деконструкция


деконструкция
        ДЕКОНСТРУКЦИЯ (от фр. deconstruction — в буквальном переводе «рас-по-стройка»: Д. требует «расстроить» «по-строенное» и «пере-построить» его заново; семантическое образование с двумя приставками, из которых одна имеет отрицательный (фр. «de-», рус. «рас-»), другая положительный смысл (фр. «con-», рус. «по-»). — Первоначально понятие Д. было введено и разработано Ж. Деррида в его ранней работе «О грамматологии» (1967; рус пер. 2000). Д. приводит к выявлению в истории философии (метафизики) понятий, связанных с наличием, присутствием; при этом оказывается, что это едва ли не все понятия метафизики. Д. показывает замкнутость, «огороженность» метафизики этими понятиями, что однако, не означает ни конца метафизики, ни конца философии. Напротив, по Деррида, опыт Д. дает философии новое бытие — только не в форме утверждения, а в форме вопроса. Таким образом, Д. не подразумевает устранения философии: она лишь очерчивает историческое поле значимости тех или иных опорных понятий в истории метафизики. В поздних работах Деррида подчеркивает, что не отказался от «Д.», но требует от нее выяснения новых связей и одновременно — памяти о том, что мы находимся в истории философии даже тогда, когда полагаем, что радикально из нее выходим.
        Нередко понятие Д. применяется для характеристики концепции Деррида в целом; этому способствовали, прежде всего, некоторые американские прочтения его идей, широко распространившиеся затем и за пределами США.
        Конкретнее: Д. — это прием работы Деррида, который заключается в расчленении произведений западной философии (метафизики), в выявлении свойственных им предпочтений тех или иных понятий. По Деррида, Д. — это не анализ, не синтез, не метод (впрочем, основная проблемная глава в книге «О грамматологии» имеет подзаголовок «Проблема метода»). Тем не менее, по-видимому, Д. у Деррида можно считать особой формой анализа. Еще конкретнее: Д. — это такая трактовка базовых бинарных оппозиций европейской культуры (сущность — явление, единичное — всеобщее, голос — письмо), которая требует обеспечить равноправие членов этих оппозиций, сделать оба члена каждой полноправно динамичными. Однако Д. бинарных оппозиций у Деррида практически всегда отдает первенство тому члену, который ранее полагался угнетенным (так, деконструируя соотношение процветающей речи и подавленного письма в западноевропейской культуре, Деррида решительно утверждает преимущества широко понимаемого письма над речью и голосом). Иногда Д. понимается у Деррида как некий внесубъектный процесс, в ходе которого происходит разрушение структур: за гладкой поверхностью обнаруживаются дыры, прорехи, несообразности, а за накатанностью формулировок — парадоксы и апории.
        В любом случае установка на Д. с ее внешним негативизмом (повод для таких трактовок дали некоторые собственные высказывания Деррида) не мешала ему вставать на защиту философии везде, где ей грозила опасность (напр., он выступил против устранения философии из программы французских лицеев, создал вместе с группой единомышленников в Париже нетрадиционный Международный философский коллеж, организовал вместе с Ж.Л. Нанси, Ф. Лаку-Лабартом, С. Кофман публикацию серии книг «Философия в действии»). Д. применялась Деррида не только в философии, но также в области гуманитарных наук, искусства, политического сознания, права, этики (напр., к таким понятиям человеческого общежития, как дружба, гостеприимство, справедливость и др.).
        КС. Автономова

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.


Просмотров: 565
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки





Другие новости по теме:

  • "ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ"
  • "ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ"
  • “ДУХ ПОЗИТИВНОЙ ФИЛОСОФИИ”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “КРИЗИС ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ (Против позитивистов)”
  • “НАЧАЛА ФИЛОСОФИИ”
  • “О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ НАЧАЛ ДЛЯ ФИЛОСОФИИ”
  • “О ПЕРВОЙ ФИЛОСОФИИ”
  • “ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ”
  • “ПЕРВОНАЧАЛА ФИЛОСОФИИ”
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
  • «К КРИТИКЕ ГЕГЕЛЕВСКОЙ ФИЛОСОФИИ ПРАВА»
  • «НАЧАЛА ФИЛОСОФИИ»
  • «НИЩЕТА ФИЛОСОФИИ»
  • «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
  • «СКАНДАЛ В ФИЛОСОФИИ»
  • ДЕРРИДА
  • ДЕРРИДА
  • Дух позитивной философии
  • ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
  • ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
  • ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
  • Речевые акты. Опыт по философии языка
  • СКАНДАЛ В ФИЛОСОФИИ
  • СПРАВЕДЛИВОСТЬ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • СУЩНОСТЬ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • вера в теории познания и философии науки
  • универсалии в западноевропейской философии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь