Интроспекция (introspection)


И. (букв. смотрение внутрь) — популярная методология психологов конца XIX и первых десятилетий XX вв. — представляет собой исследовательский психол. метод, при к-ром испытуемые пытаются изучать содержание и процессы своего сознания. И. использовалась для изучения широкого спектра психол. процессов, включ. память, научение, мышление, решение задач, анализ сновидений и восприятие.

Метод И. не был простой рефлексией субъективного опыта. Испытуемые проходили серьезную подготовку, изучая, описывая и составляя словесные отчеты о непосредственно возникающих сенсорных впечатлениях в ответ на систематическое расспрашивание. Эдвард Бредфорд Титченер определил наиболее благоприятные условия для интроспективного наблюдения: испытуемые должны быть макс. беспристрастны и должны предотвращать влияние др. ассоциаций на отчет о данном непосредственном переживании. В дополнение к этому, испытуемые должны быть чуткими, способными концентрировать внимание, здоровыми, бодрыми, не испытывающими утомления и заинтересованными в исследуемом опыте.

И. была осн. методом структуралистских школ, возглавляемых Вильгельмом Вундтом в Германии и Титченером в Америке, к-рые определяли психологию как изучение сознательного опыта. Структуралисты пытались разложить опыт на его составляющие части или элементарные ощущения. Считалось, что ощущение лежит в основе перцептивных процессов, рассматриваемых как вторичная организующая активность. Целью структуралистской психологии являлось субъективное понимание сознания и содержаний разума.

Этой т. зр. противостояли представители школы гештальта, к-рые отвергали предположение о существовании первичных элементов переживания в пользу врожденных тенденций к организации и холистического взгляда на восприятие. Школа функционализма, к-рую представлял Джон Дьюи, тж противостояла субъективному интроспективному подходу, отдавая приоритет систематической, объективной демонстрации и эксперим. проверке теории. Бихевиористы, такие как Дж. Б. Уотсон, критиковали И. за ее качественный и ненадежный характер и отрицали полезность любых представлений, относящихся к субъективному опыту и вопросам сознания, придавая значение лишь наблюдаемому поведению, анализируемому в терминах измеряемых стимулов и реакций.

См. также Гештальт-психология

Р. Адам-Терем

Просмотров: 671
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психологическая энциклопедия





Другие новости по теме:

  • Geisteswissenschaftliche psychologie (психология как наука о духе)
  • Naturwissenschaftliche psychologie (психология как естественная наука)
  • “АНАЛИЗ СОЗНАНИЯ”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • анализ сознания
  • Дети как свидетели
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (как методологическая проблема психологии)
  • знание-как и знание-что
  • ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ?
  • ИНАЧЕ, ЧЕМ БЫТЬ, ИЛИ ПО ТУ СТОРОНУ СУЩНОСТИ
  • Как
  • как
  • КАК БУДТО
  • Как делать вещи при помощи слов
  • КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СЛОВАРЕМ
  • Кондаков И.М. Методика Для Изучения
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • Психологи как консультанты по вопросам психического здоровья (psychologists as mental health consultants)
  • ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУХЕ
  • Рамка как будто
  • Рамка как будто
  • СМИРЕНИЕ, покорность-добродетель, которая может возникнуть от сознания, что совершенство
  • сознания школа только
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • Фрейм как если бы
  • Что значит быть летучей мышью?
  • школа только сознания



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь