форма художественная


форма художественная
        ФОРМА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ — понятие, обозначающее конструктивное единство художественного произведения, его неповторимую целостность. Включает в себя понятия архитектурной, музыкальной и др. форм. Выделяются также пространственные и временные художественные формы. Одним из представлений о Ф. х. является ее понимание как совокупности изобразительных средств (ритма и гармонии в музыке, цвета и перспективы в живописи и др.). Является средством художественного познания. К проблемам Ф. х. обращались Аристотель, Г. В. Ф. Гегель, Э. Гартман, А.А. Потебня, А.Ф. Лосев, М.М. Бахтин. Вопрос о первоформе и ее соотношении с Ф. х. поднимался в трудах B.C. Соловьёва, НА. Бердяева, П.А. Флоренского, Д.М. Мережковского, М. Элиаде и др. В художественном познании следует говорить об имманентности формы содержанию, органическом соответствии формы содержанию художественного произведения. Согласно Гегелю, художественная идея свободно создает свою собственную форму, в произведениях искусства содержание идеи и ее воплощение совершенно соответствуют друг другу. О соответствии внешней формы внутренней организации говорил также С. Потебня. М.М. Бахтин считал, что Ф. х. является мостом, ведущим к содержанию. В творении Ф. х. наиболее ярко проявляется конструктивный характер человеческого сознания. С точки зрения эпистемологии, Ф. х. интересна как средство, представляющее собой непосредственное выражение конструирующей способности сознания. Построение Ф. х. подчиняется некоторым принципам: пространственным и временным факторам, необходимости соподчинять элементы формы друг другу, законам композиции, ритма, равновесия, симметрии. Произведение искусства представляет собой целое, элементы которого получают свое значение в составе данной целостности. Ф. х. должна также соответствовать законам и условиям человеческого восприятия. Ф. х. отражает определенный культурный контекст, философские, религиозные представления, влияние архетипов. Культурный контекст может создавать новые ассоциативные связи, которые ведут к появлению новых Ф. х. Культура находится в постоянном поиске новых Ф. х., наиболее совершенных и выразительных.
        Можно говорить о единой Ф. х. для всех искусств или о Ф. х., различающихся для различных видов искусства. Согласно А. Белому, существует иерархический ряд форм искусства, которые соответственно иерархическому миропорядку являются эквивалентами соответствующих уровней бытия. Ценность Ф. х. состоит в ее способности воздействовать силой собственной конструкции, не вовлекая материальные факторы. Г. Вельфлин выделяет две основные Ф. х. — геометрическую и органическую, — взаимоотношения которых определяют всю историю искусств. Геометрическая форма представляет собой отвлечение от законов существующего мира, органическая принимает мир и следует его принципам. В эпоху романтизма была сформулирована задача создания органической формы во всех видах искусства. Лабораторией формирования органической формы являлся роман, конструктивным принципом которого служила идея свободы.
        Ф. х., являясь средством организации художественного содержания, выступает как средство художественного познания. Искусство создает формы, в которых как таковых уже заключена колоссальная информация. Существует точка зрения, выдвинутая еще в эстетике романтизма, согласно которой искусство решает, прежде всего, формальные задачи.
        И.В. Полозова

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.


Просмотров: 1210
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки





Другие новости по теме:

  • Герстмана формы прогрессивного паралича
  • Гретера формы раннего слабоумия
  • ЖИЗНЕННЫЕ ФОРМЫ
  • ЖИЗНЕННЫЕ ФОРМЫ
  • ЛОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ
  • МЫШЛЕНИЯ ФОРМЫ
  • ПЕРВОБЫТНЫЕ ФОРМЫ РЕЛИГИИ
  • ПОНЯТИЯ ФОРМЫ
  • ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ФОРМЫ СУЖДЕНИЯ
  • Постоянство формы
  • СОЗЕРЦАНИЯ ФОРМЫ
  • Условие хорошей формы
  • Условие хорошей формы
  • ФОРМЫ ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИИ
  • ФОРМЫ ЖИЗНИ
  • Формы Жизни
  • Формы знания и общество
  • Формы суицидального поведения
  • Формы существования языка
  • Формы существования языка (в социолингвистике)
  • ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ФОРМА
  • Циклические формы раннего слабоумия
  • Шизофрении длительные формы
  • Шизофрении формы по Снежневскому
  • Элементарные формы религиозной жизни
  • Эмоции, формы по Аствацатурову
  • формы жизни
  • формы жизни (lebensformen)
  • формы мысли
  • формы мышления



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь