метафизическое ядро теории


метафизическое ядро теории
        МЕТАФИЗИЧЕСКОЕ ЯДРО ТЕОРИИ — это понятие стало популярным в работах по методологии науки в связи с разработкой И. Лакатосом представления о научной теории не как об изолированной структуре, являющейся самостоятельной единицей знания, а как о серии сменяющих друг друга вариантов, названных им «научно—исследовательскими программами». Пытаясь описать процессы реального изменения теоретических знаний, Лакатос выделил в содержании научно-исследовательской программы особую часть, названную им «ядром» (под которым он понимал некоторую совокупность утверждений, выражающих основное содержание программы), и «защитный пояс», состоящий из различного рода методологических правил, способствующих сохранению, до определенного момента, ядра программы. С помощью подобного подхода Лакатос старался объяснить относительную независимость теоретических систем от противоречащих им эмпирических данных. В своей книге «Фальсификация и методология научно— исследовательских программ» Лакатос говорит о «метафизической основе» теорий, с помощью которых осуществляется защита ядра программы, приводя в качестве примера картезианскую модель мирового устройства. Как известно, эта модель основывалась на образе мира как некой машины и механистические характеристики мирового устройства играли роль метафизических предпосылок, определяющих направление конкретно—научного поиска. Хотя сам Лакатос не вводит четких различий между такими понятиями, как «метафизическое ядро», «метафизическая основа программы», и даже характеризует картезианскую метафизику как один из вариантов исследовательской программы, тем не менее из контекста его рассуждений можно понять, что совокупность метафизических утверждений составляет существенную часть «жесткого ядра» любой конкретно-научной теории.
        Само ядро, с этой точки зрения, является сложным образованием, состоящим из элементов различной природы. В него входят собственно метафизические допущения (чаще всего в виде скрытых оснований), задающие общий взгляд на основные характеристики мирового устройства, а также методологические принципы, определяющие характер и направленность исследовательского поиска (нормативная функция ядра) и описание эмпирических данных. Характеризуя эти составляющие как «внутреннюю историю» теории, Лакатос настаивает на том, что именно она имеет преимущественное значение для сохранения или отбрасывания конкретного варианта исследовательской программы по сравнению с совокупностью эмпирических влияний, определяемых как ее «внешняя история». Поскольку методологические соображения ученого сами так или иначе испытывают воздействие определенных представлений об особенностях мирового устройства, постольку метафизические утверждения оказываются при таком подходе существенной частью любой реально действующей исследовательской программы. Такие представители постпозитивистской философии науки, как Т. Кун и Дж. Агасси, также считали метафизические утверждения важным элементом теоретического сознания. В частности, Агасси видел в них прообраз теории, «незрелую» идею о способе решения возникшей проблемы, получающей впоследствии конкретизацию в соответствующих научных моделях. Он объяснял устойчивость теорий именно вхождением в их ядро совокупности метафизических представлений, поскольку последние труднее фальсифицируются и потому дольше сопротивляются возникающим контраргументам.
        С.С. Гусев

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.


Просмотров: 1018
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки





Другие новости по теме:

  • "КРИТИКА ГОТСКОЙ ПРОГРАММЫ"
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • «КРИТИКА ГОТСКОЙ ПРОГРАММЫ»
  • АТОМНОЕ ЯДРО
  • Альтернативные докторские программы (alternative doctoral programs)
  • КОНФЛИКТА ТЕОРИИ
  • Кросс-культурные учебные программы (cross-cultural training programs)
  • ЛАКАТОС
  • ЛАКАТОС
  • ЛАКАТОС
  • МОДЕРНИЗАЦИИ ТЕОРИИ
  • Программы когнитивного вмешательства для пожилых людей (cognitive interventions with older persons)
  • Программы психического здоровья (mental health programs)
  • ТЕОРИИ ТЕХНОКРАТИИ
  • ТЕОРИИ ЦВЕТОВОГО ЗРЕНИЯ
  • Теории Обмена
  • Теории игр
  • ЦИКЛИЧНОСТИ ТЕОРИИ
  • ЭГОИЗМА ТЕОРИИ
  • ЭЛИТЫ ТЕОРИИ
  • Ядро Кристаллизации Чувств
  • вера в теории познания и философии науки
  • гипотетико-дедуктивная модель теории
  • интерпретация научной теории
  • обмена теории
  • оправдание теории
  • теории область
  • ядро Я
  • ядро и периферия
  • ядро кристаллизации чувств



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь