генетическое объяснение


генетическое объяснение
        ГЕНЕТИЧЕСКОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ (от греч. genetikos — относящийся к рождению, происхождению) — особый теоретический способ реконструкции и объяснения, сложившийся под влиянием работ Ф. Ницше, К. Маркса, методологического направления в истории (Е Майер, Д. Петрушевский), работ, Московского методологического кружка и М. Фуко. Во всех случаях предполагается, что изучаемый феномен может быть истолкован как принадлежащий к области истории, в ходе которой он претерпевает изменение, развитие, формирование, или происходит его становление, что отражено в определенных исторических текстах (фактах), и требует специальной реконструкции. Когда речь идет о развитии (формировании), то предполагается, что уже есть некоторое целое, оно изменяется, и задача состоит в том, чтобы объяснить это изменение как развитие. Если же говорят о становлении, то необходимо понять, как появляется новое целое (как бы из ничего). Напр., в дарвиновской концепции происхождение человека (в биологическом плане) объясняется, как происходило его развитие из обезьяны; но можно говорить об антропологических исследованиях, которые объясняют именно становление человека как новообразования и социального существа при наличии определенных предпосылок (изменение климата, попадание человекообразных обезьян с развитой сигнальной системой и сильной властью вожака в экстремальные для жизни ситуации, переход к «парадоксальному поведению», образование на основе сигнального поведения семиотического).
        Хотя Г. о. опирается на исторические факты, оно не является описанием истории изучаемого феномена; это особый тип дедуктивного исследования, занятого, прежде всего, воссозданием структуры и сущности данного феномена. При этом предполагается, что последний — результат развития и становления, не реконструировав которые исследователь не сможет понять природу изучаемого явления. Сама реконструкция в разных направлениях философской и научной мысли осуществляется с помощью определенных теоретических средств и гипотез, напр., социологических, деятельностных, семиотических, культурологических и др. При этом, как правило, собственно Г. о. («выведению»), как его предварительный этап, предшествуют, с одной стороны, проблематизация, т.е. ставятся вопросы о природе и происхождении явления, с другой — процедуры «сведения», позволяющие, идя «сверху» от ставшего состояния изучаемого объекта, нащупать исходные структуры (напр., «клеточку», предпосылки, начальное состояние и т.п.). В отличие от исторических исследований, где исторические факты используются как потенциальные, пока еще, эмпирические предположения о наличии соответствующих исторических событий, в Г. о. исторические факты — это, с одной стороны, «эмпирические леса», помогающие выстраивать Г. о., с другой — иллюстрации, подкрепляющие это объяснение.
        Соответственно в разных направлениях философской и научной мысли процессы и категории развития, формирования, происхождения и становления трактуются различно. Если эволюционные концепции и некоторые концепции деятельности рассматривают развитие как усложнение, структурирование и раскрытие некоторого исходного целого, то, напр., в концепции М. Фуко различаются процессы становления (происхождения) изучаемого явления и процессы формирования (развития) уже сложившегося явления, причем само формирование понимается как дискретный процесс, поскольку на него влияют не связанные между собой или слабо связанные культурные и социальные факторы.
        В современной философии и науках (не только гуманитарных, но и естественных, напр., в концепциях и теориях рождения Вселенной и разбегания Галактик) роль Г. о. все больше возрастает. Это связано не только с пониманием того, что можно говорить о становлении и развитии большинства исследуемых феноменов, но и с новой стратегией мышления, когда объяснение явления строится за счет процедур, включающих синтез (конфигурирование) разнородных моделей (структур), а также порождающие механизмы, причем предполагается, что сам синтез и порождающие механизмы, а также новые модели и структуры, можно истолковать как отражающие реальные процессы изменения в изучаемом поле явления.
        В.М. Розин

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.


Просмотров: 1199
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • Гендер как культурный символ
  • Гипноз как инструмент исследования (hypnosis as a research tool)
  • Дети как свидетели
  • Животные как модели (animal models)
  • знание-как и знание-что
  • История как проблема логики
  • Как
  • как
  • КАК БУДТО
  • Как делать вещи при помощи слов
  • КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СЛОВАРЕМ
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • Монография как жанр научной литературы
  • ОТНОШЕНИЕ (как черта характера)
  • ОТНОШЕНИЕ (как чувство)
  • Плюрализм как модель познания
  • представление как репрезентация
  • психического как процесса концепция
  • психическое как процесс
  • ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУХЕ
  • Разновидности научной статьи как жанра
  • Рамка как будто
  • Рамка как будто
  • РАССТРОЙСТВА ПАМЯТИ КАК МНЕСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • Фрейм как если бы
  • Фрейм как если бы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь