психоанализ


психоанализ
        ПСИХОАНАЛИЗ (от греч. psyche — душа и analysis — разложение, расчленение) — одно из направлений глубинной психологии и психотерапии, разработанное
        3. Фрейдом в конце 19 в., получившее свое развитие в 20 в., сохранившее свою значимость до настоящего времени и играющего важную роль в изучении человека и лечении его психических расстройств. Основной новаторской предпосылкой П. является разделение психики на сознание и бессознательное и принятие гипотезы о бессознательном психическом как эвристически необходимой для адекватного понимания жизнедеятельности человека. В отличие от академической психологии, не только апеллирует к бессознательному психическому, но и стремится сделать его объектом познания.
        Психоаналитик не считает сознание сутью психики. Он исходит из того, что бессознательные влечения и желания предопределяют мышление и поведение человека. Уходя своими корнями в переживания детства, травмировавшие психику ребенка, бессознательные влечения и желания сексуального и агрессивного характера приходят в столкновение с существующими в обществе нравственными и культурными нормами, порождая тем самым внутрипсихические конфликты. Разрешение этих конфликтов осуществляется путем вытеснения из сознания «дурных» влечений и желаний. Вытесненные из сознания влечения и желания не исчезают бесследно. Они загоняются в глубины человеческой психики и рано или поздно дают знать о себе. Благодаря механизмам сублимации (переключения сексуальной энергии на социально одобренные цели) они могут выливаться в художественное творчество. Однако далеко не все люди обладают подобной способностью. Вытесненные влечения и желания могут подтолкнуть человека к «бегству в болезнь», к возникновению психических расстройств.
        Теория П. нацелена на выявление смысла и значения бессознательного в жизни человека, на раскрытие и понимание механизмов функционирования человеческой психики. Этому способствуют различные психоаналитические предположения и допущения, согласно которым: в психике нет ничего случайного; ранние стадии психосексуального развития ребенка заметно сказываются на мышлении и поведении взрослого человека; события первых лет имеют первостепенное значение для всей дальнейшей жизни; Эдипов комплекс является не только ядром неврозов, но и источником возникновения нравственности, морали, религии, общества, культуры; психический аппарат состоит из трех сфер, или областей:
        1) бессознательного Оно (влечения и инстинкты, берущие свое начало в соматической структуре и находящие свое психическое проявление в неосознаваемых формах),
        2) сознательного Я (самосохранение и контроль над требованиями Оно, стремящегося к получению удовольствия) и 3) гиперморального Сверх-Я (авторитет родителей, идеалы, совесть); основополагающие влечения человека — влечение к жизни (Эрос) и влечение к смерти, включающее в себя инстинкт разрушения; мышление и поведение человека осуществляется под воздействием различных психических механизмов и процессов, среди которых наиболее значимыми представляются вытеснение, подавление, регрессия, проекция, интроекция, идентификация и некоторые другие; психоаналитическое понимание работы психики предполагает метапсихологический подход, основанный на топическом (по месту расположения бессознательного, предсознательного и сознательного), динамическом (переход из одной системы в другую) и экономическом (количественное распределение психической энергии) видении психических процессов.
        В клинической практике П. ориентирован на устранение невротических симптомов путем осознания пациентом бессознательных влечений и желаний с целью понимания и последующего сознательного разрешения внутрипсихических конфликтов, что предполагает кропотливую работу аналитика по выявлению различных видов подавления, вытеснения, сопротивления, переноса, «потребности быть больным и страдающим», возникающих как в повседневной жизни анализируемого, так и в процессе психоаналитической терапии.
        По мере развития теории и практики П. менялась и его техника. Первоначально целью терапии было разъяснение смысла симптомов. Затем наряду с разъяснением симптомов в центре внимания оказалось раскрытие комплексов и структуры характера, выявление и преодоление различных видов сопротивления, работа с переносом, неврозом переноса и контрпереносом.
        Психоаналитическая работа осуществляется на материале, получаемом благодаря свободным ассоциациям пациента, анализу его сновидений, ошибочных действий, симптомов заболевания, сопротивлений и переноса. Этот материал дает возможность аналитику создавать конструкции того, что случилось с пациентом в прошлом, но было забыто и что неосознанно происходит в нем в настоящее время, т.е. «здесь и сейчас». Благодаря аналитической работе создаются благоприятные предпосылки для перевода забытого материала из вытесненного бессознательного в предсознательное и сознательное, которые не являются «записями» одного и того же содержания. Вытесненное бессознательное включает в себя материал, остающийся неизвестным и состоящий из предметных представлений. Предсознательное олицетворяет собой возможность соединения предметных представлений со словесными. Сознательное включает в себя предметные представления, оформленные соответствующим словесным образом.
        Познание бессознательного предполагает встречу предметных представлений с языковыми конструкциями, выраженными в словесной форме. Отсюда то важное значение, которое в теории и практике П. придается роли языка и лингвистических построений в раскрытии содержательных характеристик бессознательного. В процессе психоаналитического сеанса происходит диалог между аналитиком и пациентом, где языковые обороты и речевые конструкции служат исходной базой для проникновения в глубины бессознательного.
        Бессознательное имеет не только иную, отличную от сознания логику, но и свой собственный язык. Особенно ярко специфический язык бессознательного проявляется в сновидениях человека, где различные образы и сюжеты пронизаны символикой. Этот символический язык бессознательного требует своей расшифровки, что предполагает знакомство человека с древней культурой, где язык символов был важной составной частью жизни людей. Психоаналитик уделяет значительное внимание как раскрытию символического языка бессознательного пациента, так и осмыслению возможностей перевода вытесненного бессознательного в сферу предсознательного и сознательного.
        С точки зрения 3. Фрейда, сознательным может стать лишь то, что некогда было сознательным восприятием. При таком понимании познание бессознательного становится припоминанием, восстановлением в памяти человека ранее существовавшего знания, утратившего свой смысл в результате различных факторов и обстоятельств жизни, в том числе и инфантильной амнезии, которой подвержен каждый ребенок. Процесс познания бессознательного оказывается своего рода воскрешением знания-воспоминания, отрывочные составляющие которого находятся в предсознательном, но глубинное содержание которого вытеснено в силу нежелания или неумения человека распознавать за символическим языком бессознательного его стремления и желания, нередко ассоциирующиеся с какими-то скрытыми демоническими силами, чуждыми индивиду как социальному и культурно-нравственному существу.
        Поскольку знание аналитика и знание пациента не совпадают друг с другом, то от первого требуется терапевтическое искусство по истолкованию полученного материала в подходящее время и в нужный момент, т.е. не ранее того, как пациент оказывается готов к его восприятию, но и не позднее того, как у него возникнет столь сильное сопротивление, что он прервет анализ и покинет аналитика. Окончательный исход аналитического лечения зависит от количественного отношения, а именно от доли энергии, которую аналитик может мобилизовать в пациенте в пользу выздоровления (уменьшения деструктивных и увеличения конструктивных сил) по сравнению с энергией сил, работающих против аналитика и поддерживающих состояние болезни.
        В.А. Лейбин

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.


Синонимы:
    анализ


Просмотров: 1290
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки





Другие новости по теме:

  • “СМЫСЛ ТВОРЧЕСТВА. Опыт оправдания человека”
  • БДИТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА
  • Восприятие Человека Человеком
  • ДОСТОИНСТВО ЧЕЛОВЕКА
  • ЗНАЧЕНИЕ ПОЗИТИВНОГО ОБРАЗА ЧЕЛОВЕКА В ЭПОХУ ТРАНСКУЛЬТУРНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
  • Конституция человека
  • МОРФОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • Надежность Человека - Оператора
  • Недостаточность питания и поведение человека (malnutrition and human behavior)
  • Отказ Человека-Оператора
  • ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
  • ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
  • ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
  • ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА
  • Права человека женщин
  • Развитие человека (human development)
  • Ум первобытного человека
  • ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА
  • биотип человека
  • восприятие человека человеком
  • конституция человека
  • надежность человека-оператора
  • онтогенез человека
  • ориентирование человека
  • отказ человека-оператора
  • помехоустойчивость человека-оператора
  • сопротивление бессознательного
  • теория бессознательного
  • тест рисунка человека
  • тип человека современного



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь