Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 46 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 47 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 49 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 50
|
Интроспекция (introspection)И. (букв. смотрение внутрь) — популярная методология психологов конца XIX и первых десятилетий XX вв. — представляет собой исследовательский психол. метод, при к-ром испытуемые пытаются изучать содержание и процессы своего сознания. И. использовалась для изучения широкого спектра психол. процессов, включ. память, научение, мышление, решение задач, анализ сновидений и восприятие. Метод И. не был простой рефлексией субъективного опыта. Испытуемые проходили серьезную подготовку, изучая, описывая и составляя словесные отчеты о непосредственно возникающих сенсорных впечатлениях в ответ на систематическое расспрашивание. Эдвард Бредфорд Титченер определил наиболее благоприятные условия для интроспективного наблюдения: испытуемые должны быть макс. беспристрастны и должны предотвращать влияние др. ассоциаций на отчет о данном непосредственном переживании. В дополнение к этому, испытуемые должны быть чуткими, способными концентрировать внимание, здоровыми, бодрыми, не испытывающими утомления и заинтересованными в исследуемом опыте. И. была осн. методом структуралистских школ, возглавляемых Вильгельмом Вундтом в Германии и Титченером в Америке, к-рые определяли психологию как изучение сознательного опыта. Структуралисты пытались разложить опыт на его составляющие части или элементарные ощущения. Считалось, что ощущение лежит в основе перцептивных процессов, рассматриваемых как вторичная организующая активность. Целью структуралистской психологии являлось субъективное понимание сознания и содержаний разума. Этой т. зр. противостояли представители школы гештальта, к-рые отвергали предположение о существовании первичных элементов переживания в пользу врожденных тенденций к организации и холистического взгляда на восприятие. Школа функционализма, к-рую представлял Джон Дьюи, тж противостояла субъективному интроспективному подходу, отдавая приоритет систематической, объективной демонстрации и эксперим. проверке теории. Бихевиористы, такие как Дж. Б. Уотсон, критиковали И. за ее качественный и ненадежный характер и отрицали полезность любых представлений, относящихся к субъективному опыту и вопросам сознания, придавая значение лишь наблюдаемому поведению, анализируемому в терминах измеряемых стимулов и реакций. См. также Гештальт-психология Р. Адам-Терем Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психологическая энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|