем, находящихся в постоянном взаимодействии. Наиболее архаическая, безличная часть психич. аппарата получила наименование Id ("Оно") – это резервуар психич. энергии, "кипящий котел" влечений, стремящихся к немедленному удовлетворению. Id – часть психики, связанная с соматич. областью, служащей для нее источником энергии влечений. Она лишена контактов с внешним миром и не знает различия между внешней реальностью и субъективной сферой. Сознательное "Я" (Ego) формируется как "оттиск" внешней реальности на начальной массе влечений и импульсов. Среди факторов формирования Ego особую роль П. придает различным типам идентификации, бессознат. уподоблению с объектами (лицами) внешнего мира. Ego – посредник между внешним миром и Id, влечением и удовлетворением. В отличие от Id, оно руководствуется не принципом удовлетворения, а требованиями реальности. Значит. часть энергии расходуется на сдерживание и контроль иррациональных импульсов Id, против к-рых Ego воздвигает оборонительные рубежи (антикатексисы), используя для этого различные защитные механизмы. Генетич. классификация последних дана дочерью основоположника П. Анной Фрейд (A. Freud, Ego and the mechanisms of defence, L., 1946). Эти механизмы функционируют бессознательно, хотя имеют сознат. аналогии. Важнейший из них – вытеснение. Как правило, вытесненный материал сохраняет значит. катексис энергии и стремится вернуться в сознание при любых ослаблениях антикатексисов, чем поддерживается постоянное динамич. напряжение на рубежах вытеснения, на границе Ego и Id. Эти затраты энергии нередко приводят к ослаблению др. операций Ego, и целью психоаналитич. терапии является снятие излишних антикатексисов. К числу защитных механизмов относится также реактивное образование, построенное на амбивалентности влечений, при к-ром к.-л. влечение заменяется в сознании на противоположное (сохраняя в бессознательном свой первонач. характер). Так, бессознат. любовь может проявляться как сознат. ненависть, жестокость – как чрезмерная доброта и т.д. Механизм проекции есть перенесение собств. желаний и импульсов вовне, что играет большую роль в параноидных психозах, а также в формировании расовых и т.п. предрассудков. При механизме инверсии человек, не осмеливаясь направить свой гнев на первонач. объект, обращает его на себя ("рвет на себе волосы"), что может быть связано с бессознат. идентификацией ("идентификация с агрессором" – по терминологии Анны Фрейд). Третья психич. структура – Super-Ego (Сверх-Я) – формируется в результате интроекции предписаний родителей и воспитателей, выражающих установки социальной среды. Напряжения в психич. структуре, вызываемые Super-Ego, воспринимаются как чувства страха и вины. Хотя Super-Ego функционирует бессознательно, оно имеет и сознат. аналоги (совесть, идеал-"Я"). Ему присущи архаич. формы морали ("око за око" – lex talionis, букв. – закон возмездия). Действия Super-Ego приводят к бессознат. потребности в искуплении и самонаказании и служат, согласно П., источником религ. доктрины первородного греха; оно само может стать источником преступных действий, причем чувство вины в таком случае есть уже не следствие, а причина преступления (Т. Рейк, 1926). Деятельность Super-Ego может выразиться в неожиданном провале карьеры ("невроз судьбы"), в "случайных" травмах, несчастных случаях и т.д. Поэтому Super-Ego само может быть источником опасности и Ego должно использовать против него те же защитные механизмы, что и против Id. Поскольку запреты воспитателей обычно имеют форму словесного приказания, Super-Ego сохраняет тесную связь со слуховыми восприятиями (голос совести). Отд. социальные группы обладают общностью Super-Ego вследствие идентификации его с одним и тем же лидером (Фрейд, 1921). Резкая перестройка Super-Ego может наступить и в зрелом возрасте (религ. и политич. обращение). В норме все три психич. системы (Id, Ego и Super-Ego) пребывают в относительном равновесии. Однако при психич. заболеваниях эти отношения нарушаются. Так, в основе шизофрении лежит регрессия к примитивным стадиям организации libido, ведущая к господству над Ego (П. Шильдер, 1927), при этом сами функции Ego не разрушаются, но приходят в расстройство из-за ослабления энергетич. системы Ego. Напротив, в паранойе регрессия протекает при сохранении синтетич. способностей Ego, а формы мышления наполняются патологич. содержанием, вызванным регрессией. При маниакально-депрессивном психозе нарушаются нормальные связи между тремя системами, причем в фазе депрессии Ego оказывается во власти Super-Ego с его потребностью в наказании и чувством вины, а в фазе мании Ego подпадает под власть импульсов Id.
Распространение П. в Европе началось примерно с 1908, когда возникла Междунар. психоаналитич. ассоциация [ранее было создано об-во психоаналитиков в Вене (1906)], и особенно интенсивно шло в годы после 1-й мировой войны. В 1920 был открыт Психоаналитич. институт в Берлине (под руководством К. Абрахама), начавший выпускать проф. врачей-аналитиков. Однако с приходом к власти фашизма П. подвергается гонениям в Германии, с 1938 – на его родине в Австрии, а также в Венгрии, давшей ряд психоаналитиков с мировым именем (Ш. Ференци, Г. Рохейм, М. Клейн и др.). С этого времени начинается быстрое развитие П. в Англии и особенно в США, куда эмигрировало большинство психоаналитиков из Европы. Ныне на США приходится св. 3/4 всей публикуемой лит-ры по П.; там организовано св. 20 учебных и исследовательских институтов П. В годы после 2-й мировой войны П. распространяется в Лат. Америке и ряде стран Азии (особенно Японии и Индии). В традиционно католич. странах развитию П. препятствовало отрицат. отношение церкви (лишь в 1950 папской буллой было разрешено католикам лечиться у врачей-аналитиков).
Развитию П. с самого начала мешал догматизм, стремление принимать за непреложную догму все положения Фрейда, а также существование замкнутых психоаналитических обществ, недоступных для непосвященных, и отрыв от общей психологии, связанный с малой доступностью применяемых П. методов, овладение к-рыми требует специальной долголетней тренировки. Лишь к 40-м гг. экспериментальная психология разработала достаточно точные методы, чтобы приступить к проверке концепций П. Это выявило в П. ряд неточностей и недоработок, к-рые привели к перестройке и уточнению мн. положений П. (первый обзор экспериментальных данных у Р. Сирс, 1943; подробнее – см. кн. "Psychoanalysis as science", Stanford, 1952). Среди новых течений в П. следует отметить разработку Эго-психологии (Г. Гартман и др.) и связанный с ней перенос центра тяжести изучения с бессознательных на сознат. процессы, а также разработку П. детского возраста, проводимую гл. обр. британской группой психоаналитиков, возглавляемой Мелани Клейн (1882–1960). Развитие П. в континент. Европе в послевоенные годы проходило в значит. мере под влиянием философии экзистенциализма (экзистенциальный анализ Л. Бинсвангера, мед. антропология и др.). Из П. выделился ряд самостоят. направлений и школ (см. Юнг, "Индивидуальная психология", Ранк, Неофрейдизм и др.).
Лит.: ?анк О., Закс Г., Значение П. в науках о духе, пер. с нем., М., 1914; ?рейд З., Лекции по введению в П., [т. 1–2], М.–П., 1922; его же, Осн. психологич. теории в П., М.–П., 1923; его же, Методика и техника П., М.–П., 1923; П. и учение о характерах. [Сб. ст.], М.–П., 1923; Лурия ?., П. в свете осн. тенденций совр. психологии, Каз., 1923; его же, П. как система монистич. психологии, в сб.: Психология и марксизм, Л., 1925; П. детского возраста. [Сб. ст.], М., 1924; Быховский Б., Метапсихология Фрейда, Минск, 1926; Фрейд ?., Введение в технику детского П., пер. с нем., Одесса, 1927; Рейх В., Диалектич. материализм и П., "ПЗМ", 1929, No 7–8; Ширвиндт М. Л., П., в кн.: Осн. течения совр. психологии, М.–Л., 1930; Франк С., П. как миросозерцание, "Путь", 1930, No 25; Бассин ?. ?., Фрейдизм в свете совр. науч. дискуссий, "Вопр. психологии", 1958, No 5–6; Хинкле Г. Дж., Социология и П., в кн.: Г. Беккер, А. Босков, Совр. социологич. теория, пер. с англ., М., 1961; Hermann I., Psychoanalyse und Logik, W., 1924; его же, Die Psychoanalyse als Methode, W., 1934; ?оlitzer G., Critique des fondaments de la psychologie, 1 – La psychologie et la psychanalyse, P., 1928; Dalbiez R., La methode psychanalytiqiue et la doctrine freudienne, 2 ed., [t. 1–2], P., 1949; Musatti С. L., Trattato di psicoanalisi, 2 ed., v. 1–2, Torino, 1950; Developments in psychoanalysis, L., 1952 (Intern. psychoanalytical library, No 43); Psychoanalysis as science, ed. E. Pumpian-Mindlin, Stanford, 1952; Delpeсh R., Psychoanalysis et cybernetique, Actes de XI Intern. Congres Philos., 1953, v. 7; Psychoanalysis and the scientific method, "Scientific Monthly", 1954, v. 79, No 5; Вrunswik F., Psychoanalysis and the unity of science, [Boston], 1954; Вraatоу Т., Fundamentals of psychoanalytic technique, N. Y.–L., 1954; New directions in psychoanalysis, ed. M. Klein [a. o.], [L., 1955]; Outline of psychoanalysis, ed. C. M. Thompson [a. o.], Toronto, 1955; Colby K., Energy and structure in psychoanalysis, N. Y., 1955; его же, An introduction to psychoanalytic research, N. Y., 1960; его жe, Research in psychoanalytic information theory, "Amer. Scientist", 1961, v. 49, No 3; Grinstein ?., The index of psychoanalytic writings, v. 1–5, N. Y., 1956–60; La psychanalyse d'aujourd'hui de S. Nacht, t. 1–2, P., 1956; Entfaltung der Psychoanalyse, Stuttg., 1956; Destin de la psychanalyse, P., 1956 (La Table ronde, No 108); Luсkert H. R., Konflikt-Psychologie, Munch.–Basel, 1957; Gorres ?., Methode und Erfahrungen der Psychoanalyse, Munch., 1958; Conceptual and methodological problems in psychoanalysis, ?. ?., 1959; Psychoanalysis. Scientific method and philosophy. A symposium, ed. S. Hook, N. Y., 1960; Rappoport D., The structure of psychoanalytic theory, [N. Y.], 1960; This В., La psychanalyse. Science de l'homme endevenir, [Tournai], 1960; Вally G., Einfuhrung in die Psychoanalyse S. Freuds, [Hamb.], 1961; Sсriven M., Psychoanalysis and parapsychology in frontiers of science, Pittsbourg, 1962, p. 79–130.
Периодич. изд.: "Imago" (Zeitschrift fur psychoanalytische Psychologie, ihre Grenzgebiete und Anwendungen), Bd 1–23, W.–Lpz., 1912–37; "Psychoanalytic Review", v. 1, N. Y., 1913–; "Internationale Zeitschrift fur Psychoanalyse", Bd 1–25, W.–Lpz.–Z., 1913–40; "The International Journal of Psychoanalysis", v. 1, L., 1920–; Almanach der Psychoanalyse. Hrsg. von A. I. Storfer, Jg 1–13, W., 1926–38; "Revue francaise de psychanalyse", v. 1, P., 1927–; "Psychoanalytic Quarterly", ?. ?., 1932–; "American Imago", v. 1, Boston, 1939–; "The Yearbook of Psychoanalysis", v. 1–10, N. Y., 1945–54; "The Psychoanalytic Study of the Child", v. 1, N. Y., 1945; "Annual Survey of Psychoanalysis", v. 1, N. Y., 1950–; "La psyhanalyse (Societe francaise de psychanalyse), v. 1, P., 1956–; "The Psychoanalytic Study of Society", v. 1, ?. ?., 1960; "Jahrbuch der Psychoanalyse", Koln–Opladen, Bd 1, 1960.
Д. Ляликов. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


ПСИХОАНАЛИЗ
    ПСИХОАНАЛИЗ — метод лечения психических заболеваний, разработанный 3. Фрейдом, а также комплекс гипотез и теорий, объясняющих роль бессознательного в жизни человека и развитии человечества. Несмотря на то, что многие психоаналитики стремятся подчеркнуть научный (и в этом смысле нефилософский) статус психоанализа, учение Фрейда с момента возникновения не только претендовало на обобщения философского характера, но и включало установку на создание своеобразной философии человека. Организационное оформление психоанализа началось в 1902 с образования кружка единомышленников, затем переросло в Венское психоаналитическое общество и, наконец, завершилось распространением психоаналитического движения во многих странах Западной Европы и Америки.
    В психоанализе исследуется не просто внутренний мир человека, а та сфера психического,; в рамках которой происходят наиболее существенные и значимые процессы и изменения, оказывающие воздействие на организацию всего человеческого бытия. Онтологическая проблематика смещается в плоскость психики. Реальностью признается психическое, имеющее свою собственную природу и подчиняющееся особым закономерностям развития, далеко не всегда имеющим аналог в физическом мире. Исследование психически реального, выявление закономерностей функционирования человеческой психики, изучение внутренних коллизий и драм, разыгрывающихся в глубинах человеческого бытия, — таковы существенные моменты психоаналитической философии. Она опирается на гипотезу о существовании бессознательного пласта человеческой психики, в недрах которого происходит особая жизнь, еще недостаточно изученная, но тем не менее реально значимая и заметно отличающаяся от процессов сферы сознания. В психоанализе исследуются содержательные характеристики бессознательного психического. Бессознательное сравнивается с большой передней, где находятся все душевные порывы, а сознание — с примыкающей к ней узкой комнатой, салоном. На пороге между передней и салоном стоит страж, пристапьно разглядывающий каждое душевное движение и решающий вопрос о том, пропустить ли его из одной комнаты в другую. Еслидушевное движение допускается в салон, то оно может стать сознательным, когда привлечет к себе внимание сознания. Передняя комната — обитель бессознательного, салон — вместилище предсознательного, и только за ним расположена келья собственно сознательного. Таково одно из пространственных, или топических, представлений психоанализа о человеческой психике. В 20-е гг. психика понимается как состоящая из трех слоев, или инстанций, — Оно, Я, Сверх-Я. Бессознательное Оно представлено в качестве унаследованного человеческой организацией глубинного слоя, в недрах которого скрыты потаенные душевные движения, напоминающие старых демонов и выражающие безотчетные влечения человека. Сознательное Я — посредник между Оно и внешним миром, инстанция, предназначенная для содействия в деле оказания влияний этого мира на бессознательную деятельность индивида. Сверх-Я — инстанция, олицетворяющая собой императивы долженствования и запреты социокультурного характера. Я пытается подчинить себе Оно. Если это не удается, то Я подчиняется Оно, создавая лишь видимость своего превосходства над ним. Сверх-Я тоже может властвовать над Я, выступая в роли совести или бессознательного чувства вины. В итоге Я оказывается в тисках многообразных противоречий, являясь “несчастным”, подверженным троякой угрозе: со стороны внешнего мира, вожделений Оно и строгости Сверх-Я. Учение о “несчастном Я” направлено против светских и религиозных иллюзий о человеке как о внутренне непротиворечивом существе.
    Душевная жизнь человека беспрерывно потрясается конфликтами. Их разрешение связано с защитными механизмами, позволяющими приспосабливаться к внешнему миру Человек руководствуется в жизни двумя принципами. Первый — “принцип удовольствия” — внутренне присущая каждому индивиду программа функционирования психических процессов, в рамках которой бессознательные влечения автоматически направляются в русло получения максимального удовольствия. Второй — “принцип реальности”, корректирующий ход протекания психических процессов в соответствии с требованиями окружения и задающий ориентиры, способствующие избежанию потрясений, связанных с невозможностью непосредственного и сиюминутного удовлетворения влечений. Однако защитные механизмы подобного рода, эффективные по отношению к внешней реальности, не всегда способствуют разрешению глубинных конфликтов, обусловленных психической реальностью. В лучшем случае происходит вытеснение социально неприемлемых порывов и желаний в сферу бессознательного. При этом создается лишь видимость разрешения внутрипсихических конфликтов, ибо вытесненные в бессознательное желания человека в любой момент могут вырваться наружу, став причиной очередной драмы. Разрешение внутренних конфликтов должно достигаться путем сознательного овладения желаниями, непосредственного их удовлетворения или сублимацией.
    Практика психоанализа направлена на выявление и анализ патогенного материала, получаемого в процессе расшифровки “свободных ассоциаций”, толкования сновидений, изучения ошибочных действий (описки, оговорки и т. д.) и тех “мелочей жизни”, на которые, как правило, не обращают внимания. Познание бессознательного является в психоанализе не чем иным, как припоминанием, восстановлением в памяти человека ранее существовавшего знания. Психоаналитически истолкованное сознание оказывается воскрешением знания-воспоминания, вытесненного в предсознательное в силу нежелания или неумения человека распознать за символическим языком бессознательного те его внутренние стремления и желания, которые нередко ассоциируются с какими-то скрытыми демоническими силами. Психоанализ объясняет настоящее, сводя его к прошлому, к детству человека, опираясь на постулат, согласно которому источником бессознательного является нечто, связанное с сексуальными отношениями в семье между детьми и их родителями. Познание бессознательного завершается обнаружением в нем Эдипова комплекса — первоначальных сексуальных влечений.
    В психоаналитической философии просматривается стремление к выявлению нравственных оснований человеческого бытия. Расшифровка символического языка бессознательного, толкование сновидений, обнаружение симптомов болезненного расщепления внутреннего мира личности — все это приводило к признанию “злого”, “дурного” начала в человеке. Другой аспект состоит в том, что развертывание бессознательного психического сопровождается не только соскальзыванием к низшему, животному началу человеческого существа, но и деятельностью по созданию высших духовных ценностей жизни, будь то художественное, научное или иные виды творчества.
    Психоанализ обратил внимание на подавление культурой сексуальных влечений человека и связал “культурную мораль” с ростом невротических заболеваний.
    В психоаналитической философии рассматривается комплекс проблем и культурного, и социального характера. Обсуждаются проблемы “коллективных неврозов” и “невротической культуры”, антисоциального поведения индивидов и психологии масс, “культурного лицемерия” общества и регулирования человеческих отношений в нем, “корпоративный дух” и трудовая деятельность и т. д. Однако социокультурная проблематика преломляется, как правило, через семейно-сексуальные отношения, получает такую трактовку, которая легко вписывается в психоаналитическое толкование бытия человека в мире как непрекращающейся борьбы между “инстинктом жизни” (Эросом) и “инстинктом смерти” (Танатосом). Философское осмысление психоанализа характерно для целого ряда направлений современной западной философии, о чем свидетельствует разработка таких концепций, как “психоаналитическая философская антропология” (Л. Бинсвангер) “экзистенциальный психоанализ” (Э. Фромм), “психоаналитическая герменевтика” (А. Лоренцер), а также ряда “синтетических” философско-антропологических учений, сочетающих отдельные идеи психоанализа с “феноменологией духа” Гегеля (П. Рикер) или феноменологией Гуссерля (Л. Раухала). Лит.: Лейбин В. М. Фрейд и современная западная философия. М., 1990; Psychoanalysis and Philosophy. N. Y, 1970; Лоренцер А. Археология психоанализа. М., 1996; Лакан Ж. Семинары, кн. 1. М., 1998; кн. 2. М., 1999; МММ. Philosophy of Psychoanalysis. Simla, 1977; Lacan]. Les quatre consepts de la psychanalyse. P., 1973; Hunly Ch. Existentialism and Psychoanalysis. N. Y., 1979; FarrellB. The Standing of Psychoanalysis. Oxf. etc., 1981; GriinbaumA. The Foundation of Psychoanalysis: A Philosophical Critique. Berkeley etc., 1984.
    В. М. Лейбин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Синонимы:
    анализ


Просмотров: 1683
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • Geisteswissenschaftliche psychologie (психология как наука о духе)
  • Naturwissenschaftliche psychologie (психология как естественная наука)
  • Super-ego
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ”
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • Гипноз как инструмент исследования (hypnosis as a research tool)
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (как методологическая проблема психологии)
  • знание-как и знание-что
  • Как делать вещи при помощи слов
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • Недирективный психоанализ (nondirective psychoanalysis)
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • ОТНОШЕНИЕ (как черта характера)
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • психического как процесса концепция
  • психическое как процесс
  • Психоанализ (psychoanalysis)
  • ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУХЕ
  • Развитие эго (ego development)
  • Расстройства психики и поведения при поражениях ЦНС (central nervous system disorders)
  • сверх-Я (Uber Ich, Super-Ego)
  • СМИРЕНИЕ, покорность-добродетель, которая может возникнуть от сознания, что совершенство
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • Теория и терапия эго-состояний (ego-state theory and therapy)
  • ФИГУРА Фигура, также карта, схема, тема, зеркало небес, гороскоп - условное изображение состояния неба (т. е. астрологически значимых астрономических факторов) в данный момент времени. Наиболее значимые в большинстве систем факторы, так или иначе отр
  • Фрейм как если бы
  • Фрейм как если бы
  • Что значит быть летучей мышью?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь