Обучение в раннем детстве (early childhood education)


Когда говорят об О. в р. д., то имеют в виду либо ясельные, либо дошкольные программы, и чаще всего речь идет о детях в возрасте от 3 до 5 лет. Однако в нек-рых дискуссиях по этому вопросу охватывается возрастной диапазон от младенчества до поступления в подготовительный класс. Такие программы м. б. ориентированы как на домашнее воспитание, так и на пребывание ребенка в дневном центре, а объектом вмешательства м. б. ребенок, его родитель или они оба. Эти программы могут интегрироваться, а могут и не интегрироваться со средой дневных детских центров.

В течение 1980-х гг. произошло расширение сферы и возможностей выбора содержания О. в р. д. Содержание программ отражает влияние таких теоретиков и исследователей, как З. Фрейд, А. Гезелл, Ж. Пиаже, Б. Ф. Скиннер и Мария Монтессори, хотя толчком к введению и расширению таких программ послужили работы Д. О. Хебба, Дж. М. Ханта, Б. Блума, Дж. Брунера и др. Впрочем, в настоящее время не существует согласия в том, что касается философии или методики раннего обучения.

Бронфенбреннер пришел к выводу, что активное участие родителей яв-ся решающей составной частью успешного раннего вмешательства. Он предлагает ориентироваться на 5 стадий этого процесса, четыре из к-рых относятся к О. в р. д.: а) подготовка к материнству/отцовству; б) предродовой период: обеспечение адекватной физ. среды; в) возраст ребенка до 3 лет: сосредоточение на усилении связи «родитель—ребенок» и на участии родителей в домашней программе обучения; г) возраст ребенка от 4 до 6 лет: сосредоточение на когнитивном развитии ребенка в программе дневного центра, с продолжающимся участием родителей в этом процессе.

Есть неск. широко распростр. моделей О. в р. д. К их числу относится модель Энгельманна-Бекера из Орегонского ун-та (Engelmann-Becker model of the University of Oregon), ставящая на первое место приобретение специфических навыков с помощью методов оперантного обусловливания. Др. модель — когнитивная учеб. программа (High / Scope), разраб. Уэйкартом в Юпсиланти (штат Мичиган), — осн. на теориях и исслед. Пиаже. Сюда же относятся модель свободного обучения (open education model), разраб. Хеймом в Ньютоне (штат Массачусетс), в к рой обобщен опыт обучения в британских детских садах; «Модель Банковской улицы» (Bank Street Model), разраб. в Нью-Йорке Гилксоном, — широкий и целостный подход, ориентированный на ход возрастного развития; разраб. Нимнихтом в лаборатории Фа Уэст в Сан-Франциско модель отклика (Responsive model), к-рая позволяет самому ребенку выбирать темп исслед. и освоения окружающего мира, тогда как роль воспитателей заключается в своевременных реакциях на инициативу ребенка; и модель на основе итальянской школы Монтессори, предполагающая создание специально организованной среды с акцентом на самообслуживании и заботе ребенка о своей собственности, и включающая работу с материалами, способствующими моторному, сенсорному и языковому развитию, к-рая выполняется в строгом соответствии с показом учителя.

Большинство моделей в целом сходятся в признании необходимости большей или меньшей орг-ции обучения, использования игры в качестве главного средства обучения, снижения доли детей, приходящейся на одного учителя, и обеспечения непрерывного повышения квалификации учителя и супервизии. Модели расходятся, гл. обр., в том, что касается взглядов на ребенка как ученика, на роль учителя / воспитателя и на орг-цию среды обучения.

Накапливается все больше данных в поддержку эффективности опыта раннего обучения, особенно для детей из семей с низким социоэкономическим статусом. Эффективность такого обучения была показана как в отношении текущего когнитивного и социально-эмоционального развития, так и в отношении последующего уменьшения учеб. и соц. проблем в период школьного обучения. Обзор исслед., сделанный Колдуэллом, показывает, что детские дневные центры не мешают установлению привязанности между родителями и ребенком и что посещение таких центров положительно сказывается на когнитивном развитии обездоленных детей и не влечет за собой никаких отрицательных последствий для физ. здоровья ребенка.

Проведенное в 1969 г. и получившее широкий общественный резонанс исслед., «Вестингауз стади», к-рое, казалось бы, документально подтвердило ничтожно малый эффект даже годичного участия детей в программе Head Start, было подвергнуто критике рядом исследователей как неадекватное по использованной методологии и некорректное в своих выводах. По общему твердому убеждению, высокоструктурированные программы вызывают максимальные положительные сдвиги в когнитивном развитии у детей из неблагоприятной социоэкономической среды, независимо от расхождений в деталях таких программ. В то же время дети из семей среднего класса в целом лучше реагируют на программы, к-рые обеспечивают разнообразие опыта и поощряют инициативу ребенка. Впрочем, креативность и инициатива, по-видимому, связываются с более гибкими программами для обеих экономических групп.

Особый интерес в связи с критикой, подчеркивавшей достижение в программах для детей из неблагоприятной среды только краткосрочных положительных эффектов, вызывают рез-ты Дошкольного проекта Перри (Perry Preschool project) и отчет, к-рый составили Лазар, Карнез и др. Положительные сдвиги в развитии, показанные в этих исслед., тж свидетельствуют о необходимости создания хорошо координированных и надежно контролируемых систем предоставления образовательных услуг, без к-рых вряд ли можно было бы добиться таких рез-тов. Тремя характерными особенностями успешных программ, по-видимому, яв-ся индивидуализация обучения, четкое определение целей/задач/ методов и непрерывная оценка действий и развития ученика.

См. также Альтернативные педагогические системы, Метод Монтессори

К. Ш. Лидц

Просмотров: 1451
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психологическая энциклопедия





Другие новости по теме:

  • Авторитетное воспитание детей
  • Альтернативные докторские программы (alternative doctoral programs)
  • Воспитание родителей (parent education)
  • МЕТОДИКА ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ И ТРЕНИНГОВОГО ОБУЧЕНИЯ «ТЕПЛЫЕ КЛЮЧИ» ЭЙДЕМИЛЛЕРА И ВОВКА
  • Медицинская модель психотерапии (medical model of psychotherapy)
  • Метод Приемных Детей
  • Модель линзы (Брунсвика) (lens model (Brunswick))
  • Модель структуры интеллекта (structure-of-intellect model)
  • Отклонения В Психическом Развитии Ребенка
  • Оценивание результатов обучения (grading in education)
  • Оценка нуждаемости детей в психотерапии (assessing children for psychotherapy)
  • ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ПСИХОТЕРАПЕВТА
  • ПСИХОТЕРАПИЯ РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА С УЧАСТИЕМ ДЕТЕЙ-КОТЕРАПЕВТОВ ПО ЖЕЛЕЗНЯК, КАРВАСАРСКОЙ, МАРЦИНКЕВИЧ
  • Программы когнитивного вмешательства для пожилых людей (cognitive interventions with older persons)
  • Программы психического здоровья (mental health programs)
  • РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ РЕБЕНКА
  • Развитие Движений Ребенка
  • Развитие программ обучения (curriculum development)
  • Результаты обучения (I) (learning outcomes, I)
  • Результаты обучения (II) (learning outcomes, II)
  • Средства оценки жизненной среды (environmental measures)
  • Стадии развития поведения ребенка (children's behavioral stages)
  • Стили обучения
  • Стратегии обучения
  • Теория обучения (instructional theory)
  • Трудности обучения специфические, отличающиеся от задержки в области чтения и арифметического счета
  • метод детей приемных
  • метод приемных детей
  • отклонения в психическом развитии ребенка
  • приемных детей метод



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь