|
ИДЕОЛОГИЯИДЕОЛОГИЯ — понятие, введенное в нач. 19 в. А.Л.К. Дестютом де Траси для обозначения науки, предметом которой должны стать всеобщие законы образования идей. И. как наука о всеобщих и неизменных законах образования идей, их трансформации, влиянии на жизнь отдельных социальных групп, классов, сословий, по замыслу де Траси, не должна была содержательно отличаться от любой др. науки, напр. от механики, зоологии, превосходя их по интегрирующей роли в социальном познании. И. должна была вытеснить философию с ее места королевы всех наук и сыграть главную интегрирующую роль в объединении всего социального познания. Разум — творец идей, и его действия должны быть предсказуемыми, как законы гравитации. С момента своего возникновения понятие И. стало предметом острой борьбы между теоретиками (идеологами) и практиками (политиками). Начало ей было положено Наполеоном. На первых порах, будучи республиканцем, он самым решительным образом поддержал новую науку И. и ее создателей. Но когда революционная эйфория пошла на спад, Наполеон, ставший к тому времени императором, объявил Траси и его соратников фанатиками, разрушителями, опасными болтунами и мечтателями, подрывающими корни политической власти и лишающими людей их утешительных иллюзий: «Вы, идеологи, разрушаете все империи, а эра иллюзий является для людей эрой счастья». Наполеон впервые употребил термин «идеолог» в уничижительном смысле: болтун, туманный метафизик, обскурантирующий ясные и четкие практические действия политической власти. К. Маркс и Ф. Энгельс в целом разделяли отношение Наполеона к И., считая ее извращенным, ложным сознанием: «...Возьмем мир таким, какой он есть, не будем идеологами...». Этой же традиции отдали дань и некоторые теоретики II Интернационала и их оппоненты, представлявшие различные филос. направления. В кон. 19 — нач. 20 в. главенствующим основанием дифференциации понятия И. становится ее классовая принадлежность. В противовес буржуазной И. усилиями ряда теоретиков II Интернационала появляется понятие пролетарской И., которая не противопоставляется науке. Попытки соединить в органическое целое наукуи И., причем не любую И., а именно марксизм, были предприняты Г.В. Плехановым, Ф. Мерингом. Р. Люксембург, которые рассматривали марксизм как науку и одновременно как И. пролетариата. В.И. Ленин выдвинул концепцию научной И., оказавшуюся весьма плодотворной в достижении той политической цели, которую ставили перед собой большевики — захват политической власти. Концепция И. в рамках марксистской парадигмы прошла, т.о., несколько этапов: от гносеологического идеологизма Маркса и Энгельса, продолженного рядом теоретиков II Интернационала, через онтологический идеологизм Ленина, абсолютизированный во многом советскими теоретиками, к единству того и другого у Г. Лукача, который предпринял попытку снять дихотомию между гносеологической и онтологической составляющими И. В 20 в. понятие И. стало столь значимым, что его не могли обойти вниманием исследователи самых различных филос. направлений. Первым этот момент оценил классик теории И. К. Манхейм: «Одно время казалось, что выявление идеологического аспекта в мышлении противника является исключительной привилегией борющегося пролетариата... ибо только в марксизме в силу его гегельянской основы преодолевается чисто психологический подход и проблема перемещается в сферу философии сознания... Поэтому... понятие идеологии связывали прежде всего с марксистско-пролетарской системой мышления, более того, даже отождествляли с ней»; но «проблема идеологии носит слишком общий и принципиальный характер, чтобы она могла длительное время оставаться привилегией одной партии». Манхейм широко использовал работы Лукача, что подтверждает стремление снять противопоставление гносеологического и онтологического ракурсов И. и обусловленную им абсолютизацию одной или др. составляющей. Ренессанс гносеологического и онтологического идеологизма проявился во втор. пол. 20 в. соответственно в концепциях деидеологизации и реидеологизации. Его отзвуком в России стал тезис «Долой идеологию!» (кон. 1980-х — нач. 1990-х гг.) и противоположный ему тезис «Да здравствует новая идеология России!» (сер. 1990-х гг. — настоящее время). Ряд современных исследователей считает, что 20 в. был веком И. и идеологической борьбы по разным направлениям, а в 21 в. противостояние И. сменится конфликтом цивилизаций. Реалии сегодняшнего дня заставляют усомниться в таком подходе. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004. ИДЕОЛОГИЯ (от идея игреч. — слово, понятие, учение), система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение (развитие) данных обществ. отношений. В классоИДЕОЛОГИЯ 199 вом обществе И. всегда носит классовый характер. В сфере И. отражаются положение обществ. классов, их коренные интересы. Термин «И.» ввёл франц. философ и экономист А. Л. К. Дестют де Траси («Элементы идеологии», «Elements d'ideologie», v. l—4, 1801—15) для обозначения учения об идеях, позволяющего установить твёрдые основы для политики, этики и т. д. В таком же смысле об И. писали представители франц. материализма и сенсуализма. В наполеоновской Франции термин «И.» приобрёл пренебрежит. оттенок. «Идеологами» стали называть людей, проповедующих взгляды, оторванные от практич. вопросов обществ. жизни и реальной политики. К. Маркс и Ф. Энгельс в «Немецкой идеологии» (1845—46) и позднейших работах под И. понимали: 1) идеалистич. концепцию, согласно которой мир представляет собой воплощение идей, мыслей, принципов (см. Соч., т. 3, с. 12, прим.); 2) соответствующий этой концепции тип мыслит. процесса, когда его субъекты — идеологи, не сознавая связи своих построений с материальными интересами определ. классов и объективных побудит. сил своей деятельности, постоянно воспроизводят иллюзию абс. самостоятельности обществ. идей (см. Ф. Энгельс, там же, т. 39, с. 83); 3) вытекающий отсюда метод подхода к действительности, состоящий в .конструировании мнимой реальности, которая выдаётся за самоё действительность (см. Ф. Энгельс, там же, т. 20, с. 97). Действительность предстаёт в И. в искажённом, перевёрнутом виде и И. оказывается иллюзорным сознанием. В противоположность этим идеологич. формам науч. сознание остаётся «...на почве действительной истории...» (Маркс К. и Энгельс Ф., там же, т. 3, с. 37). Методы науч. анализа и критики И. даёт материалистич. понимание истории (см. Исторический материализм), согласно которому И. есть явление обществ. сознания и подчиняется его общим закономерностям. И. определяется обществ. бытием, но обладает по отношению к нему относит. самостоятельностью. В развитии И. имеет место преемственность, поскольку здесь накапливается определ. мыслит. материал, и каждая новая И., будучи по содержанию отражением новых социальных условий, по форме примыкает к предшествующей. И. оказывает огромное обратное воздействие на обществ. бытие, на всю обществ. жизнь. Анализ реального историч. процесса показывает, что идеологич. иллюзии — не просто случайные заблуждения, что И. выполняет определ. социальные функции, вырабатывая соответствующие интересам определ. класса типы мышления и поведения и даже программы социального действия. Маркс и Энгельс не применяли термин «И.» к собств. системе воззрений, но они характеризовали марксизм как науч. теорию социализма, органически связанную с освободит. классовой борьбой пролетариата. В. И.Ленин расширил понятие И., введя категорию «науч. И.» и указав, что в предшествующих марксизму системах И. имелись науч. элементы, по лишь марксизм в подлинном смысле является научной идеологией. Ленин отметил такую важнейшую особенность марксизма, как соединение в теории высшей и строгой научности с революционностью (см. ПСС, т. 1, с. 340, прим.). С разработкой концепции науч. И. само понимание И. стало более цельным и завершённым. Поскольку И.— духовное явление, то она должна оцениваться в гно-сеологич. категориях — как научная или ненаучная, истинная или ложная и т. п. Противостояние науч. и ненауч. И. имеет и социальное значение, ибо выражает противоположность классовых интересов. В классовом обществе И. характеризуется в категориях социально-политических как революционная или реакционная, прогрессивная или консервативная, либеральная или радикальная, интернационалистская пли националистическая и т. д. Связь между этими двумя рядами оценок выявляет принцип партийности И., который связывает познание социальной действительности с интересами того или иного класса. При этом класс прогрессивный стремится строить свою И. на основе более полного использования объективных знаний (напр., буржуазия в период её восходящего развития). Полностью этот тезис оправдывается применительно к рабочему классу, субъективные интересы которого совпадают с объективными потребностями обществ. развития, что и выражается в совпадении партийного, классового и науч.-объективного подхода к действительности в рамках марксизма -ленинизма. Признание классового характера И. не означает, что класс в целом творит свою И. Как теоретически разработанное сознание класса И. создаётся теми его представителями, идеологами, которые, по выражению Маркса, теоретически приходят к тем же выводам, к которым класс в целом приходит практически. Из условий жизни класса стихийно возникает не И., а обществ. психология данного класса, создающая определ. почву для выработки, распространения и усвоения его И. Анализируя механизм формирования и распространения науч. И., Ленин показал, что она возникает не из стихийного роста рабочего движения, а как результат развития науки, культуры, прогрессивной обществ. мысли. Носителем науч. И. является передовой и сознат. авангард революц. рабочего класса — его политич. партия. Она вносит науч. И. в массы, в рабочее движение. И. выступает в различных формах политич., правовых, этич., религ., эстетич. и филос. взглядов. В естеств. науках идеологич. характер носят философско-мировоззренч. выводы из их открытий, и потому естествознание также является ареной идеологич. борьбы. Теории обществ. наук сами выполняют идеологич. функции, поскольку используются для решения возникающих социальных проблем, исходя из различных идеологич. установок и ориентации. Сама теория И. является ареной острой идейной борьбы. Утверждения об иррациональности, мифологич. характере всякой И., принципиальное отрицание самой возможности науч. И. широко используются в бурж. литературе для борьбы против прогрессивных взглядов и прежде всего против марксизма-ленинизма. Продолжением этой критики И. явилась концепция «деидеологизации» (Д. Белл и др.), согласно которой совр. развитые индустриальные страны Запада сталкиваются с проблемами, требующими «технич. решений», а не И., и потому влияние И. якобы постепенно сходит на нет. Однако действительность опровергла эту концепцию. Она потерпела крах, что толкнуло бурж. теоретиков в др. крайность — возникла и стала распространяться тенденция к «реидеологизации», отвечавшей стремлениям империалистич. буржуазии усилить идейную борьбу против мира социализма. Характерным как для консервативной, так и для либеральной бурж. И. является антикоммунизм — главное идейно-политич. оружие империализма. Разнообразные антиимпериалистич., нац.-освободит. движения сопровождаются сложными идеологич. процессами, в крых отражается их направленность и социальная природа. Марксистско-ленинская И. противостоит И. буржуазной и ведёт с ней непримиримую борьбу. Мирного сосуществования с бурж. И. быть не может. Марксизм-ленинизм несовместим также с любыми попытками ревизии науч. И. как справа, так и «слева». Борьба с бурж. И. и ревизионизмом в органич. сочетании с творч. подходом к марксистско-ленинской теории составляет традицию марксизма-ленинизма как науч. И., связанной с решением кардинальных проблем совр. обществ. развития. Марксистско-ленинская И. выступает как теоретич. основа коммунист!«, движения, как могучее идейное средство революц. преобразования мира. Маркс К. и Энгельс Ф., Нем. И., Соч., т. 3; их же, Манифест Коммунстич. партии, там же, т. 4; Маркс К., К критике политич. экономии. Предисловие, там же, т. 13; его же, [Письмо] Л. Кугельману 11 июля 1868, там же, т. 32; Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец классич. нем. философии, там же, т. 21; его же, [Письмо] Ф. Мерингу 14 июля 1893, там же, т. 39; Лен и н В. И., Что делать?, ПСС, т. 6; его же, Три источника и три составных части марксизма, там же, т. 23; его же, О значении воинствующего материализма, там же, т. 45; Плеханов Г. В., Осн. вопросы марксизма, Избр. филос. произв., т. 3, М., 1957; Келле В. Ж., Ковальзон М. Я., Формы обществ. сознания, М., 1959; Гак Г. М., Учение об обществ. сознании в свете теории познания, М., 1960; Ядов В., II. как форма духовной деятельности общества, Л., 1961; Уледов А., Структура обществ. сознания, М., 1968; Социология и И., М., 1969, разд. 1; Т у г а-р и н о в В. П., Философия сознания, М., 1971; Борьба идей в совр. мире, т. 1—3, М., 1975—78; Иванов В., И.: характер и закономерности развития, [пер. с болг.], М., 1977; Филос. проблемы совр. идеологич. борьбы, М., 1978; Б и к к е-н и н Н. Б., Социалистич. И., М., 1978; Яковлев М. В., И. Противоположность марксистсколенинской и бурж. концепций, М., 1979. В. Ж. Келле. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ИДЕОЛОГИЯ (греч. – учение об идеях) согласно направлению во франц. философии периода Великой революции, метод установления практических правил воспитания, этики и политики посредством точного познания физиологической и психической организации человека и физического мира. В него входили и значительное политическое влияние оказывали Дестют де Траси, Кабанис и др. идеологи. В настоящее время понятие идеологии употребляется почти исключительно как характеристика неистинного мировоззрения, предназначенного для обмана ради материальных, а также политических интересов. Однако марксизм утверждал, что все идеи, религии, мировоззрения, учреждения, правовые отношения и т. д. являются лишь выражением материальных отношений и ложно или с намерением обмануть возведены буржуазией в ранг духовных сущностей (идей), в то время как в действительности такого рода идей не существует и, следовательно, речь идет просто об идеологиях (недопустимая идеизация экономических данностей), об «идеологической надстройке» над действительностью. Идея предсуществует везде, где суждения (субъективные, ибо существуют лишь субъективные суждения) высказываются в объективной форме. Все метафизические и теологические понятия, в которых метафизическое или религиозное изначальное чувство облекается в неадекватную форму познавательного высказывания, являются с самого начала «идеологическими». Философский энциклопедический словарь. 2010. ИДЕОЛОГИЯ (от греч. ???? – идея, образ, понятие; и ????? – учение) – совокупность идей и взглядов, отражающих в теоретической более или менее систематизированной форме отношение людей к окружающей действительности и друг к другу и служащих закреплению или изменению, развитию обществ. отношений. Основой идеологич. отражения действительности являются определ. обществ. интересы. В классовом обществе И. всегда носит классовый характер, отражая положение данного класса в обществе, отношения между классами, классовые интересы. И. выступает в формах политич., правовых, религ., этич., эстетич. и филос. взглядов. И. следует отличать от социальной психологии. Термин "И." имел в различные историч. периоды неодинаковое содержание. Его значение в марксистской и бурж. лит-ре в корне различно. Впервые И. назвали свое учение Дестют дe Tраси в "Элементах идеологии" (1801), Кабанис в "Отношениях между физической и нравственной природой человека", Вольней в "Физических принципах морали" и др. представители поздней ветви франц. сенсуализма 18 в. Они утверждали, что создали науку И., раскрывающую всеобщие и неизменные законы возникновения идей. Маркс и Энгельс на основе материалистич. понимания истории раскрыли сущность И., как классового явления, научно объяснили возникновение, развитие и смену различных И. и идеологич. форм; они показали, что причиной иллюзорного, "идеологического" отражения действительности в сознании идеологов эксплуататорских классов являются объективные противоречия материальной жизни общества. У Маркса и Энгельса И. часто именуется, во-первых, исторически определ. тип мыслит. процесса, основанного на идеалистич. теоретич. посылках. Этот процесс ведет к выработке превратных, "идеологич. взглядов", к "идеологизму", как извращенным, иллюзорным суждениям и выводам; во-вторых, И. – это совокупность взглядов, основанных на общих мировоззренч. предпосылках и систематизированных в видах И. (политич. взгляды, право, мораль, философия и пр.), отражающих объективные, материальные отношения с позиций интересов определ. классов. Это отражение может быть правильным, научным или превратным, извращенным. Имея в виду идеологов старого типа, Энгельс писал: "Идеология – это процесс, который совершает так называемый мыслитель, хотя и с сознанием, но с сознанием ложным. Истинные побудительные силы, которые приводят его в движение, остаются ему неизвестными, в противном случае это не было бы идеологическим процессом. Он создает себе, следовательно, представления о ложных или кажущихся побудительных силах. Так как речь идет о мыслительном процессе, то он и выводит как содержание, так и форму его из чистого мышления – или из своего собственного, или из мышления своих предшественников" (Mapкс К. и Энгельс Ф., Избр. произв., т. 2, 1955, с. 477). Энгельс писал, что образование "чистой И." происходит путем выведения понятий, представлений о действительности не из самой действительности, а из представления о ней, выведения свойств предмета "...не путем обнаружения их в самом предмете, а путем логического выведения их из понятия предмета" ("Анти-Дюринг", 1957, с. 90). Но в этой извращенной И. находят отражение "консервативные или революционные течения" определ. периода (см. тамже, с. 90–91). Энгельс отмечал, что "...тот, кто строит системы, должен заполнять бесчисленное множество пробелов собственными измышлениями, т.е. иррационально фантазировать, быть идеологом" (там же, с. 318). Такая И. оторвана от реальной почвы и в перевернутом виде, словно в "камере-обскуре", изображает людей и их отношения. Жизнь, практика, "...историческая реальность, выброшенная им (идеологом) за дверь, влетает обратно в окно" (там же, с. 91). Эти идеологич. извращенные формы сознания, как указывали Маркс и Энгельс, "...вполне исчезнут лишь с окончательным исчезновением противоположностей классов" (Соч., 2 изд., т. 4, с. 446), т. к. только тогда будут преодолены классовые причины, источники извращенного идеалистич. понимания обществ. жизни. Определяя отношение марксизма к предшествующим теориям, Энгельс писал, что "...как всякая новая теория, социализм должен был исходить из накопленного до него идейного материала, хотя его корни лежали глубоко в материальных экономических фактах" (Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. произв., т. 2, 1955, с. 107). В то же время марксизм коренным образом отличается от всех предшествующих теорий, т. к. "теоретические положения коммунистов ни в какой мере не основываются на идеях, принципах, выдуманных или открытых тем или другим обновителем мира. Они являются лишь общим выражением действительных отношений происходящей классовой борьбы, выражением совершающегося на наших глазах исторического движения" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 438). Т. о., Маркс и Энгельс применяли термин "И." для характеристики предшествующих науч. социализму идеалистич. теорий. Марксизм, будучи наукой, т.е. точным, адекватным отражением действительности, в то же время является научной, истинной И. рабочего класса, целостной, стройной системой идей, взглядов, отражающих положение и историч. цели рабочего класса как творца коммунизма. Лидеры 2-го Интернационала полностью извратили учение Маркса и Энгельса об идеологии. Бернштейн, напр., "обвинял" марксизм в "идеологизме", "метафизике" за то, что он базируется на единой филос. основе. Полностью игнорировалось то, что Маркс и Энгельс считали признаками И. прошлого ложность исходных, мировоззренч. посылок мыслит. процесса идеологов, превратный, ложный характер их систем. Ленин в борьбе с оппортунизмом показал, что марксизм – это монолитное стройное учение, все составные части к-рого сцементированы единым научным миросозерцанием. Определяя как "...пролетарскую идеологию – учение научного социализма, т.е. марксизм" (Соч., т. 5, с. 315), Ленин отмечал, что "социализм, будучи идеологией классовой борьбы пролетариата, подчиняется общим условиям возникновения, развития и упрочения идеологии, т.е. он основывается на всем материале человеческого знания, предполагает высокое развитие науки, требует научной работы и т.д. и т.д. В классовую борьбу пролетариата, стихийно развивающуюся на почве капиталистических отношений, социализм в н о с и т с я идеологами" (там же, т. 6, с. 143), т.е. вождями, теоретиками рабочего класса. Т. о., термин "И." перестает у Ленина обозначать лишь идеалистич. и метафизич. подход к действительности. Ленин отстаивает и развивает дальше взгляды Маркса и Энгельса на классово-служебную роль И. Идеологии, отмечает Ленин, различаются не только по признаку их филос. теоретич. основ и характеру отражения действительности (научные и ненаучные), но и по их классовой принадлежности (бурж. И., пролет. И., и т.д.). "...В обществе, раздираемом классовыми противоречиями, и не может быть никогда внеклассовой или надклассовой идеологии" (там же, т. 5, с. 356).Попытка идеологов, теоретиков буржуазии представить свои взгляды как внеклассовые является обманом. Ленин охарактеризовал осн. черты и коренную противоположность двух И. совр. эпохи – социалистической и буржуазной, обосновал закономерность борьбы марксистских партий против бурж. И. (см. тамже, с. 355–56). В своих нападках на марксизм нек-рая часть совр. бурж. идеологов, реформистов и ревизионистов утверждает, что марксизм, как И. пролетариата, – это классовое, и поэтому, мол, одностороннее, субъективное, извращенное сознание, противоположное науке, как безразличному к классам, объективному знанию. И. – это, будто бы миф, превращенный в концепцию обществ. благополучия (см. Н. Bonner, Social psychology, N. Y., 1953, p. 226). Значит. влияние на бурж. и реформистскую трактовку понятия И. оказала т.н. "социология знания" К. Манхейма. Заимствуя у Маркса положение о социальной обусловленности идей и фальсифицируя его, Манхейм пытался показать, что И. не имеет познават. ценности, а является лишь социально значимой системой идей, поддерживаемых определ. обществ. группой, классом. Подобные ненауч. взгляды широко пропагандируются в бурж. антикоммунистич. лит-ре (см., напр., Н. Falk, Die ideologischen Grundlagen des Kommunismus, Munch., 1961). M. Игитханян. Москва. На самом же деле И. может иметь познават. ценность, если она является правильным отражением действительности, и в этом плане не противостоит науке. Так обстоит дело с марксистской И. Конкретные науки, поскольку они развиваются в определ. социальных условиях и не могут обойтись без мировоззрения, также связаны с И. и становятся ареной идеологич. борьбы. Яркой иллюстрацией этого является борьба вокруг учения Коперника, теории Дарвина, теории относительности Эйнштейна, атомной физики в нач. 20 в., квантовой механики и т.д. И. отличается от социальной психологии. Последняя является отражением эмпирич. условий жизни, включает в себя не только мысли, но и чувства, настроения, привычки людей и не носит систематизированного, теоретич. характера. И. и обществ. психология имеют общие корни в социальных отношениях данной эпохи, но И. возникает как теоретич. мышление, вырабатывается и развивается теоретиками, учеными и идеологами, мыслящими представителями класса (см. В. И. Ленин, Соч., т. 31, с. 50). Напр., из условий жизни пролетариев у них, естественно, возникает враждебное чувство к угнетающему их капиталисту, сознание необходимости борьбы за улучшение своего положения и т.д. Однако до науч. сознания коренной противоположности интересов пролетариата интересам класса капиталистов обыденное сознание пролетариев подняться не может. Стихийное рабочее движение может породить лишь тредюнионистское сознание. И. науч. социализма, выражающая положение и коренные интересы пролетариата, вырастает на основе борьбы рабочего класса, но не из стихийного роста рабочего движения, а как результат развития науки, и вносится в рабочее движение партией пролетариата. И., т.о., представляет собой не какую-то надстройку над психикой, не "сгусток психологии", а продукт теоретич. анализа обществ. отношений. Конечно, она связана непосредственно и с психологией данного класса, напр. стремлением рабочего класса к социализму. И. обладает относит. самостоятельностью. Отражение действительности в И. не является простым автоматич. рефлексом обществ. бытия, как утверждает вульгарный экономич. материализм. Экономика лишь в конечном счете определяет И. Относит. самостоятельность И. выражается в том, что каждая новая идеологич.система, являясь по сути отражением обществ. бытия, по форме выступает как продолжение предшествующего развития мысли, зависит от накопленного ранее запаса понятий и представлений. И. способна воздействовать на другие стороны обществ. жизни, в т. ч. и на породившую ее материальную основу. Как относительно самостоят. явление И. характеризуется специфич. законами своего возникновения, развития и взаимодействия с другими обществ. явлениями. Существуют т.н. И. первого порядка (политич. идеи, правосознание), ближе стоящие к экономике, и И. более высокого порядка, сравнительно удаленные от материальной экономич. основы (напр., философия, религия). В каждой общественно-экономич. формации господствующей И. является И. экономически и политически господствующего класса. Политич., правовые, филос., религ., этич. и эстетич. взгляды класса представляют собой определ. единство, складывающееся на основе его экономич. интересов и устремлений. Определ. воздействие на формирование различных идеологич. форм оказывает, как правило, политич. И., являющаяся концентрированным выражением и завершением экономич. интересов классов. В антагонистич. обществ. формациях законы обществ. развития и обществ. потребности реализуются через борьбу классов, каждый из к-рых руководствуется своим интересом, отражающим его место в системе обществ. отношений. Осознание классовых интересов, оценка всей обществ. действительности с т. зр. этих интересов становятся необходимыми для решения назревающих задач обществ. развития. И. служит субъективным условием реализации назревших потребностей обществ. развития. Выражая интересы прогрессивных и революционных в данную эпоху классов, отражая конфликт между производит. силами и производств. отношениями, прогрессивная И. обосновывает необходимость ликвидации отживших производств. отношений, служит сплочению обществ. сил, борющихся против старого, способствует революц. преобразованию общества. И. господствующего эксплуататорского класса стремится теоретически оправдать существующие порядки, обосновать необходимость сохранения данного обществ. строя. Отражение экономич. отношений в И. является необходимым условием формирования идеологич. отношений, а также различных учреждений надстройки. Овладевая массами, И. воздействует на жизнь и развитие общества (см. Базис и надстройка). При анализе и оценке И. следует различать в ней объективно истинные, научные, а также ложные, извращенные (сознательно или бессознательно) положения. Необходимым социальным условием объективного отражения действительности в И. класса является совпадение интересов этого класса с потребностями прогрессивного обществ. развития. Поскольку в предшествующей истории такое совпадение имело место, постольку в И. различных классов содержались элементы объективных знаний об окружающей обществ. действительности. Однако до возникновения пролетариата даже интересы прогрессивных на определ. этапе классов никогда полностью не совпадали с объективными потребностями обществ. развития. Поэтому И. этих классов не могла быть последовательно научным осознанием потребностей общественного развития. Положение существенно менялось, когда эксплуататорский класс становился господствующим. Идеологи этого класса, стремясь навязать особые интересы своего класса всему обществу, затушевать имеющиеся между ним и неимущим большинством противоречия, обосновать "право" господствующего класса на эксплуатацию трудящихся, вступали на путь извращенного отражения действительности в угоду интересам этих классов. Не могла быть подлинно научной и И. трудящихся масс до пролетариата. Стремление трудящихся масс к освобождению от эксплуатации наталкивалось в прошлом на неразвитость материальных условий этого освобождения, в результате чего их И. неизбежно принимала утопич. характер (см. Утопический социализм). Специфич. возможности для извращенного отражения действительности в И. создаются в антагонистич. обществе в силу присущего ему разрыва материального и духовного труда. Для людей, занятых умств. деятельностью, мыслит. процесс предстает как результат самостоят. деятельности мышления, имеющего дело только с материалом мыслительным, исходящего из мышления своего собственного или предшественников. Понимание связи сознания с материальной действительностью утрачивается. Относит. самостоятельность И. предстает как абсолютная. Это иллюзия на определ. этапе закрепляется классовыми интересами эксплуататоров, к-рым выгодно, чтобы обществ. развитие рассматривалось с т. зр. не его объективных законов, а с т. зр. соответствующих интересам этих классов т.н. вечных принципов, норм, идей. В противоположность предшествующей, марксистская И. является подлинно науч. И. Объективной основой возникновения науч. И. пролетариата является полное совпадение классовых интересов и целей пролетариата с объективными обществ. потребностями, с объективным ходом и направлением историч. развития (процесс концентрации и обобществления произ-ва, обострение противоречий капитализма, неизбежность смены капитализма социализмом и коммунизмом). И. носит историч. характер и развивается по законам надстроечных явлений. В антагонистич. обществ. формациях различные классы создают свою собств. И. С изменением их положения и задач происходят изменения и в их И. Когда с историч. арены сходит тот или иной класс, постепенно теряет влияние и его И. Вместе с тем в сфере И. имеет место преемственность. Отражая изменяющиеся историч. условия, существующие обществ. противоречия, она формулирует свои положения в понятиях и категориях, созданных в основном ранее, но вкладывает в них новое содержание, включает их в новые системы воззрений. Основой преемственности является то обстоятельство, что в развитии антагонистич. формаций изменяется конкретный характер различных обществ. явлений, но сами эти явления остаются (напр., классы, гос-во, отношения эксплуатации и т.п.). Поэтому сохраняются и понятия, отражающие эти явления, но содержание их меняется. Использование в новых историч. условиях предшествующего мыслит. материала позволяет опираться на результаты абстрагирующей работы мышления прошлых поколений, а не создавать заново необходимого запаса понятий и представлений. В развитии И. сохраняются не только выработанные ранее понятия и категории, но и различные взгляды и принципы. Отбор из имеющегося налицо запаса идей зависит от классовых позиций идеологов. Передовые классы в своей И. опираются на прогрессивные идеи прошлого, развивают их, используют в идеологич. борьбе. Марксизм является преемником всего лучшего, что создано в предшествующем развитии человеч. мысли. Создавая И. пролетариата, Маркс и Энгельс подвергли критич. переработке и переосмысливанию предшествующее развитие мысли и использовали из него все объективно истинное. Идеологи отмирающих классов, как правило, берут из предшествующей И. реакц. идеи, приспосабливая их к своим интересам, как это ярко видно на примере совр. бурж. И. Глубокий анализ и критика совр. бурж. И. даны в принятой XXII съездом КПСС Программе партии (1961). Характерными особенностями империалистич. И. являются ее реакц., антинауч. характер. Субъективизм, произвол в оценке действительности, искажение фактов и историч. перспектив, отрицание прогресса общества составляют существо этой И., как порождения империализма – строя, у к-рого нет будущего, но к-рый она всеми силами пытается оправдать, приукрасить фальшивыми вывесками свободы и демократии. Глубокий кризис совр. бурж. И. выражается и в том, что она совершенно неспособна выдвинуть идеалы, к-рые бы могли увлечь массы, дать ответы на вопросы, выдвигаемые жизнью. Бурж. И. враждебна прогрессу человечества, интересам народных масс. Прикрывая свою духовную нищету, бурж. идеологи пытаются представить в извращенном виде великое дело коммунизма. "Главное идейно-политическое оружие империализма – а н т и к о м м у н и з м, основным содержанием которого является клевета на социалистический строй, фальсификация политики и целей коммунистических партий, учения марксизма-ленинизма" (Программа КПСС, с. 51–52). Проникнутые ненавистью к коммунизму идеологи и политики империализма выдвигают цель задушить коммунистич. движение и даже доходят до призывов к "превентивной войне" против СССР и стран социалистич. лагеря. Бурж. идеологи стремятся уверить, что коммунизм и мир на земле недостижимы, в силу природы самого человека. "Марксистская концепция человеческой природы", – пишет один из бурж. социологов, – связана с верой "в возможность бесконечного прогресса. Наши сегодняшние, менее оптимистические взгляды подкрепляются выводами современной психологии, согласно которым агрессивность человека разве лишь в самой ничтожной степени обусловливается его экономическим положением и в несравненно большей степени – факторами психологического порядка" (см. Contemporary political ideologies, N. Y., 1961). С помощью подобных псевдонауч. утверждений бурж. И. пытаются обезоружить массы, породить в массах пессимизм, неверие в возможность достижения прочного мира, лучшего будущего. Составными частями бурж. И. является И. милитаризма, грубой силы, шовинизма и расизма, крайним, наиболее человеконенавистническим ее проявлением выступает фашизм. Для раскола трудящихся масс, затемнения их сознания империалисты широко используют также религ. И. В бурж. философии, политич. экономии, социологии, этике и эстетике и т.д. существует множество школ, к-рые, однако, демонстрируют собой не богатство обществ. мысли, а показывают ее ненауч. характер. Отказ от широких теоретич. обобщений, иррационализм присущи совр. бурж. И., ее различным течениям. "Виды и формы буржуазной идеологии, методы и средства обмана трудящихся многообразны. Но суть их одна – защита отживающего капиталистического строя. Идейное обоснование господства монополий, оправдание эксплуатации, опорочение общественной собственности и коллективизма, воспевание милитаризма и войны, оправдание колониализма и расизма, разжигание вражды и ненависти между народами – таковы идеи, которыми проникнуты политические и экономические теории, философия и социология, этика и эстетика современной буржуазии" (Программа КПСС, с. 53–54). Для распространения этой И. используется громадная пропагандистская машина империалистич. гос-в и капиталистич. монополий; с помощью этого аппарата реакц. идеи пытаются навязать массам. Социалистич. И. коренным образом отличается от И. всех предшествовавших эпох как по своему содержанию, так и по своей роли в обществ. жизни, что обусловлено самим характером коммунистич. обществ. формации. Возникновение и развитие социалистич. общества не может происходить стихийно. Создавая науч. И. пролетариата, Маркс и Энгельс подчеркивали, что пролетариат в силу своего бытия и историч. задач нуждается не в иллюзиях, а в строго науч. осмыслении действительности. Ленин развил дальше положения Маркса и Энгельса о значении революц. науч. И. для успеха освободит. борьбы пролетариата. Выражая коренные интересы пролетариата, она дает науч. знание объективных законов обществ. развития, необходимое рабочему классу и всем трудящимся для успешного решения всемирно-историч. задачи ликвидации капитализма и построения коммунистич. общества. Открыто провозгласив свою неразрывную связь с борьбой рабочего класса и всех трудящихся за освобождение общества от частной собственности, эксплуатации, социального, нац., духовного гнета, поставив себя на службу делу революц. преобразования, мира, марксистско-ленинская И. соединила в себе высшую и строгую научность с классовостью, партийностью, революцион-ностью. Марксистско-ленинская И. по природе своей является руководством к практич. обществ. деятельности трудящихся масс, решающей силы истории; она чужда всякому догматизму, застою, органически соединяет теорию с практикой борьбы за коммунизм. Коммунистич. И. является интернационалистской и проникнута духом подлинного гуманизма, ибо она сплачивает трудящихся всех рас и наций на борьбу за создание истинно человеческих условий жизни на земле, против реакц. сил, пытающихся задержать движение человечества к светлому будущему. "Коммунистическая идеология – самая гуманная идеология" (Программа КПСС, с. 122). Марксистско-ленинская И. выдвигает научно обоснованную цель, объединяющую всех людей и направляющую их деятельность во всех сферах обществ. жизни на решение задач коммунистич. строительства. Она служит просвещению, воспитанию и организации масс не только на разрушение старого, но и на создание нового обществ. строя. Законом развития социалистич. общества является постоянное возрастание роли И. Марксистско-ленинская И. является не только необходимым духовным орудием преобразования объективных условий обществ. жизни, но и средством формирования человека, формирования всесторонне развитой личности коммунистич. общества. Овладев социалистич. И., каждый человек может активно и целенаправленно участвовать в общей борьбе за коммунизм. Поэтому важнейшей задачей идеологич. работы Программа КПСС считает овладение всеми членами социалистич. общества науч. мировоззрением. Марксистско-ленинская И. является теоретич. основой политики коммунистич. партии. В политике партии принципы теории превращаются в конкретную программу действий масс в данных историч. условиях. Коммунистич. партии являются носителями социалистич. И., руководствуются ею в своей деятельности и вносят ее в массы. КПСС, исходя из ленинских положений о том, что всякая И. партийна, что всякое умаление социалистич. И. есть усиление И. буржуазной, что без революц. теории не может быть революц. движения, всегда уделяла огромное внимание вопросам идеологич. работы. Содержание идеологич. работы определяется необходимостью постоянного творч. развития социалистич. И., к-рая должна отражать изменение историч. условий и формулировать конкретные задачи, стоящие перед рабочим классом и его партией в данное время и в данной стране в борьбе за достижение конечных целей пролетариата; необходимостью внесения социалистич. сознания в массы, воспитания масс в процессе практич. борьбы на их собств. опыте в духе социалистич. сознания, мобилизации масс на решение поставленных задач; необходимостью борьбы с враждебной бурж. И., с ревизией марксизма-ленинизма и попытками догматизации его положений. Ревизионизм и догматизм приносят громадный вред поступат. развитию социалистич. общества, развитию революц. движения пролетариата в капиталистич. странах, что требует постоянной борьбы за чистоту марксистско-ленинской теории. В совр. мире идет ожесточ. борьба двух И. – коммунистической и буржуазной, отражающая в духовной жизни человечества историч. процесс перехода от капитализма к коммунистич. обществ. формации. КПСС постоянно подчеркивает, что политика мирного сосуществования не означает примирения бурж. и социалистич. И., а, напротив, предполагает и требует активной наступат. борьбы против бурж. И., разоблачения ее реакц. сущности, освобождения масс из-под ее тлетворного влияния, идейного вооружения масс в борьбе за коммунизм. Конкретные задачи идеологич. работы партии в совр. условиях определены решениями XXII съезда КПСС, новой Программой партии, в которой научно разработан план коммунистич. строительства, охватывающий все стороны обществ. жизни. В Программе КПСС подчеркивается, что "в борьбе за победу коммунизма идеологическая работа становится все более мощным фактором" (1961, с. 116), и указывается, что главным в идеологич. работе на совр. этапе является "...воспитание всех трудящихся в духе высокой идейности и преданности коммунизму, коммунистического отношения к труду и общественному хозяйству, полное преодоление пережитков буржуазных взглядов и нравов, всестороннее гармоническое развитие личности, создание подлинного богатства духовной культуры" (там же, с. 117). Программа подчеркивает, что важной задачей идеологич. работы является также укрепление единства и сплоченности социалистич. стран и междунар. коммунистич. движения, отстаивание мира и мирного сосуществования. С победой социализма марксистская И. становится И. всего общества. Построение полного коммунизма приведет к исчезновению классов, к единству интересов всего общества и тогда нек-рые идеологич. формы будут преодолены (религия), другие естеств. образом отомрут (политич. И., правосознание), третьи же претерпят качеств. изменения, связанные с полным преодолением классовых различий. В будущем обществе восторжествует общечеловеч. бесклассовая И., к-рая будет необходима для формирования обществ. отношений, воспитания науч. мировоззрения, нравств. и эстетич. качеств человека, решения тех новых социальных задач, к-рые будут возникать перед обществом будущего. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология. Соч., 2 изд., т. 3; их жe, Манифест Коммунистической партии, там же, т. 4; Maркс К., Капитал, т. 1, Предисловие к первому изданию, там же, т. 23; его же, [Письмо] Л. Кугельману 11 июля 1868 г., в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, М., 1953; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, М., 1957; Ленин В. И., Что делать?, Соч., 4 изд., т. 5; его же, Письмо "Северному союзу", там же, т. 6; его же, Материализм и эмпириокритицизм, там же, т. 14; его же, Три источника и три составных части марксизма, там же, т. 19; его же, Карл Маркс, там же, т. 21; его же, О пролетарской культуре, там же, т. 31; его же, О значении воинствующего материализма, там же, т. 33; ?леханов Г. В., Основные вопросы марксизма, Избр. филос. произв., т. 3, М., 1957; О задачах партийной пропаганды в современных условиях. Постановление ЦК КПСС, М., 1960; Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, ?., 1961, Программа КПСС, М., 1961; ?рущев Н. С., Отчетный доклад ЦК КПСС XXII съезду партии, М., 1961; его жe, О Программе КПСС, М., 1961; Богданов А., Наука об общественном сознании, 3 изд., П.–М., [1923]; Павлов Т., Теория отражения, М., 1949; Константинов Ф. В., Роль социалистической идеологии в развитии социалистического общества, "Коммунист", 1953, No 13; его же, Роль передовых идей в развитии общества, М., 1953; Шaфф ?., "Социология знания" Маннгейма и проблема объективной истины, "Вопр. философии", 1956, No 4; Корнфорт ?., Диалектический материализм, пер. с англ., М., 1957; Каммари М. Д., Ревизионистский миф об "освобождении" науки от идеологии, "Вопр. философии", 1958, No 7; Келле В. Ж., Ковальзон М. Я., Формы общественного сознания, М., 1959; Румл В., Идеология и наука, "Проблемы мира и социализма", 1960, No 7; Гак Г. М., Учение об общественном сознании в свете теории познания, М., 1960; Формы общественного сознания, [отв. ред. Г. М. Гак, М.], 1960; Игитханян М. X., Социалистическая идеология и ее роль в создании и развитии коммунистической формации, в кн.: О закономерностях возникновения и развития социалистического общества, М., 1960, гл. 7, разд. 1, 2; Ядов В. ?., Идеология как форма духовной деятельности общества, Л., 1961; Журавлев В. В., Марксизм-ленинизм об относительной самостоятельности общественного сознания, М., 1961; Степанян Э. X., Об относительной самостоятельности идеологии, М., 1961; Barth H., Wahrheit und Ideologie, ?., 1945; Weber M., Gesammelte Aufsatze zur Wissenschaftslehre, 2 Aufl., Tubingen, 1951; Mannheim K., Ideologie und Utopie, 3 Aufl., Fr./M., 1952; его же, Essays on the sociology of knowledge, L., [1952]; Lukaсs G., Die Zerstorung der Vernunft, В., 1955; Naess ?., Democracy, ideology and objectivity, Oslo – Oxf., 1956; Merton R. K., Social theory and social structure..., Glencoe (Ill), 1957. В. Келле, M. Ковальзон. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. ИДЕОЛОГИЯ ИДЕОЛОГИЯ (от греч. "????— идея, представление и ????? — слово, учение) — система концептуально оформленных представлений и идей, которая выражает интересы, мировоззрение и идеалы различных субъектов политики — классов, наций, общества, политических партий, общественных движений — и выступает формой санкционирования или существующего в обществе господства и власти (консервативные идеологии), илирадикального их преобразования (идеологии “левых” и “правых” движений). Идеология и форма общественного сознания — составная часть культуры, духовного производства. Термин “идеология” ввел французский философ Антуан Деспот де Траси (“Элементы идеологии”.— “Elements d'ideologie”, ?. 1—4. P., 1801—15), который связывал с ней учение об идеях, позволяющее сформулировать основы политики и этики, открыть истинную организацию дискурса — способности суждения и оценки в различных областях. Эта же линия в определении и в позитивном отношении к идеологии представлена в работах Кондильяка и в школе идеологов (К. Ф. Вольней, П. Ж. Кабанис). В этот же период негативное отношение Наполеона к школе идеологов выразилось и в презрении к идеологии как взглядам, оторванным от жизни и от реальной политики. Это альтернативное отношение к идеологии — позитивное и презрительно-негативное характерно и для всей последующей истории политического дискурса. Так, К. Маркс и ?. Энгельс в “Немецкой идеологии” отождествили идеологию с превращенными формами сознания, которым присуши: 1) трактовка мира как воплощения идей, 2) иллюзии об абсолютной самостоятельности идей, 3) конституирование мнимой реальности. Идеологии марксисты противопоставляли социальную науку, а главным критерием идеологии считали ее неадекватность действительному положению вещей, ее иллюзорность и ложность. В противовес этому В. И. Ленин говорил о марксистской идеологии как научной, подчеркивая положительное содержание идеологии. Для ряда марксистов (Г. Лукач, Э. Блох, К. Корш) идеология есть форма классового сознания, выражающая чаяния и надежды угнетенных и преодолеваемая благодаря развитию научного знания и философии. Идеологию как ложное сознание и совокупность ценностных суждений противопоставляет достоверным суждениям о действительности Э. Дюркгейм и Т. Гейгер. Так, согласно Гейгеру, любая идеология основывается на рационализации и объективации первичных чувствований, существующих между человеком и объектом, на включенности homo vitalis с его потребностями и влечениями в существование, рационализируемого в идеологических конструкциях. В. Парето видит в идеологии маскировку действий. Идеологии — это производные (деривации) от чувств и влечений, разбиваемые им на 4 класса: 1) утверждения, притязающие на абсолютность и аксиоматичность, 2) суждения, ссылающиеся на авторитет, 3) утверждения, апеллирующие к согласию с чувствами и принципами большинства, 4) вербальные доказательства и софизмы. Отождествляя идеологии с фальшивыми словесно-демагогическими образованиями, Парето отказывается рассматривать их под углом зрения соответствия действительности и настаивает на их социальной функции, которая состоит в том, что идеологии придают силу и агрессивность бессознательным эмоциям индивида. В социологии знания, развившейся в 20 в., подчеркивается экзистенциальная обусловленность всех форм знания, их связь с социальным бытием. Так, М. Шелер, характеризуя типы классовой обусловленности мышления, видит в них различные формы разрушения единого мышления внутри жизненного сообщества и характеризует их как способы рационализации витальных влечений различных классов (SchelerM. Die Wissensformen und die Gesellschaft. Bern und Munch., I960, S. 170—175). К. Манхейм, противопоставляя идеологическую и социологическую интерпретации духовных образований, подчеркивал обусловленность мышления бытием, соотносил “духовные образования” с социальными позициями их носителей. Идеологию как апологию существующего строя, как рационализацию интересов господствующего класса, он противопоставляет утопиям, которые являются эмоциональноокрашенным выражением надежд оппозиционных классов и групп (Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994, с. 52—92). В социологии 20 в. развернулась критика той трактовки идеологии, которая предложена М. Шелером и К. Манхеймом. Г. Плесснер подчеркивает, что идеология связана с волей к власти (Plessner H. Zwischen Philosophie und Gesellschaft. Bern, 1953, S. 221—240), M. Хоркхеймер считает, что идеология связана с социальным действием, Ч. Р. Миллс — с властными механизмами господства и манипуляции. В современной французской философии идеология отличается от ментальности (М. Вовель, А. Лефевр) и рассматривается в контексте анализа дискурса (М. Пешё, П. Серио). Л. Альтюссер, подчеркивая непримиримость, разрыв между идеологией и наукой, видел в идеологии бессознательное, даже тогда, когда она представляется в эксплицитной форме. Пытаясь соединить Маркса и Фрейда, он считал идеологии целостными структурами (идеологическими формациями), которые создаются идеологическим аппаратом и с которыми человек себя идентифицирует. М. Пешё, опираясь на идеи Альтюссера, развивает учение о дискурсе в рамках теории идеологии как теории материальности смысла и иллюзий человека, который является источником и властелином своей речи. Идеологические формации определяют то, что может и должно быть сказано (в форме наставления, проповеди, памфлета, программы и т. д.) в соответствии с определенной позицией и при определенных обстоятельствах. Внутри идеологии сохраняется то, что не высказано, что имплицитно (интердискурс как идеологическое пространство дискурса с его отношениями господства и подчинения). С. Жижек рассматривает идеологию как дискурс, позволяющий обществу зафиксировать значения и выражающий волю к тотальности, которая ищет замещения (сублимации) в фантазиях и самообманах. Итак, в современной социальной и политической философии развиты различные концепции идеологии: социально-психологические, структуралистские, постструктуралистские и др. Каждая из них выдвигает свой критерий идеологии: отношение к действительности (гносеологический подход), выражение интересов групп и классов (социально-психологический подход), рационализация влечений и воли к власти (неофрейдизм), бессознательного и совокупности нерационализируемых характеристик дискурса (французский постструкгурализм и постмодернизм). Специфика идеологии состоит в том, что она создается благодаря деятельности идеологического аппарата партий и социальных движений — идеологов, политиков, ученых. Народные массы, социальные общности непосредственно не создают идеологии, однако их интересы, идеалы и общественнополитические представления составляют ту почву, на которой формируется и развивается идеология. Структурными элементами идеологии являются политические теории и идеи, общественно-политические идеалы, ценности, политические программы, политические символы. В отличие от науки идеология включает в себя не только знание о социально-политической жизни, но и ценностное отношение к политическим тенденциям и процессам, оценку соотношения политических сил, которая вьфажает интересы политической партии или социального движения. В состав идеологии наряду с достоверными знаниями входят и ошибочные представления о социально-политических процессах, о функционировании политической системы. Поэтому столь важна в идеологии роль политических мифов и утопий. Политические мифы (напр., расовый миф в идеологии нацизма) выдвигают ошибочные ориентиры перед народньми массами, их общественно-политическими объединениями и перед государством, если партия, разделяющая их, приходит к власти. Распространение мифов в общественном сознании может обеспечить лишь временный успех, но рано или поздно мифы разрушаются и политическое сознание оказывается в состоянии вакуума. Идеологии нередко используют политические символы (свастика в идеологии нацизма, серп и молот в идеологии большевизма и др.), которые выражают принадлежность человека к тому или иному сообществу, движению, организации. Так, по словам П. Сорокина, красный цвет знамени преследуется не потому, что он красный, а потому, что он является символом мыслей, желаний и чувств, враждебных существующему строю. Конфронтация между отдельными социальными группами и слоями нередко связана с неприятием определенных символов. Среди социальных функций идеологии необходимо отметить прежде всего мобилизационные, нормативно-регуляторные, контролирующие, социализирующую функции, которые обусловлены необходимостью как идеологического воспитания новой когорты последователей, так и идеологического санкционирования политических действий. Идеология, определяя цели политики, формулирует ориентиры политической деятельности, осуществляет выбор средств ее реализации, мобилизует широкие слои для участия в осуществлении политики. Вместе с тем существуют границы во взаимопроникновении идеологии и политики. Если происходит гиперидеологизация политики, то политические лидеры не в состоянии адекватно реагировать на происходящие в обществе изменения и эффективно решать жизненно важные проблемы. Если же происходит чрезмерная политизация идеологии, то она превращается в доктринерство, ангажированное своекорыстными интересами политической клики, а социальные и духовные ресурсы политики резко сужаются. Тем самым создается вакуум идеологически обоснованных ориентации и социальных действий. Для современной России разработка различных вариантов идеологий и идеологических программ социальных движений и политических партий имеет решающее значение для функционирования демократической системы, для выработки политической ориентации государства и ее восприятия большинством населения. Лет.: Политические теории и политическая практика. Словарь-справочник. М., 1994; Политическая социология. Ростов н/Дону, 1997; Квадратура смысла. Французская школа анализа дискурса. М., 1999; Ideologic. Ideologiekritik und Wissenssoziologie. Hrsg. K. Lenk. Neuwied und Berlin, 1964 (с библ.); AlthusserL. Ideologie et Appareils ideologiques d'Etat.— “La Pensee”. (P.), 1970, ?151, p. 3—38; HabennasJ. Erkenntnis und Interesse. Fr./M., 1968; HabennasJ. Technik und Wissenschaft als “Ideologie”. Fr./M., 1968; Studies in the Theory of Ideology, ed. J, B.Thompson. Cambr., 1984; JiiekS. The Sublime Object of Ideology. L„ 1989. Г. Ю. Семигин Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Синонимы: Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|