обучение


обучение
— процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта, организация формирования знаний, умений, навыков. Проблема О. рассматривается не только в педагогической психологии (наряду с вопросами психологии воспитания), но и в общей, возрастной психологии, нейропсихологии, патопсихологии, психологии труда. Психологически проблема О. может рассматриваться как со стороны механизмов усвоения нового материала, его этапов, так и со стороны организации оптимального хода усвоения в соответствии с поставленными целями и задачами. Промежуточными являются вопросы взаимоотношения между обучаемыми и обучающими. Усвоение рассматривается как проходящий через определенные этапы процесс овладения субъектом действиями, понятиями, формами поведения, выработанными обществом. Поскольку О. предполагает целенаправленное изменение субъекта, то важной проблемой является организация управляемо го О., обеспечивающего планомерное формирование необходимых качеств (см. поэтапного формирования умственных действий концепция), а также учет индивидуально-психологических особенностей учащихся. Особую ветвь составляет О. общению — организации целенаправленного овладения человеком средствами и способами коммуникации с другими людьми.

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». . 1998.


обучение
— процесс целенаправленной передачи (формирования) знаний, умений, навыков.
Проблема обучения рассматривается не только в психологии педагогической (наряду с вопросами психологии воспитания), но и в общей, возрастной, в нейропсихологии, патопсихологии, психологии труда. Подход к ней во многом определяется базовыми общепсихологическими позициями. Сторонники теорий спонтанного развития, признавая большую роль обучения в обретении индивидом общественного опыта, считают, что обучение — процесс, внешний по отношению к психическому развитию, развивающемуся по собственным законам, не связанным с актуальным бытием индивида.
В отечественной психологии обучение и развитие не отождествляются, но подчеркивается ведущая роль обучения, создающего учащемуся зону развития ближайшего и способствующего выработке средств и способов ориентации в реальности.
Психологически проблема обучения может рассматриваться как со стороны механизмов усвоения нового материала, так и со стороны организации оптимального хода усвоения согласно поставленным целям и задачам. Промежуточны вопросы взаимоотношений обучаемых и обучающих. Усвоение рассматривается как проходящий через определенные этапы процесс овладения действиями, понятиями, формами поведения, выработанными обществом.
В отечественной психологии выделено несколько проблем, решение коих определяет пути и возможности практического применения знаний о психологических закономерностях обучения. Всякое обучение предполагает целенаправленное изменение субъекта, поэтому важная проблема — организация управляемого обучения, обеспечивающего планомерное формирование нужных качеств (см. концепция формирования поэтапного действий умственных) и учитывающего индивидуально-психологические особенности учащихся, традиционно рассматриваемые в контексте вопросов обучаемости. Кроме того, требуется гармонизация управления процессом усвоения и обеспечения оптимального развивающего эффекта.
Специфика психологических особенностей усвоения обусловила дифференцированный подход к разработке методов обучения математике, языкам, естественным и гуманитарным дисциплинам, профессиональному мастерству. Особая ветвь современных исследований — обучение общению, организации целенаправленного овладения средствами и способами коммуникации.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. . 1998.


Синонимы:
    авиаобучение, бизнес-обучение, взаимообучение, всевобуч, всеобуч, выезживание, выучивание, выучка, гипнопедия, дрессировка, изобученье, квадривиум, коэдукация, ликбез, милета, муштра, муштрование, муштровка, натаска, натаскивание, наука, научение, образование, подготавливание, подготовка, подготовление, подтягивание, практика, преподавание, притравка, просвещение, профобучение, тривиум, учеба, учение, школенье


Антонимы:
  • неграмотность


Просмотров: 1117
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Большая психологическая энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ"
  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ»
  • Гендерный подход в психологии
  • ДЕЙСТВИЕ (в психологии)
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД (в психологии)
  • Деятельностный Подход В Психологии
  • деятельностный подход в психологии
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (как методологическая проблема психологии)
  • историография психологии
  • История как проблема логики
  • Кондаков И.М. Преподавание Психологии В
  • концепция социально-генетической психологии
  • Концепция Социально-Генетической Психологии
  • концепция формирования поэтапного
  • концепция формирования поэтапного действий умственных
  • ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
  • Обучение через открытие
  • подход в психологии
  • Последипломная подготовка в области психологии (graduate training in psychology)
  • поэтапного формирования умственных действий концепция
  • Преподавание психологии в университетах (teaching undergraduate psychology)
  • психическое как процесс
  • Развитие программ обучения (curriculum development)
  • социально-генетической психологии концепция
  • СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ МЕТОД (в возрастной психологии)
  • Теория Поэтапного Формирования Умственных
  • теория поэтапного формирования умственных действий
  • формирования умственных действий теория
  • ЦЕЛОСТНЫЙ ПОДХОД (в психологии)
  • ШАГ УСВОЕНИЯ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь