Чистота и опасность


Чистота и опасность
        «ЧИСТОТА И ОПАСНОСТЬ» («Purity and Danger») — первый труд брит, социального антрополога Мэри Дуглас (р. 1921), который принес ей признание в научном сообществе. Издан в Лондоне в 1966; рус. пер. — М., 2000. Предметом данного исследования выступают: первобытные представления об осквернении, типы поведения по отношению к нему, а также различия и сходства первобытных и современных культур в рамках данной тематики. Не удовлетворяясь устоявшимися в антропологии взглядами на первобытные верования как на примитивные и до-логические (Э. Тайлор, У Робертсон-Смит, Дж. Фрэзер, Л. Леви-Брюль), Дуглас поставила себе цель выработать новый, холистский подход к их анализу, основанный на «более широком» определении религии (гл. 1). Единственно верным путем к определению последней она считает анализ представлений об осквернении и гигиене. Что есть нечистота? Это то, что не на своем месте (У. Джеймс); остаточная категория классификационных схем (гл. 2). Восприятие того, что осталось за пределами классификаций, возможно лишь в качестве отклонений. Это приводит к идее «фильтрующего механизма», анализ которого выявляет несколько возможных способов восприятия отклонений. Негативный способ восприятия позволяет либо не замечать, либо отвергать отклонения; положительный позволяет создать новую картину реальности, которая включает раннее отвергаемые отклонения. Отсюда — возможность оригинальной типологии поведения в контексте первобытных культур (ученый выделяет 5 таких типов). Примером избегания отклонений могут служить ветхозаветные законы, касающиеся диетарных правил (гл. 3); примером использования их для привлечения к иным уровням существования — ритуал панголина в племени леле (гл. 10). В отличие от традиции, идущей от Дж. Фрэзера, Дуглас признает за ритуалом не только магическое, но и более широкое социальное значение: «Ритуалы для общества значат больше, чем слова для мысли» (гл. 4). Их функция — создание и поддержание социальной реальности посредством контролирования опыта, координации мозговой деятельности и тела. Таким образом, по убеждению ученого, ритуал следует изучать в рамках социальной теории познания (Э. Дюркгейм). В чем же тогда различие между первобытными и современными культурами? Дуглас видит его не в степени рациональности мышления (Л. Леви-Брюль), а в степени усложнения (дифференциации) социальной организации (гл. 5). Критерий этой дифференциации — в осознании социумом своих границ и возможностей (ссылка на И. Канта). В процессе социальной эволюции усиливающийся контроль общества над индивидуумами делает возможным развитие технологии (науки, образования и т.д.), что, в свою очередь, еще более усиливает этот контроль. Он обусловлен тем, что выход за рамки социального порядка всегда воспринимался как проникновение в неупорядоченные области сознания, откуда вырываются силы, недоступные остальным. Эти силы бывают опасными (гл. 6) и благотворными (гл. 10). Их опасность — в переходном состоянии (А. ван Геннеп), в неопределенности социального статуса их носителя, в способности разрушить существующую структуру представлений. И все меры по предотвращению опасности должны приниматься др. членами общества (напр., институтом власти). Таким образом, речь идет о противопоставлении сил, заключенных в социальной системе (структуре представлений), силам, скрытым в маргинальных областях и за внешними границами. В последующих главах (7, §) описываются силы, с помощью которых система способна защищать себя как внешне (посредством, напр., политических действий), так и внутри (нормы морали). Но бывает, что опасность возникает и в случае внутреннего противоречия самой системы, когда одни базовые принципы отрицаются др. базовыми принципами, так что в некоторых точках система как бы воюет против самой себя (гл. 9). Наконец, в последней главе (10) Дуглас вновь возвращается к аналитике грязи, чтобы объяснить те ритуалы, в которых силы осквернения могут играть благотворную и созидательную роль. Как следствие, она приходит к такому пониманию религии, которое обусловлено общечеловеческим стремлением к единству опыта, к преодолению различий и разъединенности в актах искупления и примирения.
        С.К. Матисов

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.


Просмотров: 2043
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки





Другие новости по теме:

  • "ЧТО ДЕЛАТЬ?"
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?”
  • «ЧТО ДЕЛАТЬ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • бог как источник и гарант познания
  • БОГАРДУСОВА ШКАЛА СОЦИАЛЬНОЙ ДИСТАНЦШ
  • Гендер в социальной работе
  • Гипноз как инструмент исследования (hypnosis as a research tool)
  • знание-как и знание-что
  • ИНДЕКС СОЦИАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ
  • КОНСТРУИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
  • красота как методологический принцип познания
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • Переосмысление власти в социальной работе
  • Плюрализм как модель познания
  • Проблема социальной физики в XVII столетии
  • Развитие социального поведения людей (development of human social behavior)
  • РАССТРОЙСТВА ПАМЯТИ КАК МНЕСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • СМИРЕНИЕ, покорность-добродетель, которая может возникнуть от сознания, что совершенство
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
  • ТЕУРГИЯ КАК КАТЕГОРИЯ ЭСТЕТИКИ РУССКОГО СИМВОЛИЗМА
  • ТРОН Некоторые астрологи, более склонные к преувеличению, чем к точному соответствию и ясности, говорят о планете на троне, если она находится в знаке, которым управляет. В более древнем и более логичном варианте это планета, расположенная в той част
  • Феминистская критика социальной политики
  • Что значит быть летучей мышью?
  • ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?
  • ШКАЛА СОЦИАЛЬНОЙ ДИСТАНЦИИ
  • ШКАЛА СОЦИАЛЬНОЙ ДИСТАНЦИИ
  • Экосистемный, или холистский подход в социальной работе



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь