ложь


ложь
        ЛОЖЬ — свойство знания, противоположное истине. В феномене Л. можно выделить четыре основных аспекта: гносеологический, логический, нравственный и политический.
        В гносеологическом аспекте понятие Л. близко понятию заблуждение. Л. определяется условиями познания, при которых происходит рассогласование знания и объективного положения дел, настоящего и прошлого знания. Такое рассогласование обязано объективным и субъективным причинам — природе объектов и природе человеческого сознания и мышления.
        Классическим определением Л. в логике является следующее: ложность высказывания р есть истинность отрицания р. Как и понятие «истина», Л. используется как предикат, т.е. как свойство высказывания р, как объект — одно из истинностных значений, приписываемое высказыванию р, и как унарный оператор, расширяющий логику высказываний. В последнем случае этот оператор определяется аксиоматически. В классической логике (см. Логика высказываний, Логика предикатов) понятия «ложь» и «истина» равнозначны (дуальны), поскольку отрицание истины есть Л. и, наоборот, отрицание Л. есть истина. Но уже в некоторых неклассических логиках это не так; напр., в многозначных, где появляются «степени истинности». На самом деле, неравнозначность истины и Л. проявляется уже при употреблении этих понятий в естественном языке, на что указывает знаменитая антиномия лжеца, из чего следует, что понятие «ложь» является парадоксальным.
        Парадоксальность феномена Л. проявляется и в аспекте нравственности. Сознательная Л. близка обману и имеет негативное значение, а лживость является пороком. Однако в философии морали встает также вопрос о необходимости Л.: напр., в крайнем случае, для спасения чьей-нибудь жизни. И тогда Л. оказывается добродетелью. Как писал В. В. Соловьёв: «...жертвовать человеческой жизнью для точного исполнения отдельного предписания — есть внутреннее противоречие и не может быть нравственным» (Соловьёв В. Ложь // Энциклопедический словарь (Брокгауз и Эфрон). Т. 34. Спб., 1896. С. 911). В советский период статей с таким названием более не писали.
        См. также Истина, Заблуждение
        А.С. Карпенко
        Лит. Гусейнов А.А. Красно поле рожью, а речь ложью // Новая Россия. 1995. № 2. С. 132—135; Дубровский Д.И. Обман.
        Философско-психологический анализ. М., 1994; Солженицын А.И. Жить не по лжи! // Публицистика. Статьи и речи. Вермонт—Париж, 1989. С. 168—174. Экман П. Психология лжи. СПб, 2003.

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.


Синонимы:
    алате, апатэ, бабские забобоны, бздо, блеф, блядь, брех, брехня, буки, вздор, враки, вранье, ври больше, выдумка, вымысел, газетная утка, гон, деза, дезинформация, дезуха, забобоны, загиб, загибон, измышления, клевета, клюква, кривда, кривозеркалье, кружева, лажа, лапша, лганье, лжа, лжи, мандеж, мнимость, нагон, намеренное искажение истины, неправда, неточность, облыжь, обман, побрехушка, полуистина, псевдология, пурга, свист, сказка, телега, транда, треп, туфта, фальшь, фуфло, частушки, чернуха, чернушка


Антонимы:
  • правда
  • ,
  • истина


Просмотров: 866
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки





Другие новости по теме:

  • Geisteswissenschaftliche psychologie (психология как наука о духе)
  • Naturwissenschaftliche psychologie (психология как естественная наука)
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • бог как источник и гарант познания
  • знание-как и знание-что
  • ИСТИНА В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • истина и правда
  • истины семантическое понятие
  • как
  • Как
  • КАК БУДТО
  • Как делать вещи при помощи слов
  • КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СЛОВАРЕМ
  • красота как методологический принцип познания
  • Ложь
  • ЛОЖЬ
  • Ложь
  • ложь
  • ложь
  • ОТНОШЕНИЕ (как чувство)
  • Плюрализм как модель познания
  • представление как репрезентация
  • ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУХЕ
  • Разновидности научной статьи как жанра
  • Рамка как будто
  • семантическое понятие истины
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • Фрейм как если бы
  • Язык, истина и логика



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь