концептуальный каркас


концептуальный каркас
        КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ КАРКАС (от лат. conceptus — мысль, понятие) — понятие, указывающее на зависимость формы представления знаний, производимых учеными, от совокупности понятий, посредством которых эти знания выражены в языке соответствующего научного сообщества. Осмысливая результаты своего взаимодействия с окружающим миром, человек использует определенные языковые средства для фиксации различных свойств и сторон тех объектов, которые находятся в зоне его внимания. Поскольку любой язык так или иначе системно организован, постольку выбор каких-то конкретных его форм задает характер и направленность описаний и объяснений, посредством которых строится знание о мире. Анализируя совокупность человеческих представлений, можно обнаружить в их структуре какие-то исходные понятия, влияющие на отбор других, связанных с ними людьми, определяющих способ понимания, как особенностей тех объектов, с которыми они взаимодействуют в процессе своей жизнедеятельности, так и способы подобного взаимодействия.
        Напр., если описание мирового устройства основано на таких понятиях, как «атом», «траектория движения», «пустое пространство между атомами» и т.п., то все характеристики явлений, фиксируемых человеком в его реальной деятельности, будут определяться именно этим комплексом понятий. Мысля же мир как «волновые функции», исследователь получит качественно иное его описание. К. к. определяет допустимые аналогии, с помощью которых ученые строят гипотезы о предполагаемых свойствах изучаемого фрагмента действительности, формируют способ интерпретации тех данных, которые обнаруживаются в процессе исследований. В тех случаях, когда К. к., используемые разными исследователями, качественно различаются, понимание между ними весьма затруднено или вообще оказывается невозможным. Т. Кун трактовал концептуальные модели как «метафизическую часть научной парадигмы», видя в них некий набор предписаний, заставляющих допускать существование одних типов объектов и отвергать другие. По его мнению, К. к. влияет и на методологическую ориентацию ученого, запрещая или разрешая использовать определенные законы при объяснении обнаруженных явлений. Практика научного познания показывает, что в некоторых исследовательских ситуациях иногда приходится (даже в рамках одной дисциплины) для выражения полученных знаний использовать К. к., несовместимые друг с другом. Для преодоления противоречий, возникающих в подобных случаях, Н. Бор сформулировал «принцип дополнительности», указывающий на контекстуальный характер любой системы научных представлений и ее зависимость от способа языкового оформления (см. Дополнительности принцип).
        С.С. Гусев

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.


Просмотров: 1041
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки





Другие новости по теме:

  • АЛГОРИТМИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА
  • ВСЕОБЩАЯ СВЯЗЬ ЯВЛЕНИЙ
  • ВЫРАЖЕНИЯ СПОСОБ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ ПРИНЦИП
  • Дислексия, наблюдающаяся в процессе развития
  • ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ведет начало с греков, которые не только овладели с помощью уже существовавшего до них мышления новыми предметами
  • ЕДИНСТВА СОЗНАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИНЦИП
  • Каркас
  • ЛОГИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • Логика Научного Познания
  • МАТЕМАТИЗАЦИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • ПСИХОТЕРАПИЯ ПОСРЕДСТВОМ УБЕЖДЕНИЯ ДЕЖЕРИНА
  • Постоянство объектов
  • Предположения и опровержения. Рост научного знания
  • Принцип Единства Сознания И Деятельности
  • РАССУЖДЕНИЕ О ПРОИСХОЖДЕНИИ И ОСНОВАНИЯХ НЕРАВЕНСТВА МЕЖДУ ЛЮДЬМИ
  • СНОВИДЕНИЯ И РАБОТА С НИМИ В ПСИХОТЕРАПИИ
  • СТИХИЙНОЕ И СОЗНАТЕЛЬНОЕ В ИСТОРИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
  • ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОГО ДУХА: ВКЛАД В ПСИХОАНАЛИЗ ОБЪЕКТИВНОГО ЗНАНИЯ
  • Философия науки. Связь между наукой и философией
  • вера в теории познания и философии науки
  • дополнительности (принцип)
  • красота как методологический принцип познания
  • логика научного познания (логика науки)
  • принцип взаимодействия диадического
  • принцип взаимодействия материального
  • принцип взаимодействия психофизического
  • принцип единства сознания и деятельности
  • языковой каркас



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь