лингвистика когнитивная


лингвистика когнитивная
        ЛИНГВИСТИКА КОГНИТИВНАЯ — направление в языкознании, сложившееся в 70-х гг. 20 в и приобретшее широкую популярность в США и в Европе. У многих авторов (преимущественно в США) принято также название «когнитивная грамматика», обусловленное расширительным пониманием термина «грамматика» в англоязычной лингвистике. В отечественной литературе часто используется выражение «когнитивная семантика».
        Основная познавательная установка Л. к. состоит в объяснении языковых явлений с помощью моделирования ментальных структур и процессов, недоступных непосредственному наблюдению. Наибольшее значение придается описанию способов представления и переработки знаний. Последние рассматриваются в когнитивной лингвистике как объективно существующая ментальная реальность, не зависящая от языка, а, напротив, детерминирующая процессы порождения и восприятия языковых выражений. Исследовательские принципы, положенные в основу Л. к., являются развитием идей Н. Хомского и связанной с его именем генеративной лингвистики (см. Лингвистика генеративная). Однако если Хомский и его последователи рассматривают структуры сознания лишь постольку, поскольку они являются механизмами порождения языковых явлений, то для Л. к. язык выступает средством выражения когнитивных процедур и систем представления знания, которые могут моделироваться сами по себе. Поскольку в центре внимания оказываются не языковая (как у Хомского), а когнитивная деятельность, Л. к. можно квалифицировать не только как направление в языкознании, но и как раздел так называемой «когнитологии» (cognitive science), предметом которой является структура и функционирование знания. Вследствие этого Л. к. рассматривается чаще не как естественное продолжение, а как альтернатива генеративной лингвистике. Показательно, что представители каждого из этих направлений, как правило, относятся к представителям другого как к оппонентам. Вместе с тем Л. к. обнаруживает существенную близость к генеративной, поскольку представляет собой возможную альтернативу тем направлениям в теории познания и философии языка, которые рассматривают язык в качестве исходной реальности. Таковы, в частности, исследовательские направления, ориентированные на языковую прагматику (см. Прагматика) и делающие основным предметом рассмотрения публично интерпретируемые, интерсубъективно значимые факты употребления языка. Для таких направлений ментальные структуры, связанные с представлением и обработкой знания, есть нечто вторичное и, как правило, неинтересное для исследователя, поскольку знание возникает и существует только в рамках коммуникативной языковой деятельности. Л. к. предполагает совершенно иную концепцию знания, рассматривая его как факт сознания, обусловленный человеческой психикой и физиологией.
        Появление Л. к. в начале 1970-х связывают с работами амер. лингвиста У Чейфа, посвященными объяснению структуры англ. предложений (прежде всего, порядка слов и интонаций), а также грамматических категорий определенности/неопределенности, Чейф объяснил порядок слов и интонационную структуру предложения характером когнитивных усилий, прилагаемых говорящим для актуализации передаваемой в этом предложении информации. В структурировании языкового выражения, согласно Чейфу, важно то, из какой глубины памяти извлекается знание о сообщаемом событии. Категории определенности и неопределенности Чейф предложил интерпретировать не с точки зрения контекста речи (как это делалось традиционно), а также с чисто когнитивных позиций. Так, употребление определенного артикля указывает на присутствие в памяти концепта, соответствующего именной группе, к которой он относится. Таким образом, для объяснения языковых явлений исследователь предложил ряд гипотез о структуре памяти и способах обращения к ней. Особенность методологии Л. к. состоит в том, что основные теоретические гипотезы носят психологический характер. Лингвистические явления (точнее, их описания) выступают при этом в качестве экспланандума. Вместе с тем лингвистический материал привлекается для верификации (или фальсификации) психологических положений. Существенную роль в исследовании играет при этом, с одной стороны, интроспекция (с помощью которой выдвигаются основные психологические гипотезы), а с др. — языковая интуиция, позволяющая исследователю подбирать релевантный лингвистический материал.
        В подходе к языку Л. к. исходит из доминирующего положения языковой семантики. Этим она также отличается от генеративной лингвистики, обращающей внимание, прежде всего, на синтаксис. Языковые выражения значимы именно в силу того, что выражают некоторую внеязыковую реальность, а именно знание. Поэтому все исследования, ведущиеся в рамках этого направления, можно характеризовать как исследования семантики. Как синтаксический, так и прагматический аспекты считаются второстепенными, производными от способов представления и обработки знания. При этом языковая семантика, в рамках когнитивной лингвистики, оказывается исчерпана областью смыслов. Поскольку значения языковых выражений существуют лишь в рамках когнитивной деятельности, то из языковой семантики уходит понятие референции (Демьянков В.З. Доминирующие лингвистические теории в конце XX века // Язык и наука конца 20 века. М., 1995. С. 306—307).
        С момента своего появления Л. к. тесно связана с научными исследованиями и инженерными разработками по созданию систем искусственного интеллекта. Компьютерная имитация функций сознания неизменно сталкивается с необходимостью использования больших объемов знания. Поэтому с самого начала исследований в этой сфере велась разработка программных средств представления, хранения, поиска и переработки знаний. Значительная часть теоретических моделей Л. к. прямо связана с решением такого рода задач. В частности, формальное описание когнитивных процессов используется для создания систем компьютерного понимания естественного языка. С др. стороны, компьютерный эксперимент часто используется для верификации гипотез о когнитивной деятельности человека. Тот факт, что компьютер правильно оперирует с языковыми выражениями, рассматривается как подтверждение адекватности теоретической модели сознания, с помощью которой создавалась соответствующая программа.
        Г.Б. Гутнер

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.


Просмотров: 1442
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки





Другие новости по теме:

  • АРХЕОЛОГИЯ ЗНАНИЯ
  • Десенсибилизация и коррекция переработки информации с помощью движений глазных яблок (eye movement desensitization and reprocessing)
  • ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ведет начало с греков, которые не только овладели с помощью уже существовавшего до них мышления новыми предметами
  • ЕДИНСТВА СОЗНАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИНЦИП
  • ЗНАНИЯ СОЦИОЛОГИЯ
  • КОГНИТИВНАЯ НАУКА
  • КОГНИТИВНАЯ НАУКА
  • Когнитивная лингвистика
  • Когнитивная психофизиология (cognitive psychophysiology)
  • Когнитивная сложность (cognitive complexity)
  • Когнитивная функция языка
  • Наука и социология знания
  • ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПАМЯТИ
  • Предмет знания. Об основах и пределах отвлеченного знания
  • Представления Памяти
  • Принцип Единства Сознания И Деятельности
  • Принципа Единства Сознания И Деятельности В
  • Производство знания
  • СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ
  • СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ
  • ФИГУРА Фигура, также карта, схема, тема, зеркало небес, гороскоп - условное изображение состояния неба (т. е. астрологически значимых астрономических факторов) в данный момент времени. Наиболее значимые в большинстве систем факторы, так или иначе отр
  • Фоновые Языковые Знания
  • Фоновые знания
  • амбиция нарушение деятельности сознания
  • гендерные исследования знания
  • когнитивная наука
  • принцип единства сознания и деятельности
  • принцип единства сознания и деятельности в трактовке Леонтьева
  • сознания школа только
  • школа только сознания



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь