|
дедукция трансцендентальнаядедукция трансцендентальная ДЕДУКЦИЯ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ (от лат. deductio — выведение и transcendens — выходящий за пределы) — раздел «Критики чистого разума» И. Канта, обосновывающий справедливость применения априорных понятий рассудка к предметам опыта. Само понятие дедукции Кант в соответствии с юридическим языком своего времени в противоположность вопросу о факте (quid facti) связывает с вопросом о праве (quid juris): дедукция есть доказательство права или справедливости притязаний. Кант противопоставляет Д. т. эмпирической и метафизической дедукциям. Если в метафизической дедукции «априорное происхождение категорий вообще было доказано их полным совпадением со всеобщими логическими функциями мышления», то «в трансцендентальной дедукции была показана возможность их как априорных знаний о предметах созерцания вообще» (Кант И. Критика чистого разума. М., 1994. С. 114). Но если Кант post factum заявляет о проведенной им метафизической дедукции категорий, то наличие эмпирической дедукции категорий он усматривает лишь в произведениях своих предшественников и современников (Дж. Локка и, возможно, И.Н. Тетенса): «Объяснение того, каким образом понятия могут a priori относиться к предметам, я называю трансцендентальной дедукцией понятий и отличаю ее от эмпирической дедукции, указывающей, каким образом понятие приобретается благодаря опыту и размышлению о нем, а потому касается не правомерности, а лишь факта, благодаря которому мы усвоили это понятие» (Там же. С. 92). Проблема, решаемая в трансцендентальной дедукции категорий, состоит в ответе на вопрос, «каким образом получается, что субъективные условия мышления имеют объективную значимость, т.е. становятся условиями возможности всякого познания предметов» (Там же. С. 95). В ходе дедукции Кант истолковывает априорные понятия рассудка — категории — как априорные условия возможности опыта, причем как возможного в опыте созерцания, так и возможности самого мышления. Как объективные основания возможности опыта, категории оказываются необходимыми понятиями. В разное время Кант представлял различные варианты трансцендентальной дедукции категорий. Существенные различия в этом вопросе имеют первое и второе издания «Критики чистого разума»: если в первом издании Кант выделяет синтез схватывания в созерцании, синтез воспроизведения в воображении и синтез узнавания в понятии, то во втором издании он ограничивается первоначально-синтетическим и трансцендентальным единством апперцепции. О структуре, убедительности и значении Д. т. у Канта до сих пор ведутся дискуссии. Если для одних интерпретаторов она является самым важным и даже единственно актуальным ныне разделом из всего кантовского наследия, то другие обращают внимание на собственные замечания Канта об исключительной важности, глубине и трудоемкости Д. т., однако лишь для познания рассудка — одной из познавательных способностей человека, причем не самой главной (См. там же. С. 10—11). В немецком идеализме кантовская дедукция из вопроса о праве притязания превратилась в выведение одного принципа или знания из другого. Однако масштабы «выведения» (материи, содержания и т. д. ) у И. Г. Фихте, Ф. Шеллинга и др. в значительной мере дискредитировали саму идею дедукции. В 20 в. в разных философских течениях вновь возник интерес к кантовской дедукции категорий. В аналитической философии он проявился в полемике о так называемом трансцендентальном аргументе, разработанном и впервые примененном по Кантом мнению ряда мыслителей, именно в трансцендентальной дедукции категорий. Структура использованной им здесь аргументации, равно как и примененная им терминология, в обновленном виде использовалась и в трансцендентальном неотомизме. В философии науки проблематика трансцендентальной дедукции категорий преломилась в проблеме обоснования объективности знания. А.Н. Круглое Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин. 2009. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|