анализ через синтез


анализ через синтез
        АНАЛИЗ ЧЕРЕЗ СИНТЕЗ — один из основных механизмов процесса мышления, заключающийся в выявлении субъектом свойств познаваемого объекта (анализ) посредством включения объекта в систему связей с другими объектами (синтез). Этот механизм является необходимым для обнаружения существенных, новых свойств предметов и явлений и обеспечивает познание человеком окружающего мира и самого себя.
        В психологии этот термин был предложен У Джеймсом, как важнейший механизм мыслительного процесса активно исследовался С. Л. Рубинштейном, а также А. В. Брушлинским. В научной школе С.Л. Рубинштейна выделяются два основных уровня мышления — операционный и процессуальный, — соответственно которым различаются мышление как деятельность и мышление как процесс. А. ч. с. есть характеристика и механизм именно мышления как процесса. Данный механизм отражает недизъюнктивную природу мышления, его процессуальность и свидетельствует о том, что важнейшие мыслительные процессы выступают не четко изолированными друг от друга, но реализуются один посредством другого в единой аналитико-синтетической познавательной активности.
        А. ч. с. играет важную роль в формировании новых обобщений. В процессе мышления личность раскрывает новое обобщенное свойство объекта (т.е. осуществляет его анализ) благодаря синтетическому акту включения объекта в связи и отношениями с другими объектами (после которого следует анализ этих отношений). Напр., чтобы определить, является ли данный материал хрупким, человек мысленно или реально должен осуществить его взаимодействие с другими материалами. Механизм А. ч. с. играет важную роль в психическом развитии личности, обеспечивая обобщение различных психологических свойств, процессов, состояний. Обобщение же психологических структур служит условием их развития; психические элементы приобретают устойчивость, строгость и точность в функционировании. Так, черты характера и взаимосвязи между ними в онтогенезе формируются как генерализация мотивов, интеллектуальные способности — как обобщение мыслительных процессов (С.Л. Рубинштейн).
        В когнитивной психологии анализ и синтез часто рассматриваются в качестве автономных процессов мышления. Преобладание анализа или синтеза в мышлении конкретного человека ложится в основу типологии индивидуальных различий в познавательной сфере личности. Напр., выделяются «аналитики» и «синтетики», исследуются «аналитичный» и «синтетичный» когнитивные (познавательные) стили (Н.А. Witkin, R.B. Dyk). Существуют исследования, которые демонстрируют качественную специфику анализа и синтеза в мышлении. Она выражается в том, что анализ и синтез не противостоят друг другу, но существуют в единых формах мыслительной активности. Анализ объекта в процессе мышления предполагает действие особого механизма А. ч. с., т.е. включения познаваемого объекта во все новые связи и отношения с другими объектами и выявления, таким образом, его новых качеств и свойств. Анализ при этом — не простое разложение некой целостности на составные части, он не может осуществляться без трансформации исследуемого объекта, без выражения его существенных сторон в понятийной форме. Синтез предполагает не столько объединение определенных элементов в структуру, но воссоздание всеобщих свойств предмета в различных его конкретных проявлениях. В основе деления «аналитичность—синтетичность» лежит не доминирование изолированных процессов анализа или синтеза, но качественные особенности единых аналитико-синтетических процессов и форм мысли.
        В.В. Селиванов

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.


Просмотров: 3022
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки





Другие новости по теме:

  • АНАЛИЗ
  • анализ
  • анализ
  • Анализ
  • Анализ
  • АНАЛИЗ
  • АНАЛИЗ
  • Анализ беседы
  • АНАЛИЗ И СИНТЕЗ
  • АНАЛИЗ И СИНТЕЗ
  • анализ и синтез
  • анализ и синтез
  • Анализ И Синтез. А.
  • АНАЛИЗ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ
  • анализ через синтез
  • выбор объекта
  • выбор сексуального объекта
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (как методологическая проблема психологии)
  • дискурс-анализ
  • когнитивные типы мышления
  • КОНТЕКСТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
  • Лопатин Лев Михайлович. Анализ Научной
  • нарциссический выбор сексуального объекта
  • первый выбор сексуального объекта
  • переоценка сексуального объекта
  • психического как процесса концепция
  • тест состояний и свойств
  • тип выбора сексуального объекта
  • Троицкий Матвей Михайлович. Анализ Научной
  • Чаадаев Петр Яковлевич. Анализ Научной



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь