я и не-я


я и не-я
        Я И НЕ-Я (Ich, Nicht-Ich) — ключевые понятия «наукоучения» И.Г. Фихте, разрабатываемые им на протяжении всего философского творчества и претерпевшие смысловые изменения. Пытаясь преодолеть предшествующий «догматизм» и построить систему «идеализма», Фихте положил в основание философии понятие Я: в нем, как «в одном-единственном основоположении», все положения в науке связываются и «объединяются в единое целое» (Фихте И.Г. Сочинения: В 2-х т. Т. 1. СПб., 1993. С. 15). Согласно Фихте, Я «является в одно и то же время и тем, что совершает действие, и продуктом этого действия... Я есмь есть выражение некоторого дела-действия» (Там же. С. 78—79). Рассматривая Я как изначальный факт, Фихте подчеркивал его невыводимость из чего-либо: «Я возникает первоначально для самого себя впервые лишь через этот акт и только через него, через действование на само действование, каковому определенному действованию не предшествует никакого действования вообще» (Там же. С. 485). Однако существование Я с неизбежностью порождает и существование не-Я: «как только Я существует для самого себя, то необходимо возникает для него также и бытие вне его» (Там же. С. 483).
        В реальности как в Я, так и в не-Я нас убеждает, по Фихте, не познание, а чувство: мы «верим» в реальность. Свои тезисы Фихте выразил в трех основоположениях своего «наукоучения» о безусловном полагании своего собственного бытия со стороны Л, о безусловном противополагании Я некоторого не-Я, а также о противополагании Я в самом себе делимого Я делимому не-Я. Различение Фихте Я и не-Я коррелировало с др. его оппозициями: идеализм/догматизм, свобода/необходимость, интеллигенция/природа, мужское/женское.
        Трактовка Фихте Я и не-Я столкнулась с серьезными трудностями. В выведении всего из Я Фихте видел преодоление кантовского «догматизма» и его вещи-в-себе; однако для объяснения Я, равно как и для ответа на вопрос «откуда берется система представлений, сопровождающихся чувством необходимости?» (Там же. С. 481), он вынужден был ввести в свою философию не-Я, оказывающего «первотолчок» на Я, что для некоторых критиков явилось свидетельством возвращения кантовской вещи-в-себе. Уделяя главное внимание характеристике Я, Фихте не подверг детальной разработке не-Я, что в дальнейшем повлияло на становление натурфилософии Ф. Шеллинга, пытавшейся, помимо прочего, прояснить фихтеанское не-Я. Однако наибольшие трудности были связаны с трактовкой Фихте Я: как индивидуального человеческого Я, как некоего надындивидуального, трансцендентального Я, как абсолютного субъекта, как тождества субъекта и объекта, как божественного в человеке либо же как самого божества или Абсолюта. Разные сочинения Фихте давали повод для различных интерпретаций, тем не менее в поздний период Фихте все чаще рассматривал индивидуальное Я как проявление в сознании Абсолютного, творящего в нем мир вещей.
        А.Н. Круглое

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.


Просмотров: 1898
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • Гендер как культурный символ
  • Дети как свидетели
  • знание-как и знание-что
  • История как проблема логики
  • как
  • Как
  • КАК БУДТО
  • Как делать вещи при помощи слов
  • КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СЛОВАРЕМ
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • Науковедение как точная наука
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • ОТНОШЕНИЕ (как черта характера)
  • ОТНОШЕНИЕ (как чувство)
  • Плюрализм как модель познания
  • представление как репрезентация
  • психическое как процесс
  • Рамка как будто
  • Рамка как будто
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • ФИХТЕ
  • ФИХТЕ
  • ФИХТЕ
  • Фихте Иоганн Готлиб / Fichte, Johann Gottlieb
  • Фрейм как если бы
  • Фрейм как если бы
  • Этнолингвистика как комплексная дисциплина



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь