|
логический атомизмлогический атомизм ЛОГИЧЕСКИЙ АТОМИЗМ — философская концепция, сформулированная Б. Расселом в его работах «Наше познание внешнего мира» (1914), «Философия логического атомизма» (1918), «Мистицизм и логика» (1918) и др., а также Л. Витгенштейном в «Логико-философском трактате» (1921). Л. а. является уникальным по своей прозрачности примером проекции определенной концепции логической структуры языка на реальность и создания соответствующей этой структуре онтологической доктрины. Как указывал сам Рассел: «Я постараюсь сформулировать... определенный вид логической доктрины и на основе этого... определенный вид метафизики» (Russell В. Logic and Knowledge, Essays 1901—1905. L., 1956. P.?), Вместе с тем «метафизические» выводы, которые следовали из логической доктрины, лежащей в основе Л. а., соответствовали той эмпирической и номиналистической философской традиции, к которой принадлежал Рассел. Данная доктрина развивалась им в оппозиции холизму англ. неогегельянства Ф. Бредли, утверждавшего, что только абсолютные целостности реальны и что отдельные вещи представляют собой видимость. Как указывает Рассел, «выдвигаемую мной философию можно назвать логическим атомизмом и абсолютным плюрализмом, ибо она утверждает, что имеется много отдельных вещей, и отрицает некоторое единство, составленное из этих вещей» (Russell В. Mysticism and Logic. L., 1918. P. 11). Атомизм и плюрализм выступают прямым следствием такой атомарно-экстенсиональной модели логически совершенного языка, которая предполагает взаимонезависимость элементарных или так называемых атомарных, предложений в структуре данной логической модели. Центральное понятие Л. а. — понятие атомарного факта — вводится как некоторая реальность, определяющая условия истинности атомарных предложений. В трактовке этой реальности в Л. а. существовали две тенденции. Согласной одной из этих тенденций, получившей свое выражение в «Логико-философском трактате» Витгенштейна, введение понятия «факта» в онтологию Л. а. диктуется необходимостью определенной семантической интерпретации атомарно-экстенсиональной модели. В ранних же работах Рассела, выражавшего вторую тенденцию, сама эта интерпретация дополняется определенной гносеологической позицией, связывающей атомарные предложения с представлением фактов чувственного восприятия. Эта тенденция находит впоследствии свое развитие в интерпретации атомарных предложений как «предложений наблюдения» у логических позитивистов. Последние отвергают всю «метафизику» логического атомизма, сохраняя, в то же время, идею логически совершенного языка, как предпосылку всеохватывающего логического анализа языка науки. От онтологии Л. а., органически связанной с идеей логически совершенного языка, на позднем этапе своей деятельности Витгенштейн решительно отказывается, переходя к концепции плюрализма языковых игр. От Л. а. как четко выраженной доктрины отходит в более поздний период своей деятельности и Б. Рассел. Таким образом, эта доктрина представляет в наше время лишь исторический интерес, убедительно демонстрируя несостоятельность абсолютизации каких-либо частных логических моделей в качестве основы некоего логически совершенного языка, а тем более их онтологизации. B.C. Швырёв Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин. 2009. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|