|
ВдовствоВдовство - стадия жизненного цикла женщины, охватывающая поcлебрачный период ее жизни, наступивший в связи со смертью мужа. В исторической перспективе вдовами становилась не очень большая часть женщин (по подсчетам исторических демографов, от четверти до трети) и часто в возрасте 40-50 лет. Однако нередки были и молодые вдовы, которые становились таковыми благодаря разнице в возрасте со своими мужьями, такая разница могла достигать от 10 до 30 и даже более лет. Но большая разница в возрасте была характерна для высших и средних слоев населения и редко практиковалась в крестьянской среде, где вдов также было меньше. Положение и статус вдовы сильно изменился от древности до Нового времени. В древности положение вдовы было незавидным. Изгнанная жена, девушка, изнасилованная и не вышедшая замуж, невеста, жених которой перед свадьбой умер или исчез, и женщина, у которой умер муж - всех их в древнесемитских языках называли одним собирательным словом вдова, ибо всех их, если они не имели средств к существованию, ждала одна судьба. Десятилетняя девочка могла носить такое же серое, похожее на мешок вдовье одеяние, как и престарелая матрона. У пастушеских народов и у арабов в древности вдову, муж которой погиб во время набега или военного похода, могли взять в шатер соплеменника в качестве наложницы или рабыни. Тех, кто не мог работать, изгоняли в пустыню. Если же вдова наследовала собственность мужа, то ее в жены должен был взять деверь, чтобы сохранить собственность в семье, при этом религиозные представления не позволяли выходить замуж вдове с детьми. Наоборот, бездетная вдова обязывалась к браку с братом умершего мужа. Такой обычай левирата получил распространение у вавилонян, египтян, евреев, у жителей Угарита, Греции и других народов. В Греции, однако, к VI в. до н. э. этот обычай стал изживаться. Если же у вдовы не оставалось имущества и средств к существованию, а также если она была бездетной и не могла вернуться в отчий дом, ее изгоняли из общины. Она, таким образом, была обречена просить милостыню или стать проституткой. К женщинам-вдовам предъявлялись очень высокие требования. Повторное замужество в Европе в высших слоях клеймилось: считалось, что после смерти мужа матрона должна была сосредоточиться на религии и благотворительности. В Средние века отношение к вдовам являлось синтезом античной и христианской традиций. В Европе вдова, конечно же, уже не должна была выходить замуж за брата покойного, но часто, в целях сохранения собственности в семье, она была вынуждена под давлением клана вторично вступить в брак с родственником - кузеном, дядей и т. д., хотя вторичный брак осуждался. Вдовы часто уходили в монастырь и посвящали себя богослужению. Среди высших слоев для вдов знатных аристократов, или даже представительниц королевской семьи после смерти мужа был распространен обычай переселения в монастырь. Вдовы ограничивались в одежде, и нормы поведения были весьма строги. В эпоху Ренессанса началось раскрепощение вдов. С начала XVI в. вдовы становились гораздо более свободными: протестантизм не предписывал женщине скорбеть по поводу умершего мужа долее 3 лет, дальше вдова могла выходить замуж. Эти три года, однако, не везде соблюдались, часто браки вдов заключались и через шесть месяцев после смерти мужа, и через год. Более того, женитьба на вдове считалась выгодной партией, так как экономически она была обеспечена и независима. Образ богатой вдовы пронизывает всю литературу Нового времени. К тому же, вдова получила и свободу в области своего передвижения и поведения, а также некоторые гражданские права: прежде всего, право собственности и право выступать в суде. Сексуальная свобода вдовы также стала притчей во языцех: "веселая вдовушка" - один из самых ярких персонажей французской и английской литературы Нового времени. Именно с этого периода положение вдовы стабилизировалось и практически без изменений просуществовало до середины XX века. Widowhood (англ.) Литература: Вардиман Е. Женщина в Древнем мире. М., 1999. Гендерная история: pro et contra / Под редакцией М. Г. Муравьевой. СПб., 2000. Пушкарева Н. Л. Женщины Древней Руси. М., 1988. Рябова Т. Б. Женщина в истории Западноевропейского Средневековья. Иваново, 1999. Человек в кругу семьи. Очерки по истории частной жизни в Европе начала Нового времени / Под редакцией Ю. Л. Бессмертного. М., 1996. Between poverty and the pyre: moments in the history of widowhood. London, 1995. Constructions of widowhood and virginity in the Middle Ages. Basingstoke, 1999. Duby G. and Perrot M. (eds.). A History of Women in the West. Cambridge, Mass., London, 1991-1993, Vols. 1-3. Duby G. and Aries Ph. (eds.). A History of Private Life. Cambridge, Mass., London, 1988-1989. Vol. 5. Hufton O. The Prospect Before Her. A History of Women in Western Europe 1500-1800. N. Y., 1995. Shadow lives: writings on widowhood. New Delhi, 2001. Widowhood in medieval and early modern Europe. Harlow, 1999. © М. Г. Муравьева Тезаурус терминологии гендерных исследований. — М.: Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты. А. А. Денисова. 2003. Синонимы: Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Термины гендерных исследований Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|