|
религия и парапсихологические явлениярелигия и парапсихологические явления РЕЛИГИЯ И ПАРАПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ — вопрос о связи религии с явлениями, относящимися к парапсихологии. К ним принято относить явления, выходящие за пределы обыденного психического опыта индивида, такие как телепатия (дистантное проникновение в чужие мысли), телекинез (передвижение предмета силой мысли), левитация (способность физического тела летать), билокация (умение находить скрытые предметы через особый индикатор), ясновидение (умение прозревать потаенные события), «вещие сны» и многое другое. Исторически сферы религиозного (особенно на уровне магии) и парапсихологического всегда были очень тесно связаны. Во всех без исключения религиях известны случаи, относящиеся к парапсихологическому опыту, при этом диапазон оценок подобного опыта в рамках самих религий, а также подходов к его осмыслению, чрезвычайно обширен. Какого-либо единого для всех религий стандарта отношения к этим феноменам не существует. В религиях, тяготеющих к категории веры как высшей ценности (т.е., как правило, в монотеистических религиях), весь опыт парапсихологических явлений рассматривается прежде всего с позиции веры. Этот опыт полностью обусловлен волей Единого Бога. Манифестация его воли в глазах верующих выглядит, как «чудо», тогда как вербальный контакт Бога со своим избранником считается «откровением». Избираемый для откровения человек может быть как праведником, святым (Авраам), так и врагом веры (напр., фараон, сопротивлявшийся уходу Моисея из Египта). Силой веры праведный человек способен производить и переживать любые парапсихологические явления, веруя при этом в их истинный источник — в Бога. И наоборот: сомнение ведет к утрате парапсихологических явлений. Напр., Петр, ученик Иисуса Христа, совершил несколько шагов по воде навстречу своему наставнику, однако при сильных порывах ветра испугался за свою жизнь и стал тонуть, и этот факт трактуется как следствие сомнения, появившегося у Петра. С другой стороны, в политеистических религиях, а также в пантеистических традициях, причиной парапсихологических явлений объявляется не столько вера в Бога, сколько природные способности самого человека, равно как и предпринимаемые им духовные подвиги. Сами же парапсихологические явления эти религии и традиции не считают чем-то совершенно небывалым, хотя в то же время, безусловно, осознают их необычность. Различие между людьми, у которых обнаружились парапсихологические явления, и сверхъестественными существами, по своей природе обладающими парапсихологическими свойствами, здесь практически исчезает. Собственно, один из показателей отличия обычных людей от богов и духов в таких религиях и есть отсутствие у людей парапсихологических явлений; приобретение же парапсихологических качеств приобщает их носителя к сфере божественного (духовного). Чудеса, творимые Христом, будут в глазах индийских йогинов или китайских даосов не поступками, которые может совершать только Б о г, а выражением пусть большого, но не беспредельного духовного могущества, вполне сравнимого с их собственными достижениями в этой сфере. Отрицание одной религией тех или иных парапсихологических явлений зависит от ее негативного отношения к другой религии. Так, отношение монотеистических религий к фактам парапсихологических явлений в политеистических религиях преимущественно негативное. Эти явления обычно рассматриваются монотеистами как демонстрация демонической активности (скажем, левитация в глазах большинства христиан) или, гораздо реже, как знак отмеченности Господом каких-либо представителей этих чуждых религий с целью их последующего обращения в «истинную веру». Если в шаманизме «одержимость» шамана расценивается положительно («вселение духа»), то христианство и ислам осуждают ее и считают дьявольской. Даже к случаям парапсихологических явлений в собственных традициях христианство, реже ислам и иудаизм, относятся во многом сдержанно. Во избежание впадения в искушения христианская религия (особенно православие) советует своим последователям остерегаться возникновения у них (или перед ними) парапсихологических явлений, поскольку их источник не всегда чист. Акцент, по мнению этой религии, должен стоять на укреплении нравственной жизни и развитии веры в Бога, которая позволит удалить «семя греха», а не на выработке особых сверхспособностей, влекущих за собой появление гордыни, опасной для спасения души. Отношение к парапсихологическим явлениям варьируется также в зависимости от конкретных групп людей внутри данной религии; в зависимости от того или иного исторического периода ее развития; от мест расселения адептов одной религии и контактов этих адептов с представителями других религий. Напр., после вавилонского пленения под влиянием местной магической традиции в иудаизме повысился интерес к опыту парапсихологических явлений, что послужило основой для образования особого мистического направления (каббала), систематически добивавшегося появления и закрепления этих явлений. Процесс изменения религиозной традиции во времени также влияет на то, что интерес к целому спектру парапсихологических явлений в ней прекращается или вместо одних парапсихологических явлений на первое место выходят другие. Людей, наделенных необычными психическими способностями, зачастую считают божественными или сверхъестественными существами (Пифагор, Будда, Лао-цзы). В других случаях полагают, что люди с такими способностями получили дар от Бога, и это выглядит как знак их особого призвания или как награда за их святой образ жизни (Мухаммед, Сергий Радонежский). Ряд религиозных традиций полностью равнодушны к парапсихологическим явлениям и даже расценивают их как досадную обузу (некоторые школы дзэн-буддизма); другие констатируют в них признак определенного духовного уровня (йога, джайнизм, тантризм); третьи же энергично стремятся обрести парапсихологические явления, видя в них желанное средство достижения власти и материальных ценностей (магия, оккультизм, сатанизм). Различные религии (напр., индийские) говорят об опасности увлечения парапсихологическими явлениями, с неизбежностью появляющимися уже в силу духовного развития адепта; привязанность к ним способна отдалить его от высшей цели — освобождения (спасения), которое, впрочем, само часто воспринимается как отдельное парапсихологическое явление, наиболее ценное из всех. Своеобразие отдельных религий часто определяет саму возможность возникновения тех или иных парапсихологических явлений. Напр., такое парапсихологическое явление, как вспоминание своей прошлой жизни, о чем часто говорится в индийских религиозных текстах, совершенно не характерно для христианства или ислама, и их история никогда его не знала. И, наоборот, в католицизме известен феномен стигматов, обусловленный особым восприятием у католика крестных мук Христа, но подобное парапсихологическое явление не встречается именно в такой форме в других религиях. В индийской культуре с ее большим интересом к психологическим переживаниям были выработаны особые термины, обозначающие парапсихологические явления (как особые способности) в целом, напр. «сиддхи» (букв, «совершенства»). Существуют различные списки подобных «совершенств»; напр., перечень из восьми сиддхи в классической йоге: уменьшение до микроскопических размеров; способность становиться легким, как пух, или тяжелым, как гора; способность на расстоянии касаться любого объекта; полная независимость воли; превосходство над телом и умом; власть над природными элементами; исполнение любых желаний. Парапсихологические способности в контексте отдельных религий могут быть приобретенными или врожденными; существовать постоянно, на протяжении всей жизни индивида, или исчезать в какой-то период; сочетаться с нравственными компонентами или обходиться без них, и т.д. Парапсихологические явления — обязательный элемент харизмы религиозных лидеров, особенно основателей религий, которые, впрочем, демонстрируют их только по веским причинам. Так, Будда показывал свои парапсихологические способности ради помощи другим существам; ради посрамления лжеучителей; ради демонстрации истинности доктрины и обращения в нее неофитов. Различные религии сходятся в том, что парапсихологический опыт может быть у любого человека, однако все-таки чаще всего этот опыт проявляется у тех, кто считается более восприимчивым к высшим уровням бытия, к контактам со сверхъестественной сферой. СВ. Пахомов Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин. 2009. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|