|
Гендерная идеологияГендерная идеология - система идей и взглядов, понятий и представлений о построении общества и взаимоотношениях в нем мужчин и женщин как двух социальных общностей, учитывающая и выражающая интересы обеих социальных групп - мужчин и женщин. В силу этого гендерная идеология является идеологией конструктивной, несущей новую культуру взаимоотношений во имя достижения социальных целей. Эти социальные общности имеют не только общие интересы и ценности, но и принципиально различные. Именно наличие различных интересов мужчин и женщин является основой гендерных проблем. Поэтому взаимодействие мужчин и женщин как двух разных социальных групп нуждается в идеологии, которая дает возможность удовлетворения как их общих, так и различных интересов. И это - идеология гендерная. Отличительной особенностью гендерной идеологии является ее всеобъемлющий миролюбивый и интернациональный характер, консолидирующий и конструктивный поиск путей и методов сотрудничества двух социальных общностей - во имя мира и развития. Двум неразделимым половинам общества сегодня для выживания и процветания необходимо сотрудничество, а не конфронтация. Гендерная идеология может объединять людей различного возраста, вероисповедания, а также - страны, нации. Она рассчитана на длительный период ее реализации. Может выступать как механизм внедрения гендерных представлений в массовое сознание. Эти особенности дают ей все основания стать метапарадигмой ХХI века. Исповедуя равноправную и совместную управленческую деятельность женщин и мужчин на основе равных, гарантированных государством реальных возможностей, гендерная идеология обозначает изменение ценностных ориентаций и человека, и населения в целом, общественного мнения и государственной власти, пересмотр многих привычных представлений и истин; дает широкие возможности для переосмысления культуры отношений между полами и созданных ими социальных условий и властных конструкций в обществе - во имя интересов общества. Становясь инструментом анализа, гендерная идеология служит и своеобразным "ключом", механизмом и способом реальных действий для решения ряда научных проблем в области бездискриминационной ответственности и отношений женщин и мужчин, в том числе экономических и социальных, политических и культурных, научно-образовательных, исторических, этико-правовых. Она предоставляет возможность формирования, в частности, политики материнства и отцовства, разработки правовых механизмов ее реализации. Этот подход принципиальным образом отличает новую идеологию от идеологий минувшего ХХ века, носивших преимущественно ярко выраженный классовый, групповой характер и обслуживающих интересы одной определенной социальной группы, как правило, властной верхушки общества. Гендерная идеология - надклассовая и внеклассовая, выражает массовые интересы и чаяния представителей и представительниц всего человечества. Гендерная идеология - гуманистическое достижение ХХ века, новое явление в мировой философской, социологической и политической мысли, основанное на гендерной идее - идее утверждения равных возможностей для полной самореализации обеих социальных общностей, консенсусном, справедливом, конструктивном и творческом характере их взаимодействия во всех сферах жизнедеятельности в интересах развития и мира. Носительницами гендерной идеи являются, прежде всего, ООН и Совет Европы. Позитивная роль ООН в процессе формирования гендерной идеологии, в создании условий зарождения нового гендерного мировоззрения - фундаментальной основы изменения характера взаимоотношений между мужчинами и женщинами в каждой стране - отражена в книге Светланы Хрисановой "Драма Прекрасной Дамы: Парадоксы современного равенства мужчин и женщин. Гендерный подход к известной проблеме", а также во второй книге из этой серии "IV Пекинская конференция (1995 г.) и гендерная идеология". Самопроизвольно гендерная идеология не закрепляется. Для реализации она нуждается в гендерной политике, то есть в соответствующей конституционно-законодательной основе. С принятием новой Конституции Украины, например, в молодом государстве появилась законодательная база для консенсуса полов, как и в ряде западных стран. Вырабатываются новые законы развития, содействующие реализации конституционно-законодательного статуса женщин во имя поддержания баланса между двумя половинами общества. Gender ideology (англ.) Литература: Хрисанова С. Ф. Кто кого переводит через ручей? О культуре гендера // Материалы докладов и сообщений Всероссийской научно-практической конференции "Историко-культурное наследие: новые открытия, сохранение, преемственность". Березники Пермской обл., Россия, 1999. С. 154-160. Она же. Права человека женщины - язык современного человечества, или Гендерное равенство. Доклад // Збірник матеріалів Всеукраїнського конгресу жінок "Жінка на порозі XXI століття: становище, проблеми, шляхи соціального розвитку". Київ, 21-23 травня 1998 р. С. 128-132. Она же. Жінка в суспільстві: погляд із позиції міжнародних документів. Доповідь // Соціологічні науки. Науковий вісник НДПУ, вип. 1. Х. 1998. Міжнародна науково-практична конференція "Європа: реальності та можливості", 29 травня 1998 р., ХДПУ ім. Г. С. Сковороди, м. Харків, С. 81-86. Она же. Пирамида власти, или Гендерное равенство на уровне принятия решений. Опыт и тенденции в Харьковской области. Доклад // Зб. науково-методичних праць до міжнародної науково-практичної конференції "Жінки в політичній еліті України: процес трансформациї і творчість". 14-15 сентября 1999 г., Николаев. С. 48-60. Она же. Гендерна політика - шлях до консолідації суспільства // Матеріали науково-практичної конференції "Жінка і влада". Харків, березень 2001. Міжвідомчий науковий збірник "Жінка в України". Т. 23. Київ. 2001. С. 235-238. © С. Ф. Хрисанова Тезаурус терминологии гендерных исследований. — М.: Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты. А. А. Денисова. 2003. Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Термины гендерных исследований Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|