процесс


процесс
        ПРОЦЕСС — категория философского дискурса, которая характеризует совокупность, серию или последовательность обратимых и необратимых, но различных по времени (непродолжительных и длительных), изменений (спонтанных и управляемых, самоорганизованных и организуемых). Их результатом является какое-то новшество или инновация.
        Уже в античной философии сложились две линии — линия Парменида, отстаивающая устойчивость и неизменность бытия, и линия Гераклита, делающая акцент на текучести вещей. Движение (Kivnaic,), изменение (ц?та(ЗоЛп) и П. нередко отождествлялись, хотя Аристотель в «Физике» провел различие между изменениями по принципу противоречия (возникновение и уничтожение) и изменениями по принципу противоположности (движение, качественное изменение, количественные изменения — рост и убыль, перемещение). Взяв в качестве образца круговое движение, или обратимое изменение, он увидел в нем меру всех остальных движений и изменений. При изучении смесей, начиная с Демокрита и Эпикура вплоть до Аристотеля, стоиков Александра дфродисийского, Иоанна Филопона, предметом внимания стали такие П., как смешение (iic,), противопоставляемое «составлению», возникновение и рост животных, которые объяснялись взаимоотношением материи и формы, переходом возможности в действительность, различным взаимодействием тел (составлением, смешением целиком и полностью, слиянием), зависимостью свойств от четырех первичных качеств.
        В христианской теологии и средневековой философии предметом внимания стали необратимые и уникальные П. (творение Богом мира из ничего, сакральный исторический П., Спасение), хотя религиозной вере присущи неразрешимые антиномии: с одной стороны, «сотворенное не есть сделанное в результате движения или изменения... Бог посредством акта творения производит вещи без всякого движения»; и с другой стороны, тварный мир является «определением творения, выражающим изменение» (Фома Аквинский. Сумма теологии. Вопрос 45, 3. Ч. 1. Киев, 2003. С. 18). Как понять творение: то ли как акт, то ли как П., происходящий во времени, — это та антиномия, которая обсуждалась на протяжении веков в средневековой философии.
        В новоевропейской философии предметом исследований стали, прежде всего, обратимые природные П., позднее — необратимые П. (химические, биологические, социальные и культурные). К выдвижению гипотез о возникновении Вселенной был применен генетический метод (гипотеза Канта—Лапласа), а сравнительно-исторический метод — к изучению П. в геологии, языкознании, истории. Переход от изучения статики и динамики к анализу изменений произошел в естествознании конца 18—19 вв. (историческая геология, эмбриология, теория эволюции). Философия создала концептуальные и методологические возможности для исследования П.: в философии Гегеля были не просто зафиксированы такие П., как механизм, химизм, жизнь и телеологические П., но и выявлены особенности их познания в понятиях. Вместе с тем Гегель уподобляет рефлексию, или самосознающее мышление, круговому движению, и его «не следует принимать за процесс, протекающий от чего-то иного к чему-то иному» (Гегель. Наука логики. М., 1972. Т. 3. С. 306). Поэтому рефлексия, хотя и подчиняется телеологии, не является П.
        В философии 20 в. (в концепциях «творческой эволюции» А. Бергсона и «эмерджентной эволюции» С. Александера и К. Ллойд-Моргана, в учении А. Уайтхеда о космологических процессах) подчеркивался необратимый характер П., ведущих к появлению качественно специфических форм. В современной философии науки осуществился переход от анализа инвариантных структур знания к изучению роста знания в различных эволюционистских концепциях науки (эволюционистская теория познания К. Лоренца и др., эволюционистские модели роста науки К. Поппера, С. Тулмина и др., генетическая эпистемология Ж. Пиаже и др.). Синергетика (Г. Хакен, И. Пригожий) сделала предметом своего анализа П. самоорганизации, а также необратимые и нелинейные П. в природе, разработав аппарат, который может быть успешно использован в различных областях естественных и социальных наук. Изучение физических, биологических и социокультурных изменений как серии П. предполагает включение времени и в объект, и в процедуры исследования. Научное знание предстает как момент дискурсивной практики, а базисные допущения и модели — как определяющие диспозиции и конституенты актов мышления (наблюдения, измерения, поиска правил соответствия между эмпирическим и теоретическим уровнями, моделирования), как П. концептуализации, построения идеальных объектов теории, как многоуровневая сеть взаимосвязанных символических концептуализации, их непрерывная корректировка и трансформация. Исследование трактуется как совокупность процедур опыта и мысли, как П. перехода от выдвижения гипотез к построению теорий, их апробации, критике и опровержению, как П. смены теорий.
        АЛ. Огурцов

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.


Синонимы:
    абразия, анатексис, аргиллизация, артефакт, аффинаж, базификация, бизнес-процесс, болезнь, вакуум-процесс, гетерогамия, гибридизм, горообразование, гранитизация, дегляциация, дело, диатексис, динамопроцесс, дуплекс-процесс, желонение, катагенез, катаклаз, крекинг-процесс, кристаллобластез, крумпинг-процесс, магматизм, макропроцесс, метаморфизм, микропроцесс, операция, педпроцесс, персистент, пирсинг-процесс, пневматолиз, протекание, процедура, развитие, скрап-процесс, слушание, спор, суд, судебное дело, техпроцесс, течение, тяжба, фотопроцесс, фьюминг-процесс, ход, церемония, шевинг-процесс, эпидпроцесс


Просмотров: 1120
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки





Другие новости по теме:

  • Z-процесс (Z-process)
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • бог как источник и гарант познания
  • вера в теории познания и философии науки
  • Вторичный процесс
  • Гипноз как инструмент исследования (hypnosis as a research tool)
  • Животные как модели (animal models)
  • Как делать вещи при помощи слов
  • КОНСТРУКТИВНЫЙ ПРОЦЕСС
  • красота как методологический принцип познания
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • Плюрализм как модель познания
  • ПРОЦЕСС
  • Процесс
  • ПРОЦЕСС
  • процесс вторичный
  • ПРОЦЕСС ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ
  • ПРОЦЕСС ЖИЗНЕННЫЙ
  • процесс первичный
  • ПРОЦЕСС ПОЛИТИЧЕСКИЙ
  • ПРОЦЕСС СОЦИАЛЬНЫЙ
  • Процесс-психоз
  • психическое как процесс
  • Психоаналитический Процесс
  • РАЦИОНАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕСС
  • Суицидальный процесс
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
  • ЭГО-ПРОЦЕСС



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь