дополнительности (принцип)


дополнительности (принцип)
        ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ (ПРИНЦИП) — один из важнейших методологических принципов науки, который касается описания сложных и несоразмерных обычному человеческому опыту явлений и реальности.
        Этот принцип был предложен Н. Бором (1927—1928) с целью разрешения проблемы дуализма пространственной структуры вещества и излучения. Применение данного принципа привело к созданию концепции Д., значение которой выходит за пределы собственно физики и затрагивает биологию, психологию, осмысление многообразия культур, гуманитарное знание в целом.
        Впервые понятие «Д.» использовал У. Джеймс для обозначения отношения взаимоисключения. Его психологические труды, а также интерпретация X. Геффдингом философии С. Кьеркегора послужили идейным источником концепции Д. Бора. В физике Бор выделял Д. пространственно-временного и причинного способов описания, корпускулярно-волновой дуализм и Д. матричной и волновой формулировок квантовой механики, которые позже были включены в понятие «круговой» Д. При этом соотношение неопределенности В. Гейзенберга явилось лишь подтверждением идей в духе Д., к которым Бор пришел ранее, а также стимулом к поиску последовательных формулировок соответствующего принципа. Бор рассматривал Д. как естественное обобщение классического способа описания, которое для полного описания новой области предполагает совместное употребление двух взаимоисключающих картин — энергетически-импульсной (динамической) и пространственно-временнбй (кинематической).
        Поскольку субъект познания имеет дело с макроскопической реальностью, он может использовать только понятия (и вообще язык), которые соответствуют его макроскопическому опыту, — классические понятия и язык классической физики. Однако микроскопическая реальность, несоразмерная нашему опыту, предполагает уже неклассическую физику, интерпретация соотношений которой возможна в духе Д. (имеются и иные интерпретации, напр. в духе идеи скрытых параметров). Идея Д. в этом смысле предполагает неклассическое употреблении классических понятий.
        Акт наблюдения включает микрообъект и измерительный прибор, что составляет целостный процесс, не допускающий абсолютного разделения на независимые элементы. Он представляет собой то, что Бор назвал явлением, имеющим онтологический статус. «Описание нашей мыслительной деятельности требует противопоставления объективно заданного содержания и мыслящего субъекта, а с другой... нельзя строго разграничить объект и субъект, поскольку последнее понятие также принадлежит содержанию» (Бор Н. Избр. науч. труды. М., 1971. С. 58). Результаты наблюдения должны быть изложены в классических понятиях, что ведет к нарушению целостности процесса измерения: нас интересует объект как бы в «чистом» виде, вне контекста деятельности по его познанию. Речь здесь идет о необходимости «вычеканивания субъективности» (К. фон Вайцзеккер). Какое-то свойство объекта оказывается наблюдаемым лишь тогда, когда объект утрачивает это свойство.
        Осознание этой ситуации и развитие идеи Д. привело к выделению наряду с «круговой» (в смысле Бора) и так называемой «параллельной» Д. (в смысле Паули).
        Своего рода циркулярный характер квантово-механического описания выражается в том, что классическая физика при исследовании микромира должна быть заменена квантовой, но квантовая теория обосновывается экспериментом, который предполагает классические понятия. Рассмотрение в качестве дополнительных отдельных понятий (времени и энергии, координаты и импульса) получило название «параллельной» Д. Бор, однако, настаивал только на Д. явлений.
        Ситуация Д. имеет место и в том достаточно обычном случае познания, когда взаимоисключаются рефлексия над его содержанием и над его условиями, в которые естественным образом входит познающий субъект (напр., рефлексивные конструкции типа «я думаю о том, что я думаю о том, что и т.д.»).
        В гуманитарном знании Д. проявляется в осознании того, что отдельно взятый образец деятельности не задает четкого множества его реализаций; фиксация каких-то традиций, в которых осуществляется деятельность, исключает описание ее содержания (М.А. Розов).
        В.А. Бажанов
        Лит.: Хютт В.П. Концепция дополнительности и проблема объективности физического знания. Таллин, 1977; Алексеев И.С. Концепция дополнительности. М., 1978; Холтон Дж. Тематический анализ науки. М., 1981; Розов М.А. Явление дополнительности в гуманитарных науках // Теория познания. Т. 4. М., 1985. С. 208—227; Pais A. Niels Bohr's Times, in Physics, Philosophy, and Polity. Oxford, 1991; Held С The Meaning of Complementarity // Studies in History and Philosophy o f Science. 1994. Vol. 25. P. 871—893.

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.


Просмотров: 1693
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки





Другие новости по теме:

  • “АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП В ФИЛОСОФИИ”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • АЛГОРИТМИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ ПРИНЦИП
  • ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ведет начало с греков, которые не только овладели с помощью уже существовавшего до них мышления новыми предметами
  • ЕДИНСТВА СОЗНАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИНЦИП
  • НАУКИ О ДУХЕ
  • ОПИСАНИЯ ОПЕРАТОРЫ
  • ПРИНЦИП «ЗДЕСЬ И ТЕПЕРЬ» В ПСИХОТЕРАПИИ
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • Принцип Единства Сознания И Деятельности
  • Принципа Единства Сознания И Деятельности В
  • СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ
  • СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ
  • ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
  • ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
  • Теория познания
  • Физика и науки о поведении (physics and the behavioral sciences)
  • Философия науки (philosophy of science)
  • Философские основания физики: введение в философию науки
  • ЯЗЫК-ОБЪЕКТ
  • введение в науки о духе
  • вера в теории познания и философии науки
  • красота как методологический принцип познания
  • логика научного познания (логика науки)
  • объект науки
  • принцип единства сознания и деятельности
  • принцип единства сознания и деятельности в трактовке Леонтьева
  • теория познания
  • теория познания



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь