Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 46 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 47 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 49 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 50 дискуссия (в науке)



дискуссия (в науке)


дискуссия (в науке)
        ДИСКУССИЯ (В НАУКЕ) (от лат. discussion — рассмотрение, исследование) — форма научного исследования в виде коллективного обсуждения какого-либо вопроса, в результате которого выявляются и формулируются новые проблемы и задачи, проводится доказательство и опровержение выдвигаемых тезисов, вырабатываются программы исследований, предлагаются новые подходы, достигаются соглашения о терминологии, выдвигаются альтернативные сценарии и отбираются решения. Д. отличают от простого спора, который предполагает наличие разногласий во мнениях, но сам по себе не предусматривает достижения конструктивного результата. Если спор разрешается рациональным снятием конфронтации путем аргументативного диалога, то он переходит в ранг критической Д.
        Д. являются важнейшими формами коммуникаций, в которых взаимодействуют живые носители знаний - ученые, у каждого из которых имеются свои интересы и пристрастия. Непосредственные интеллектуальные контакты требуют от участников Д. развитости особого комплекса коммуникативных способностей, таких как толерантность, восприимчивость к иному языку и стилю мышления, «надситуативность», или способность отстраняться от любых, в том числе и от своей, точек зрения; умение отражать волевые атаки; умение согласовывать языки и когнитивные стили. Переубеждение оппонентов и достижение согласия является лишь одним из возможных результатов Д. и далеко не всегда реализуемым; другие исходы: образование групп единомышленников, конфронтация и поляризация сил («оттачивание» своих аргументов), общественный резонанс и вовлечение в Д. сторонних лиц.
        При изучении научных Д. выделяют три основных аспекта: предметно-логический (информационное пространство), социально-научный (коммуникативное пространство, организуемое деятельностью сообществ и отдельных ученых; сеть социальных институтов, правовые и этические нормы как факторы регуляции взаимодействий); личностно-психологический.
        Имеется множество методик организации Д. Так, модель конфронтационного диспута с четким разделением на сторонников (протагонисты) и противников (антагонисты) обсуждаемой точки зрения используется для достижения аргументированного выбора позиции в результате критической процедуры, регулируемой по соглашению или по имеющимся правилам. Основные принципы: свобода мнений, обязанность доказывания (протагонист обязан защищать выдвинутую позицию, по первому требованию должны предъявляться доказательства любого утверждения), корректность доказательства и опровержения. Модель конфронтационного диспута реализуется в публичных научных защитах.
        Кроме методик критических Д., существуют специальные методики, назначение которых — активизировать интуицию и творческое мышление. Одна из самых распространенных — так называемый «мозговой штурм». Прямая «мозговая атака» основана на гипотезе, что среди большого числа предложенных идей найдется, по меньшей мере, несколько хороших. Правила интеллектуальной игры могут меняться в зависимости от задач, но инвариантны следующие принципы: концентрация (сформулировать проблему в основных терминах, выделив единственный центральный пункт), отсутствие опровержений (не объявлять ложной и не прекращать исследовать ни одну идею), развитие всего (подхватывать идею любого рода, даже если ее уместность кажется в данное время сомнительной), поддержка (оказывать поддержку и поощрение, необходимые для того, чтобы освободить участников от скованности). С помощью «мозговой атаки» можно «собрать урожай идей», достичь согласия между мнениями людей (называют оптимальной цифру шесть), найти единственное решение, заглянуть в умы идейных оппонентов, просмотрев их позиции, и т.д.
        И.А. Герасимова

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.


Просмотров: 941
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки





Другие новости по теме:

  • “АНТРОПОЛОГИЯ С ПРАГМАТИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ”
  • “НОВЫЕ ИДЕИ В ФИЛОСОФИИ”
  • “РАЗВИТИЕ СОЦИАЛИЗМА ОТ УТОПИИ К НАУКЕ”
  • ГРУППОВАЯ ДИСКУССИЯ
  • ДИСКУССИЯ
  • ИНТЕРПРЕТАЦИЯ в науке и логике
  • Коммуникативное пространство
  • Коммуникативное пространство
  • Методология научных исследований (research methodology)
  • Мозговой штурм
  • НАУКА О НАУКЕ
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ
  • Пространство проблемы
  • Психология с эмпирической точки зрения
  • ТРАДИЦИИ В НАУКЕ
  • дискуссия
  • контрпример (в науке)
  • кризис (в науке)
  • мозговой штурм
  • наблюдатель в науке
  • платонизм в науке
  • приоритет в науке
  • пространство и время
  • рационалистический подход в науке
  • традиции в науке
  • фундаментальное и прикладное в науке
  • цитирование в науке
  • эмпирический базис в науке
  • эмпирический подход в науке



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь