постструктурализм


постструктурализм
        ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМ — общее название для ряда подходов в социально-гуманитарном и философском познании последней трети 20 в. Само слово «П.» — скорее, внешний ярлык явления, нежели его самохарактеристика. В этом названии отображена известная несамостоятельность П., его негативная зависимость от структурализма. Различные варианты постструктуралистской мысли были заданы теми способами, которыми можно было помыслить «изнанку» структуры. Так, на месте безличной логики воцаряются эмоции и аффекты, на месте порядка — различного вида случайности, на месте целостности — фрагментарность и разнородность.
        Доструктурные, надструктурные, внеструктурные аспекты вещей и состояний ищутся на разных путях: это может быть слитность «магмы» или, напротив, разрозненность бессвязных элементов, социальные взаимодействия власти-знания (Фуко) или же полный отказ от социальности как условной записи, осуществляемой средствами массовой коммуникации на теле каждого конкретного человека (Бодрийяр). При этом на одном полюсе сосредоточивается все то, что можно было бы назвать «метафизикой желаний» (пульсации, интенсивности, энергии), а на другом — плюрализованные различия (сингулярности, партикулярности). В работах Делёза (с Гваттари), Лиотара, Бодрийяра, Касториадиса возникали интересные скрещения политэкономии, социологии, антропологии, психоанализа.
        Задним числом у всех представителей французского структурализма были обнаружены идеи, оказавшиеся потом характерными для П. Так, Фуко — не только более или менее «поздний», но уже и «ранний», особенно в работах, посвященных психической болезни и ее социальным механизмам — исследовал механизмы власти и нормирующие практики, порождающие знание. Барт уже в «С/3» (1970) так виртуозно расчленял и внутренне дифференцировал свой объект, что все его прошлые семиотические программы казались наивной архаикой. Лакан утверждал отрыв означающего от означаемого (хотя это и обусловливалось его особым объектом — больной психикой), разрушая тем самым традиционную идею знака. Даже для самого «подлинного» структуралиста Леви-Строса свободное, избыточное, не подлежащее системному упорядочению означающее было условием всякого означивания.
        Независимо от специфики отдельных версий П., всех их объединяет критика субъекта, эмоция сомнения, релятивизм и скептицизм.
        Значимый концептуальный элемент П. — это трактовка понятия различия: в структурализме различие было частью системы бинарных противопоставлений (по типу тождество—различие), придававших ему смысловую нагрузку, а в П. оно приобретает независимый смысл и статус. Абсолютизация различия придает иной статус сходствам, которые лишаются своей определенности, нарушают все границы дисциплин и предметов. При этом презумпция общей текстовой переплетенности побуждает везде искать цитаты, аллюзии, переклички через эпохи и века. Постструктуралистская «интертекстуальность» мыслится не столько как способ текстового упорядочения, но, скорее, как способ нагнетания разнообразия. Постструктуралист достает свои навыки и умения из кладовой интертекстуальных ассоциаций, как мастер-«самоделкин» (левистросовский бриколер) — по случаю и без явного умысла. Среди них может быть и псевдонародная этимология, и изощренная авторская метафора, и контекстуальное созвучие. Установка на изобретательность и интересность в П. практически подменяет собой исследовательский пафос.
        П. — это яркая реакция на ситуацию, в которой традиционные способы философствования лишаются жизненного смысла. Соответственно меняются границы между философией и литературой, философией и политикой, философией и искусством, размываются прежние жанровые критерии философского рассуждения, ведутся споры о конце философии и о возможностях новой философии. Областью соприкосновения философии и литературы (литературоведения) становится письмо, стиль, риторика, лингвистическая проблематика в широком до размытости смысле слова.
        Центром дискуссий о П. стали работы Ж. Деррида, ярко выразившего современную культурную ситуацию вторичности и комментаторства и стремящегося противопоставить ей изощренность новых тонких дифференциаций в поле сознания и культуры. Почти все тексты Деррида представляют собой «прочтения» тех или иных произведений западной философии разных эпох. Ядро концепции Деррида — деконструкция, т.е. выявление в «сказанном» «несказанного», выискивание в текстах смысловых и языковых неувязок и возведение их к главным философским предпосылкам мысли Запада. В этом смысле любая деконструкция всегда выступает как деконструкция метафизики. Адекватной позицией философа становится позиция «философа-художника» (Деррида о Ницше). Однако если трактовать философию лишь как разновидность литературного письма, как «просто литературу» (Лаку-Лабарт), чего Деррида, как правило, не делает, то она попадает в сферу «тотального эстетизма».
        Поначалу П. был французским явлением, он свидетельствовал об изменении духовного климата и социальной чувствительности на рубеже 1960—1970-х 20 в., но одновременно и о смене интеллектуальных мод. Социальным символом наступления П. стал революционный кризис 1968 во Франции. В результате структуралистские программы и методики покинули область социального резонанса, хотя и сохранили свое научное значение и достаточно широкую сферу применимости. В дальнейшем П. получил распространение в США, Германии, где иногда называется неоструктурализмом.
        Вместе с «постмодернизмом» П. подчас выглядит как единый комплекс идей, представленный у Лакана, Деррида, Фуко, Лиотара, Делёза, Касториадиса и др. Однако различие в том, что постмодернизм предполагает более широкий, до размытости, контекст дискуссий (в политическо-экономической сфере — вокруг постиндустриального общества, в социальной сфере — вокруг отношения к современности или к «модерну», в эстетической сфере — вокруг модернистского и актуального искусства и литературы), а П. самоопределяется в более организованном концептуальном
        пространстве — через наследование структурализму и отталкивание от него.
        Н.С. Автономова
        Лит.: Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996; Ильин И. Постмодернизм: Словарь терминов. М., 2001; Culler J. On Deconstruction. Theory and Criticism after Structuralism. N.Y., 1982; Dews P. Logic of Desintegration. Post-structuralist Thought and the Claims of Critical Theory. L., N.Y., 1987; Harland R. Superstructuralism. The Philosophy of Structuralism and Poststructuralism. L., N.Y., 1987.

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.


Просмотров: 462
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “КРИЗИС ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ (Против позитивистов)”
  • “НИЩЕТА ФИЛОСОФИИ. Ответ на “Философию нищеты” г-на Прудона”
  • “НОВЫЕ ИДЕИ В ФИЛОСОФИИ”
  • “О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ НАЧАЛ ДЛЯ ФИЛОСОФИИ”
  • “РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ”
  • “РАССУЖДЕНИЕ, ВЫНОСЯЩЕЕ РЕШЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНО СВЯЗИ МЕЖДУ РЕЛИГИЕЙ И ФИЛОСОФИЕЙ”
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
  • ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ ТОГО ЖЕ САМОГО, ИЛИ ВСЕХ ВЕЩЕЙ
  • Вначале было солнце
  • Вначале было яйцо
  • Где это было?
  • ДЕРРИДА
  • ДЕРРИДА
  • Дух позитивной философии
  • ЗНАНИЕ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
  • ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМ
  • ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМ
  • ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМ
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • Письмо и различие
  • СКАНДАЛ В ФИЛОСОФИИ
  • ТРОН Некоторые астрологи, более склонные к преувеличению, чем к точному соответствию и ясности, говорят о планете на троне, если она находится в знаке, которым управляет. В более древнем и более логичном варианте это планета, расположенная в той част
  • Философия науки. Связь между наукой и философией
  • Хождение Вокруг Чего-То
  • ШОТЛАНДСКАЯ ШКОЛА ФИЛОСОФИИ ЗДРАВОГО СМЫСЛА
  • вера в теории познания и философии науки
  • стать буддой в этом теле



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь