|
Конструирование измерительных инструментов (instrument design)Слово «инструмент» при его употреблении в контексте соц. наук может относиться ко всему, что позволяет осуществлять измерение. Напр., IQ-тест — инструмент, предназначенный для измерения интеллекта. Др. типы широко используемых инструментов включают вопросники, личностные тесты, оценочные (рейтинговые) шкалы и опросы. Как правило, инструменты включают нек-рые средства представления их рез-тов в числовой форме, облегчающей сравнение. К. и. и. — это «процесс подбора или разработки измерительных устройств и методов, соответствующих поставленной задаче оценки». Отдельные задания (пункты) измерительного инструмента обычно отбираются или на основе теорет. соображений, или на основе опыта человека, конструирующего данный инструмент. При К. и. и. необходимо дать ответ на два осн. вопроса: а) является ли этот инструмент надежным? б) является ли он валидным? Надежность — это временная согласованность (устойчивость) рез-тов, обеспечиваемая данным инструментом при измерении определенного объекта (свойства, процесса, состояния и пр.). Понятие надежности тж используется в физ. науках. Существует три осн. метода проверки надежности. Первый — ретестовый метод, при к-ром индивидууму повторно предъявляется тот же самый тест через определенный временной интервал. Второй — метод расщепления (на эквивалентные половины), при к-ром оценки индивидуума по одной половине заданий (пунктов) измерительного инструмента сравниваются с его оценками по др. половине заданий (пунктов). Третий — метод взаимозаменяемых форм, при к-ром индивидууму предъявляются две параллельные формы инструмента и рез-ты сравниваются. Каждый из этих методов имеет свои достоинства и недостатки; выбор метода определения надежности зависит от того, к каким его недостаткам наиболее устойчив конкретный инструмент. Валидность — это психометрическая характеристика, показывающая, в какой степени данный инструмент измеряет то, для измерения чего он предназначен. Содержательная валидность указывает, насколько хорошо задания (пункты) определенного инструмента отражают репрезентативную выборку всех возможных аспектов той теорет. характеристики, к-рые, предположительно, должны быть представлены данным инструментом. Содержательная валидность обычно достигается последовательным отображением аспектов этой характеристики в содержании заданий (пунктов) инструмента и выбором среди них тех, которые наилучшим образом репрезентируют желаемую характеристику. Критериальная валидность констатирует, насколько хорошо тестовый инструмент соответствует др. мерам теорет. характеристики, к-рую этот тестовый инструмент предназначен измерять. Когда конструируется совершенно новый инструмент, необходимо точно определить др. критерии, с к-рыми можно его сравнить, чтобы оценить его критериальную валидность. Наконец, конструктная валидность показывает, в какой степени выполнение данного теста согласуется с теорет. планом или конструктом, относящимся к той характеристике, к-рую этот тест предназначен измерять. Др. словами, конструктная валидность показывает, насколько хорошо выполнение теста можно предсказывать исходя из теорет. модели, положенной в его основу. Как и в случае содержательной валидности, конструктная валидность достигается путем рационального анализа заданий теста. Хотя нек-рые инструменты, измеряющие, предположительно, крайне динамичные и изменчивые черты, могут оказываться полезными даже несмотря на их недостаточную надежность, никакой инструмент не мог бы оставаться полезным в случае установления его недостаточной валидности. См. также Меры интеллекта, Психометрика, Оценочные (рейтинговые) шкалы Д. Боуэн Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психологическая энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|