|
прототиппрототип ПРОТОТИП (от греч. prototypon — прообраз) — в когнитивистике — лучший представитель («лучший пример») когнитивной или языковой категории. Теория прототипов разрабатывалась параллельно в когнитивной психологии (Л.С. Выготский, Э. Рош), этнолингвистике (Ф. Лаунсбери), семантике (Л. Заде), когнитивной антропологии (Б. Берлин, П. Кей), философии (Дж. Лакофф). Философская основа теории П. — феноменология Э. Гуссерля и М. Мерло-Понти с идеей воплощенного характера человеческого опыта, а также теория значения у позднего Витгенштейна. Теория П. противостоит классической аристотелевской концепции классификации, согласно которой в категории схватываются общие признаки класса предметов, составляющие необходимые и достаточные условия их отнесения к категории; категории являются продуктом абстрактно-логического мышления и соответствуют естественным родам вещей в мире. Теория П. исходит из установки на изучение естественных психологических процессов формирования категорий, в основе которых лежат доконцептуальные формы повседневного телесного опыта, такие как гештальтное восприятие, моторное движение и воображение (метафора, метонимия, ментальные образы). Внутренняя структура категории, в соответствии с теорией П., имеет асимметричный характер. Ее центром является П., вокруг которого группируются, на большем или меньшем расстоянии, другие представители категории, никогда не совпадая с П. Тот или иной представитель категории выступает в качестве П. благодаря наличию у него особых когнитивных свойств: он быстрее распознается, лучше усваивается, чаще употребляется. П. представляют собой пучки (кластеры) признаков. Эти признаки интеракциональны, т.е. возникают в результате взаимодействия человека со средой, а не принадлежат самим объектам. Отнесение предмета к категории происходит на основе сходства с П. Таким образом, члены класса объединяются по принципу семейного сходства, а не исходя из наличия полного набора сущностных свойств категории, которым ни один из представителей не обладает. Прототипические эффекты возникают в ходе применения в процессе познания идеализированных когнитивных моделей и имеют несколько источников, один из которых — метонимия: репрезентация категории субкатегорией, в качестве которой выступают социальные стереотипы, типичные примеры, идеалы, образцы, генераторы, субмодели, выдающиеся примеры. О.В. Вышегородцева В экспериментах, посвященных изучению таксономической структуры концептов, были получены факты, подтверждающие негомогенность данной структуры и наличие в ней предпочтительного уровня абстракции. Э. Рош выделила этот уровень в качестве базового, т.е. занимающего промежуточное положение между максимально абстрактным и максимально конкретным. На этом уровне абстракции находятся самые репрезентативные (типичные) примеры категорий, названные П. П. имеют преимущество при всех видах когнитивной переработки; они быстрее называются, лучше запоминаются, быстрее вербализуются и визуализируются. П. спонтанно выбираются в качестве точки референции при осуществлении операций ментального сравнения. Показано, что при выполнении задач спонтанной категоризации П. максимизируют сходство между элементами внутри класса и увеличивают различие между элементами смежных классов. На феномене прототипичности демонстрируется нарушение метрики ментального пространства. Доказано, что расстояние от типичного примера до нетипичного меньше, чем от нетипичного до типичного. В парадигме эксперты-новички изучают процесс формирования градиента типичности в процессе научения. В частности показано, что базовый уровень экспертов выше, чем базовый уровень новичков. Анализ бесед матерей с детьми показал, что матери спонтанно выбирают более низкий базовый уровень при использовании номинативной функции речи. Большинство авторов полагают, что П. не имеют строгой привязанности к определенной модальности, поэтому в некоторых моделях они описываются как амодальные. Феномены типичности получены при работе с образным и концептуальным материалом; выделены функциональные и социальные П. Однако в настоящее время нет единодушия относительно того, какие параметры стимула являются определяющими при формировании П. (перцептивные, функциональные, лингвистические). Обсуждается вопрос: насколько феномен прототипичности зависит от лексической компетентности? В частности, в кросскультурных исследованиях изучается, насколько языковые нормы предопределяют выбор П. Разработаны модели, в которых П. описываются, как точка в многомерном пространстве, как вектор или как распределение. Обсуждаются валидные методы для измерения «знакоместа» стимула (используя количество спонтанно выделяемых признаков, их общность, время понимания категории, частотность, скорость ассоциаций, близость смежных категорий). Напр., P.M. Носовски в дополнение к параметру близости объектов в многомерном пространстве вводит в модель параметр «пристрастность ответа». Т.А. Ребеко Лит.: Ришар Ж.-Фр. Ментальная активность: понимание, рассуждение, нахождение решений. М., 1998; Rosch ?., Mervis С, Gray W.D., Johnson D.M., Boyes-Braem P. Basic objects in natural categories // Cognitive Psychology. 1976. V. 7. P. 382 — 439; Nosofsky R.M. Similarity Scaling and Cognitive Process models // Ann. Rev. Psychol. 1992, 43. P. 25—53; Cordier Fr. Les representations cognitives priviligiees // Typicalite et niveau de base. 1993. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин. 2009. Синонимы: Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|