РАССЕЛ


РАССЕЛ
(Russell) Бертран (1872-1970) — англ. философ, ученый и общественный деятель. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1950).
Р. учился и в дальнейшем преподавал в Кембриджском ун-те. Он неоднократно приглашался для преподавания в ун-ты др. стран, прежде всего в США. В 1920—1921 посетил Советскую Россию и Китай. Свою первую книгу Р. посвятил германской социал-демократии. Во время обучения находился под влиянием абсолютного идеализма (британская версия неогегельянства), но вскоре вместе со своим коллегой Дж. Муром стал противником идеалистического монизма, положив начало традиции аналитической философии. Защитив диссертацию по основаниям геометрии, он затем написал книгу о философии Г.В. Лейбница (1900), в которой впервые показал современное значение его логических идей. Первое изложение собственных логицистских взглядов на математику он представил в кн. «Принципы математики» (1903), но подлинную славу ему принесла трехтомная «Principia Mathematica» (PM) (1910—1913), написанная совместно с кембриджским математиком А.Н. Уайтхедом (правда, в 1930-е гг. была доказана неосуществимость проекта создания формализованных систем типа РМ). Свои логико-математические идеи Р. также развил в кн. «Введение в математическую философию» (1919), написанной им во время нахождения в тюрьме за пацифистскую деятельность. Его кн. «Проблемы философии» (1912) до сих пор считается в англосаксонских странах лучшим введением в философию. Вопросам языка и познания были посвящены такие его работы, как «Наше познание внешнего мира» (1914), «Исследование значения и истины» (1940) и обобщающая работа «Человеческое познание: его сфера и границы» (1948). Он также автор известной «Истории западной философии» (1945) и трехтомной «Автобиографии» (1967—1969). Всю свою жизнь Р. живо интересовался проблемами брака и семьи, образования, принимал участие в педагогических экспериментах. Он много лет вел активную общественно-политическую деятельность, был первым президентом Компании за ядерное разоружение (1958). В 1955 совместно с А. Эйнштейном выступил инициатором манифеста, призывавшего ученых к борьбе за мир. В 1961 за участие в демонстрации гражданского неповиновения был на короткий срок заключен в тюрьму. Сохранился огромный рукописный архив Р., ряд материалов которого был издан в последние годы (напр., неопубликованная при жизни кн. «Теория познания»).
Хотя в произведениях Р. можно встретить несколько определений предмета философии, наибольший интерес представляет его ранняя трактовка философии как правильного логического (глубинного) анализа языка («Логика есть сущность философии», — говорил он). При этом важнейшее качество философии — способность устранять всевозможные парадоксы. Кроме данной трактовки, Р. также подчеркивал, что философия имеет дело с проблемами, которые еще не освоила наука. В «Истории западной философии» Р. характеризует философию как «ничейную землю между наукой и теологией», т.е. как посредника между точным знанием и религиозной догматикой.
Основные понятия онтологии и эпистемологии. Р. говорил о присущем ему «инстинкте реальности», который допускает наличие в мире «чувственных данных», объектов здравого смысла (напр., столов и стульев), а также универсалий (белизна, равенство, братство и пр.), но исключает «единорогов», «крылатых коней» и «круглых квадратов». Философ-аналитик, по его мнению, должен найти логические способы отрицания сомнительных сущностей, которых особенно много в метафизике. Принципиально важным для Р. было различение двух видов знания — «знания-знакомства» и «знания по описанию». Первое есть изначальное и непосредственное знание о чувственных данных (позиция эмпиризма) и универсалиях (позиция реализма, или «платонизма»). Те элементы языка, которые подтверждаются «знанием-знакомством», Р. называл «именами». «Знание по описанию» является вторичным: оно означает выводное знание о физических объектах и психических состояниях др. людей с помощью «обозначающих фраз». Главные логические проблемы и недоразумения, по его мнению, порождаются именно обозначающими фразами (напр., фраза «Автор «Уэверли» в предложении «Скотт есть автор Уэверли» сама по себе не имеет своего объекта, т.е. лишена значения). Р. разработал механизм анализа и элиминации двусмысленных обозначающих фраз, в особенности т.н. определенныхдескрипций. Он обнаружил проблемы и с собственными именами, напр. с мифологическим именем Пегас, которое является скрытой дескрипцией и порождает «парадокс существования» (тезис о существовании несуществующего объекта). Позднее он признал все грамматические собственные имена двусмысленными и пришел к выводу, что язык «соединяется» с миром только с помощью указательных местоимений, которые суть «логически собственные имена».
Математические и семантические парадоксы. Занимаясь теорией множеств, Р. обнаружил парадокс, который впоследствии получил его имя. Он касается особого «класса всех классов, не являющихся членами самих себя». Спрашивается, является ли такой класс членом самого себя или нет? При ответе на данный вопрос получается противоречие. К этому парадоксу было привлечено широкое внимание, ибо в нач. 20 в. теория множеств считалась образцовой математической дисциплиной, способной быть непротиворечивой и полностью формализованной. Позитивное решение, предложенное Р., получило название «теории типов». Согласно данной теории, имеется иерархия свойств и предложений разного логического типа. В частности, «парадокс Р.» не возникает, если учесть, что множество (класс) и его элементы относятся к различным типам: тип множества выше типа его элементов. Многие математики, однако, не приняли расселовское решение, считая, что оно накладывает слишком жесткие ограничения на математические утверждения. Теория типов была использована Р. и для решения знаменитого семантического «Лжеца» парадокса.
Логический атомизм. Р. стремился установить соответствие элементов языка и мира. Элементам реальности в его концепции соответствуют имена, атомарные и молекулярные предложения. В атомарных предложениях («это белое», «это слева от того») фиксируется обладание некоторым свойством или же наличие отношения. Таким предложениям в мире соответствуют атомарные факты. В молекулярных предложениях входящие в них атомарные предложения соединяются с помощью слов-связок «или», «и», «если». Молекулярные предложения суть функции истинности атомарных предложений. При этом не существует молекулярных фактов, ибо, согласно Р., ничто в мире не соответствует связкам. По признанию Р., теория логического атомизма возникла под влиянием идей его ученика — австр. философа Л. Витгенштейна. Филос. цель данной теории — дать максимально полное, экономное и точное описание реальности. Р. предполагал, что в логически совершенном языке науки каждый знак будет соответствовать компонентам определенного факта, что позволит избежать двусмысленностей и возникновения парадоксов. Данная т.зр. была в ЗО-е гг. подвергнута критике «поздним» Витгенштейном и «лингвистическими философами».
Философия сознания. В кн. «Анализ сознания» (1920) Р. вслед за У. Джеймсом и амер. неореалистами выдвинул теорию «нейтрального монизма». Данную работу он характеризовал как попытку совместить материалистическую позицию в современной ему психологии (бихевиоризм) с идеалистической позицией в физике, «дематериализующей материю» (материю Р. трактует как логическую функцию, представляющую собой удобное обозначение для сферы действия каузальных законов). В связи с этим он выступил против традиционного философского разделения на материю и дух. Р., кроме того, критиковал субстанцио-налистские концепции сознания, а также идею интенциональности сознания. Мир, по его мнению, состоит из единого «вещества», которое онтологически «нейтрально». Однако в психологии и в физике действуют разные каузальные закономерности. И физические, и психические данные — суть конструкции. Но поскольку данными психологии являются ощущения, то и данные физических наук тоже являются психическими данными. В целом, по Р., исходное научное объяснение того, что имеется и происходит в мире, ближе к психологическому объяснению, нежели к физическому. В более поздних работах Р. эта тенденция психологизации филос. и научного знания усилилась, в чем сказалось влияние на него феноменалистической философии Д. Юма.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.


РАССЕЛ
        (Russell) Бертран (18. 5. 1872, Треллек, Уэльс,— 2. 2. 1970, Пенриндайдрайт, Уэльс), англ. философ, логик, математик, социолог, обществ. деятель. В области философии проделал сложную эволюцию, которую сам он определил как переход от платоновской интерпретации пифагореизма к юмизму. После кратковременного увлечения неогеге-ьянством в его англ. версии Р. перешёл к платоновскому варианту идеализма, а затем под влиянием Дж. Мура и А. Уайт-хеда — к неореализму. В 20—30-х гг., сблизившись с неопозитивизмом, Р. признавал реальность лишь «чувственных данных», трактуемых в духе концепции «нейтрального монизма», согласно которий истолковывал понятия «дух» и «материя» как логич. конструкции из «чувственных данных». В 40—50-х гг. Р. обращается к идеям Юма: он допускает существование «фактов», которые, в отличие от элементов «опыта», объективны, но объективность их основана лишь на вере в бытие внеш. мира.
        Филос. эволюции Р. соответствовали изменения в содержании проводившейся им широкой программы приложения средств математич. логики к теоретико-познават. исследованиям. На неореалистском и неопозитивистском этапах эволюции Р. эта программа вела к растворению теории познания в логич. анализе, но в дальнейшем Р. вновь признал самостоят. значение филос. проблем.
        Р. был создателем концепции логич. атомизма (нач. 20-х гг.) и основоположником философии логич. анализа. Большое место в его трудах занимает разработка филос. вопросов математики. Открытый Р. один из парадоксов теории множеств (т. н. парадокс Р.) привёл его к построению оригинального варианта аксиоматич. теории множеств и к последующей попытке сведения математики к логике. В написанном в соавторстве с А. Уайтходом трёхтомном труде «Principia Mathematiса» (1910—13) Р. систематизировал и развил дедуктивно-аксиоматич. построение логики в целях логич. обоснования математики (см. Логицизм).
        По социологич. взглядам был близок к психологизму: в основе историч. процесса и поведения людей, по Р., лежат их инстинкты, страсти. Р. утверждал, что из совокупности ряда факторов, определяющих историч. изменения, невозможно выделить главный и выявить объективные историч. законы. В этике и политике Р. придерживался позиции бурж. либерализма, выступал против теорий, проповедующих поглощение личности обществом и государством. Он отрицательно относился к христианству. Особенностью этич. и обществ.-поли-тич. позиции Р. являлась активная борьба против фашизма, непримиримость к войне, насильств., агрессивным методам в междунар. политике. Р.— один из инициаторов Пагуошского движения. Нобелевская пр. по литературе (1950).
        Scientific method in philosophy, Oxf., 1914; Our knowledge the external world..., Chi.— L., 1915; The problems of philosophy, L.— N. Y., [1920]; The analysis of mind, N. Y.— L., 1924; Introduction to mathematical philosophy, L., 1953; The analysis Of matter, N. Y.—L., [1954]; Logic and knowledge, L., 1956; Mysticism and logic, N. Y., 1957; My philosophical development, N. Y., 1959; An inquiry into meaning and truth, L., [1967]; The autobiography of Bertrand Russell, v. 1—3, L., 1967—69; в рус. пер.— Германская социал-демократия, СПБ, 1906; Проблемы философии, СПБ, 1914; Человеч. познание. Его сфера и границы, М., 1957; Почему я не христианин, М., 1958; История зап. философии, М., 1959.
        История философии, т. 5, М., 1961, гл. 13; Haрский И. С., Философия Б. Р., М., 1962; Быховский Б. Э., Мееровский Б. Р., Атеизм Б. Р., в кн.: От Эразма Роттердамского до Б.Р., М., 1969; Hapский И. С., Помогаева Е. Ф., Б. Р.— философ и гуманист, «ВФ», 1972, № 6; Богомолов А. С., Англ. бурж. философия XX в., М., 1973, гл. 5; Совр. бурж. философия, М., 1978, гл. 2, § 10; The philosophy of Bertrand Russell, ed. by P. A. Schilpp, v. 1—2, N. Y., 1963; Bertrand Russell. Philosopher of the century. Essays in his honour, L., 1967.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


РАССЕЛ
(Russel)
Бертран, лорд (род. 18 мая 1872, Чепстоу, Монмоутшир – ум. 2 февр. 1970, Пенриндайдрайт, Уэльс) – англ, математик, логик, социолог и философ; позитивист, наиболее значительный представитель неореализма и логистики. Логика является универсальной математикой в смысле реляционализма. Философия заимствует свои проблемы из естествознания, она пролагает ему путь и должна логически анализировать и объяснять принципы и понятия естественных наук. Выступал против Бредли, защищая взгляд, согласно которому отношения между вещами принадлежат к их сущности, а субъект и объект неразделимы. Мир состоит из чувственных данных (sense data), логически неразрывно связанных друг с другом. Чувственные данные различных предметов и есть «дух» наблюдателя; чувственные данные предмета, наблюдаемого множеством индивидов, – это реальность материи, которая, правда, недоказуема (см. Плюрализм, Пробабилизм). Этическое представление о цели – жизнь, направляемая чувственной любовью и исходящая из веры в могущество разума. Осн. произв.: «Principia mathematica» (с А. Н. Уайтхедом, 3 vol., 1910-1913); «The Problems of philosophy», 1912 (рус. пер. «Проблемы философии». СПБ, 1914); «Our knowledge of the external world», 1914; «The analysis of mind», 1921; «The prospects of industrial civilization», 1923; «ABC of relativity», 1925; «The analysis of matter», 1927; «An inquiry into meaning and truth», 1940; «A history of western philosophy», 1946 (рус. пер. «История западной философии». M., 1959); «Rower. A new social analysis», 1946; «Human knowledge; its scope and limits», 1948 (рус. пер. «Человеческое познание. Его сфера и границы». М., 1957); «Dictionary of mind, matter and morals», 1952.

Философский энциклопедический словарь. 2010.


РАССЕЛ
(Russell), Бертран (р. 18 мая 1872) – англ. философ, логик, математик, социолог, общественный деятель. Р. прошел сложную эволюцию взглядов, которую сам он определил как переход от платоновской интерпретации пифагореизма к юмизму. После кратковрем. увлечения гегельянством в его англ. версии (1897) Р. перешел к платоновскому варианту абс. идеализма (см. его "A critical exposition of the philosophy of Leibniz", Camb., 1900), а затем под влиянием Мура, Мейнонга, Уайтхеда к неореализму (см. его "The problems of philosophy", N. Y., 1911). Дальнейшая эволюция взглядов Р. состояла во все большем ограничении областей реальности, к-рым приписывается онтологически самостоятельное существование: если вначале Р. учил об особом бытии (subsisting) как бы "априорных" логич. отношений, то в 20–30-х гг., сближаясь с неопозитивизмом, Р., после ряда колебаний, признал реальность лишь за чувств. данными (sense-data, particulars), входящими в состав т.н. "нейтральных" фактов (events).
Сложившаяся в его книгах "The analysis of mind" (?. Y.–L., 1924), "The analysis of matter" (?. Y.–L., 1927), "An outline of philosophy" (L., 1927) концепция "нейтрального монизма" усматривала в понятиях "дух" и "материя" лишь логич. конструкции из чувств. данных и была близка к прагматизму Джемса и махизму. Она отличалась от последнего гл. обр. своеобразной терминологией: "Я верю, – писал Р., – что материя менее материальна, а дух – менее духовен, чем полагают..." ("The analysis of matter", L., [1954], p. 7). В 40–50-х гг. Р. обращается к идеям Юма. В "An inquiry into meaning and truth" (L., 1940) он допускает существование "фактов", к-рые, в отличие от "опыта", объективны, но объективность их основана лишь на "вере" в бытие внешнего мира. В работе "Человеческое познание. Его сфера и границы" (L., 1948, рус. пер., М., 1957) Р. формулирует пять постулатов науч. метода познания "физического мира", к-рые, по его мнению, образуют предварит. условия правдоподобности индуктивных обобщений, в форме которых это познание осуществляется (см. указанное сочинение, с. 453–540). Философская эволюция Р. соответствовала изменениям в содержании настойчиво проводившейся им широкой программы приложения средств математической логики к теоретико-познават. исследованиям. На неореалистском и позитивистском этапах его эволюции эта программа вела к растворению теории познания в логич. анализе (наравне с Муром, Р. был основоположником логического анализа философии). Частью указанной программы явился его логицизм, а также известное (близкое номинализму) решение "проблемы существования" на основе разработанного им учения о дескриптивных определениях (см. Описания операторы). При этом Р. попытался снять противопоставление объективного и субъективного существования в понятии "существование вообще": "Существует только один "реальный" мир, воображение Шекспира – его часть; аналогично реальны мысли, которые он имел, когда писал "Гамлета". Точно также реальны мысли, которые мы имеем, читая эту трагедию" ("Introduction to mathematical philosophy", L.–?. ?., 1924, ch. XVI, p. 169). В 10–20-е гг. Р. сформулировал концепцию логического атомизма, но не принял конвенционализма и физикализма, в их крайней, ведущей к солипсизму форме. В целом Р. сыграл значит. роль в формировании британской разновидности неопозитивизма (логического позитивизма), с одной стороны, позитивистски истолковывая результаты своих логико-матем. исследований, с др. стороны, исправляя своей критикой "чересчур" субъективистские выводы Венского кружка. В частности, он выступил против огульной характеристики проблем традиц. философии, как псевдопроблем. Философия, по его мнению, занимает "ничейную" область между наукой и теологией, пытаясь дать соответствующие требованиям научности ответы на вопросы, в к-рых бессильна теология. И хотя философия не является наукой, она все же представляет определ. духовную силу, оказывающую значит. влияние на жизнь общества и его историю. Р. признает взаимную связь философии с политическими и социальными условиями развития общества. История философии, по Расселу, это история оригинальных концепций выдающихся творческих личностей, оказывающих своими системами существенное воздействие на обществ. жизнь. Наиболее плодотворными традициями в истории философии Р. считает антиклерикализм и стремление поставить теоретико-познавательные исследования на почву логики. В своей кн. "История западной философии" (?. ?., 1945, рус. пер., М., 1959) Р. уделяет наибольшее внимание тем философам, к-рых в той или иной мере считает предшественниками философии логического анализа. В социологии он близок к психологизму и т.н. "теории факторов". В этике и политике Р. придерживается позиции бурж. либерализма, выступая против теорий, проповедующих, подобно фашизму, полное поглощение личности обществом и гос-вом. Он отрицательно относится к христианству и в особенности к ханжеству религ. морали, противопоставляя ей мораль "науки свободного разума". Особенностью этич. и общественно-политич. позиции Р. последних лет является ее антиимпериалистич. направленность, непримиримость к войне, к насильственным, агрессивным методам в междунар. политике. Р. выступает на стороне прогрессивных обществ. сил, за запрещение ядерного оружия, за мирное сосуществование (см. его кн.: "Common sense and nuclear warfare", L., 1959; "Has man a future?", L., 1961; "War crimes in Vietnam", L., 1967).
О взглядах Р. в области философии математики и логики подробно см. в ст. Логицизм, Логический атомизм, Математическая бесконечность, Парадокс, Типов теория и лит. при этих статьях.
Соч.: An essay on the foundations of geometry, Camb., 1897; Meinong's theory of complexes and assumptions, "Mind", 1904, v. 13, No 50–52; On denoting, там же, 1905, v. 14, No 56; Philosophical essays, L., 1910; Our knowledge of the external world as a field for scientific method in philosophy..., Chi.–L., 1915; Principles of social reconstruction, L., 1916; War the offspring of fear, L., [1916]; Roads to freedom. Socialism, anarchism and syndicalism, L., [1918]; Philosophy of logical atomism, "Monist", 1918–19, No 28–29; Icarus or the future of science..., L., 1924; What I believe, N. Y., 1925; Education, especially in early childhood, L., 1926; Sceptical essays, N. Y., [1928]; Marriage and morals, N. Y., 1929; The conquest of happiness, L., 1930; Education and the social order, L., 1932; Freedom versus organisation. 1814–1914, N. Y., 1934; In praise of idleness..., L., 1935; The limits of empiricism, "Proc. of the Aristotelian Society", 1935–36, v. 36; Which way to peace?, [L.], 1936; Power: A new social analysis..., N. Y., [1938]; Scientific method in philosophy, Oxf., 1914; War, the offspring of fear, L., 1915; Political ideals, N. Y., 1917; The prospect of industrial civilisation, L., 1923; What I believe, N. Y.. 1925; Religion and science, N. Y., 1935; Philosophy and politics, L., 1947; Authority and the individual, L., 1949; Unpopular essays, L., 1950; New hopes for a changing world, L., 1951; Human society in ethics and politics, N. Y., 1955; Portraits from memory and other says, L., 1956; Logic and knowledge, L., 1956; Mysticism and logic, N. Y., 1957; My philosophical development, N. Y., 1959; в рус. пер. – Германская социал-демократия, СПБ, 1906; Проблемы философии, СПБ, 1914; Воздействие науки на общество, М., 1952; Почему я не христианин, М., 1958.
Лит.: Ходалевич Д. ?., Критика "нейтрального монизма" Б. Рассела, в сб.: Критика совр. буржуазной философии и ревизионизма, М., 1959; История философии, т. 5, М., 1961, гл. 13; Нарский И. С., Философия Б. Рассела, М., 1962.
И. Нарский. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


РАССЕЛ
    РАССЕЛ (Russel) Бертран (18 мая 1872, Треллек, Уэлс — 2 февраля 1970, Пенриндайдрайт, Уэлс) — английский логик и философ, основоположник логического анализа, общественный деятель. Наиболее серьезное достижение Рассела — его новаторские идеи и труды по математической логике и основаниям математики, ставшие вехой в развитии научной мысли и философии 20 в. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1950).
    Рассел принадлежал к аристократическому роду, получил домашнее образование. Вера в основополагающее значение математики для познания мира стала отправным пунктом всех его важнейших изысканий и философских размышлений.
    В 1890 Рассел поступил на математический факультет в Кембридже. Его ранним умонастроением был эмпиризм. В шестнадцать лет он прочитал “Автобиографию” своего крестного отца Дж. С. Милля, которая произвела на него большое впечатление, позднее изучал его “Систему логики”. В студенческие годы занялся философией неогегельянства, что нашло выражение в его работах “Основания геометрии Евклида” и “Отношение числа и количества”. Рассел вынашивал грандиозный замысел теоретического и практического синтеза естествознания и социальных наук. Однако выстроенная им схема метафизики подверглась беспощадной критике (со стороны А. Н. Уайтхеда и др.), и он отказался от своего плана; несостоятельными оказались и результаты в области геометрии. О своих работах по философии математики и физики (выполненных до 1898) Рассел впоследствии отзывался резко отрицательно. Убедившись в бесплодности философских спекуляций применительно к современной науке, он совершает крутой поворот от “абсолютного идеализма” к “реализму” и эмпиризму.
    Опираясь на критику Дж. Муром идеализма, Рассел анализирует чувственно данное с позиции реализма, развивает критику субъективного идеализма. Продвигаясь в этом направлении, он приходит к теории реальности, утверждавшей принципиальное различие (дуализм) материи и сознания, единичного и общего (универсалий). Этой концепции он останется верен на протяжении последующих лет.
    Переломным в своей философской эволюции Рассел считал 1898, когда он, по его словам, вместе с Муром поднял бунт против Канта и Гегеля: “Мур начал бунт, я верно за ним последовал., ...В дальнейшем мы отказались от многих тогдашних идей, однако критическую часть, а именно то, что факт в общем и целом независим от опыта, продолжаем, — полагаю, что оба, — считать правильной”. В последующие два года Рассел приходит к основным идеям аналитической философии и новой логики.
    К критике гегельянства его подтолкнуло изучение философии Лейбница. Его мысли помогли Расселу понять несостоятельность гегельянской концепции отношений. Доктрине абсолютного идеализма и монизма были противопоставлены философский реализм и плюрализм. Работы Лейбница во многом подсказали Расселу и идею метода анализа в фило
    софии, суть которого заключалась в разложении сложных форм знания на простые и выявлении таким путем “истинной схемы знания”, представляющей “подлинную структуру мира”. Основные идеи аналитического метода содержались уже в книге Рассела “Критическое изложение философии Лейбница” (1900). С критики концепции внутренних отношений (Брэдли), а также с аргументов Рассела и Мура в пользу внешних отношений берет начало “кембриджский анализ” 20 в. и аналитическая философия в целом.
    В творчестве Рассела можно выделить четыре периода: 1890—1900-е гг. — освоение математики и философии; 1900—10-е гг. — наиболее плодотворный период, посвящен исследованию логических основ математики, созданию работ “Принципы математики” (1903), “Об обозначении” (1905) и, наконец, капитального трехтомного труда “Principia Mathematica” (1910, в соавт. с Уайтхедом). Эта работа принесла авторам мировую известность. Математические проблемы тесно связаны в ней с проблемами логико-философскими (решение которых выпало на долю Рассела). Основным содержанием третьего периода стала разработка более легких философских тем (так считал сам автор) и публикация популярных работ, которые Рассел ценил гораздо больше, чем изыскания для узкого круга специалистов. Прожив почти сто лет, Рассел создал множество трудов, охватывающих теорию познания и историю философии, проблемы религии и морали, педагогики и политики. Последний период бьм посвящен в основном критическому анализу собственного творчества и эволюции взглядов в “Автобиографии”, статье “Мое интеллектуальное развитие” и книге “Мое философское развитие”. Общефилософские рассуждения Рассела порою были эклектичны, он часто подпадал под разные влияния и вырабатывал несколько отличающиеся одна от другой концепции. Наиболее серьезны философские труды Рассела в области математики и символической логики, в исследования которых он внес фундаментальный вклад, определивший развитие аналитической философии.
    При всех изменениях интересов и разных влияниях неизменно устойчивым было его внимание к изучению природы познания. Определяющим в его философии становятся традиционные для Великобритании и развиваемые в философии науки тех лет (Э. Мах и др.) идеи эмпиризма, гл. о. в их позитивистском варианте. Следуя традиции Юма и Канта, он различает два подхода к познанию: натуралистический, опирающийся на здравый смысл, и философский, основанный на критическом отношении к результатам познания. Для первого характерны наивный, реализм, присущая обыденному, донаучному сознанию уверенность, что вещи таковы, какими они воспринимаются. Такой взгляд — в тех или иных вариантах — привносится и в науку. При этом упускается из виду проблема обоснования знания. В ходе философского анализа знания выясняется, что на месте,будто бы очевидного и простого на самом деле существуют сложные структуры, возникает сомнение в достоверности “очевидных” ситуаций. Зрелое научное познание (представленное прежде всего физикой и математикой) признает существование значительной дистанции между знанием и его объектом, учитывает сложность воссоздания объектов в ходе научного исследования. В поиске оснований анализа знания Рассел пытается “сконструировать” (воссоздать в познании) весь внешний мир из чувственно данного состава человеческого опыта и в то же время представить его объективно. Так, он обратился к задаче, обретшей актуальность в конце 19 — нач. 20 в. в связи с кризисом основ классической физики. В общефилософских рассуждениях о познании (“Анализ сознания”, 1921; “Человеческое познание, его сфера и границы”, 1950, и др.) Рассел все же не оригинален и повторяет много известного из работ Юма, Канта, Милля, Маха и др. Рассела нередко называли Юмом 20 в., и эта ориентация в самом деле была ему близка. Сам он характеризовал свои позиции как научный здравый смысл. Здравый смысл не противопоставляет сколько-нибудь резко науку и обыденное знание, знания и верования, поскольку признает, что наука в основном говорит истину, к знанию мы движемся через мнение (полагание), различие же того и другого определяется лишь степенью правдоподобия. Важным достижением Рассела стала разработка логического аппарата, способного дать эмпиризму куда более надежное основание, чем прежняя опора на психологию. В работе “Исследование значения и истины” (1940) Рассел успешно применяет специальные логические и лингвистические методы для философского анализа знания, подкрепляя тем самым традиции эмпиризма, номинализма и атомизма в теории познания. Особое место в его творчестве занимают работы по логическому обоснованию математического знания, давшие импульс логико-аналитическому эмпиризму. Важнейшие логические открытия Рассела — теория описаний и теория логических типов. Обе они имеют важные философские следствия. В основу анализа обозначающих фраз (теории описаний) положено представление, что значение обозначающего выражения можно узнать либо путем непосредственного знакомства с предметом, либо с помощью его описания. Рассел предложил строго различать имена и описания как два разных типа отношения знаков к объекту. Описание может быть определенным, т. е. относиться к индивидуальному конкретному предмету, и неопределенным — относящимся к классу предметов. Рассел предложил также разграничить собственные имена и определенные описания, которые Фреге считал однотипными. Но главное в теории описаний — новое толкование предложений, включающих в себя обозначающие фразы. Рассел подчеркнул, что обозначающие выражения сами по себе не имеют значения, являются неполными символами, и потому могут быть осмыслены и выполнять функцию обозначения лишь в составе высказываний. Трудности в понимании обозначающих фраз порождены неправильным анализом предложений, в которые они входят. Существенную роль в адекватном анализе играет понимание высказывания в целом как переменной, смысл которой зависит от входящих в него выражений. В теории описаний Рассел предложил новый аналитический метод, позволяющий всюду, где возможно, вместо упоминания неизвестных объектов, подставлять конструкции, основанные на известных объектах. Он стремился расшатать ведущее к идеализму представление, будто все мыслимое соотнесено с тем или иным независимым объектом. Важными достижениями теории обозначения Рассел считал объяснение области несуществующих сущностей (типа “круглый квадрат”, “золотая гора” и т. п.) как псевдообознаЧающих выражений, которые реально ничего не обозначают, и преодоление трудностей осмысления статуса несуществующих предметов (“Пегас”, “Гамлет” и т. п.). Теория описаний дала удобный логический аппарат перевода в более ясную форму предложений с неуточненным содержанием. С ее помощью проясняются, напр., высказывания об эмпирически необнаруживаемых объектах, предложения, содержащие понятия пустого класса, утверждения о существовании или несуществовании предметов и т. п. Расселовскую концепцию логики отличает крайний номинализм. Логика отождествляется с синтаксисом, с правилами осмысленной расстановки слов. Всякий символ, выходящий за рамки простого именования единичного объекта, толкуется как ничему в действительности не соответствующий. Рассмотренная Расселом проблема парадоксов вытекала из данного Кантором определения, позволяющего рассматривать в качестве элементов множества объекты любой природы, в т. ч. другие множества (причем сами множества могут быть своими собственными элементами). В связи с эти множества подразделили на нормальные, не содержащие себя в качестве своего элемента, и ненормальные, включающие в число своих элементов и себя. Парадокс возникает, если поставить вопрос: к какому типу относится множество всех нормальных множеств? Такое множество оказывается одновременно и нормальным, т. к. не содержит себя в качестве своего элемента, и ненормальным, поскольку оно есть множество всех нормальных множеств и потому должно включать — в качестве нормального множества — и себя. Рассел показал,, что причиной парадоксов такого рода является смешение уровней рассуждения (или уровней абстракции). Для их преодоления он предложил “теорию типов”, разграничивающую классы понятий по степени общности: “То, что включает всю совокупность чего-либо, не должно включать себя” (Russell S. Logic and Knowledge, p. 38). Из этого следует, что при смешении логических типов (категорий) языковых символов возникают предложения, лишенные смысла, которые нельзя охарактеризовать ни как истинные, ни как ложные. Так возникают логически тупиковые ситуации, предотвратить которые и призвана теория типов. Не претендуя на объяснение, а тем более изменение реальной практики употребления языка, она вносит категориальную ясность в его работу. Хотя позже выяснилось, что теория типов не единственный и наилучший способ устранения парадоксов, этот вывод повлиял на все последующее развитие аналитической философии. Расселу принадлежит развернутая теория логического анализа как метода перевода знания на более точный язык. Он первым широко привлек внимание философов к символической логике, первым применил метод логического анализа к теории познания в целом, распространил его на решение философских проблем. На смену представлению о философской нейтральности формальной логики Рассел выдвинул тезис об ее активной и даже основополагающей роли в философии. Рассел понял, что ведущие к парадоксам логические нечеткости в употреблении языка вытекают из ошибочных философских предпосылок. Он показал связь между некорректным применением понятия всеобщего (класса, множества) и склонностью к платоновскому “реализму”. К причинам кризиса оснований математики были отнесены хоть и не всегда явные элементы гипостазирования математических и логических понятий. Из этого следует программа перестройки математической логики в духе номинализма. Неразрывно связав свои логические изыскания с поиском новой философской основы логики, Рассел, в отличие от Фреге, истолковал класс как простое сокращенное наименование некоторой группы единичностей. Он поставил задачу устранить независимые абстрактные сущности и показал, что они сводимы к языковым наименованиям их комбинаций. “Теория типов”, “неполные символы”, “аксиома сводимости” — все это были попытки устранить такие абстракции, которые составляют основу метафизики платоновского типа. Рассел и его последователи значительно расширили задачи анализа, ограниченные прежде решением специальных логических затруднений. В их работах логический анализ тесно увязан с философскими концепциями номинализма и эмпиризма и объявлен универсальным методом, имеющим философскую значимость. Сам Рассел склонен был считать логический анализ единственно продуктивным способом решения философских проблем. “Каждая подлинно философская проблема, — подчеркивал он, — это проблема анализа” (Russell В. My Philosophical Development. L., 1959, p. 264). Расселовская концепция аналитической философии изложена в статье “О научном методе в философии” (см. Russell В. Mysticism and Logic and Other Essays. L., 1954). Рассел был крупным деятелем мирового демократического движения за ядерное разоружение, за отказ от решения спорных вопросов политики военными средствами. Рассел — один из соавторов “Манифеста Рассела — Эйнштейна”, положившего начало Пагуошскому движению ученых за мир, инициатор целого ряда антивоенных кампаний и организаций. Рукописный архив Рассела находится в университете Мак-Мастера (г. Гамильтон, Онтарио, Канада), где выпускается периодическое издание “Russell. The Journal of the Bertrand Russell Archives”.
    Соч.: Scientific Method in Philosophy. Oxf., 1914; Our Knowledge of the External Vforld... Chi.-L., 1915; The Problems of Philosophy. L.-N. Y, 1920; The Analysis of Mind. N. Y. —L., 1924; Introduction to Mathematical Philosophy. L., 1953; The Analysis of Matter. N. Y. -L., 1954; Logic and Knowledge. L., 1956; Mysticism and Logic. N.Y, 1957; My Philosophical Development. N. Y, 1959; Has Man a Future? L., 1961 ; An Inquiry into Meaning and Truth. L., 1967; The Autobiography of Bertrand Russell, v. 1—3. L., 1967—1969; Германская социал-демократия. СПб., 1906; Проблемы философии. СПб., 1914; Человеческое познание. Его сфера и границы. М., 1957; История западной философии. М-, 1959; Почему я не христианин. М., 1987; Исследование знания и истины. М„ 1999.
    Лит.: История философии, т. 5. М., 1961; НарскийИ. С. Философия Б.Рассела. М„ 1962; Быховский Б. Э; Мееровский Б. В. Атеизм Б. Рассела.— В кн.: От Эразма Роттердамского до Б. Рассела. М., 1969; Нарскии И. С., Помоеаева Е. Ф. Б. Рассел — философ и гуманист.— “ВФ”, 1972, № 6; Богомолов А. С. Английская буржуазная философия XX в. М., 1973; Современная буржуазная философия. М., 1978; Wood AI. B. Russell: The Passionate Sceptic, 1957, при участии Б. Рассела; dark R. W. fi. Russell and His World, 1981; Ryan Al. В. Russell: A Political Life, 1988; В. Russell. Philosopher of the Century. Essays in His Honour. L, 1967; LevisJ. B. Russell. Philosopher and Humanist. L, 1968; Jager R. The Development of B. Russel's Philosophy L.-N. Y, 1972; Pearse t>. F. B. Russell and the British Tradition in Philosophy, 2 ed., 1972; Pearse D. F. (ed.). B. Russell, 1972; AyerA. J. B. Russell. L., 1977; SchilppP.A. (ed.). The Philosophy of B. Russell, v. 1—2. N.Y, 1963; SamsbaryR. M. Russell, 1984; Кипи P. G. B. Russell, 1986.
    M. С. Козлова

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 1965
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “КРИЗИС ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ (Против позитивистов)”
  • “МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАЧАЛА НАТУРАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ”
  • “НИЩЕТА ФИЛОСОФИИ. Ответ на “Философию нищеты” г-на Прудона”
  • “НОВЫЕ ИДЕИ В ФИЛОСОФИИ”
  • “ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ”
  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ»
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
  • «К КРИТИКЕ ГЕГЕЛЕВСКОЙ ФИЛОСОФИИ ПРАВА»
  • «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
  • ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ. ВВЕДЕНИЕ
  • ЗНАНИЕ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
  • ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
  • МЕСТО В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ
  • ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ
  • РАССЕЛ
  • РАССЕЛ
  • Рассел Роджер / Russell, Roger W.
  • Речевые акты. Опыт по философии языка
  • СУЩЕСТВОВАНИЕ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Философия науки (philosophy of science)
  • ШОТЛАНДСКАЯ ШКОЛА ФИЛОСОФИИ ЗДРАВОГО СМЫСЛА
  • ЭЛЕМЕНТЫ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • вера в теории познания и философии науки



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь