Инвентари интересов (interest inventories)


Для определения индивидуальных предпочтений в определенных сферах деятельности применяются разнообразные методы, включ. непосредственное наблюдение поведения, выполнение тестов способностей, ответы на задания проективного теста и самоотчеты по вопросникам или инвентарям. Последние — И. и. в области учеб., общественных, рекреационных и профессиональных занятий — стимулировали большое количество исслед. и разработок.

Двумя поворотными пунктами в истории измерения интересов явились Бланк профессиональных интересов Стронга для мужчин (Strong Vocational Interest Blank for Men) и Протокол предпочтений Кьюдера (Kuder Preference Record). Эти и пришедшие им на смену инструменты помогли двум поколениям учащихся старших классов и студентов колледжей ознакомиться с возможными вариантами будущей карьеры и выявить свои профессиональные предпочтения. Кроме того, такие тесты играли определенную роль при отборе и классиф. наемных работников.

За первой публикацией Бланка профессиональных интересов Стронга для мужчин в 1927 г. и его варианта для женщин в 1933 г. последовали их новые редакции; в 1974 г. оба варианта были объединены в Инвентарь интересов Стронга — Кэмпбелла (Strong—Campbell Interest Inventory), рестандартизация к-рого была проведена в 1981 г. Последующим модификациям подвергались тж опросники Кьюдера, представленные четырьмя формами: Форма Кьюдера А: Обозрение личных предпочтений (Kuder Form A: Personal Preference Survey); Форма Кьюдера В: Протокол профессиональных предпочтений (Kuder Form В: Vocational Preference Record); Форма Кьюдера С: Обозрение профессиональных интересов (Kuder Form С: Occupational Interest Survey); Форма Кьюдера D: Обозрение общих интересов (Kuder Form D: General Interest Survey).

Формат пунктов Инвентаря интересов Стронга — Кэмпбелла требует от тестируемых выразить свое отношение — «нравится», «не нравится» или «безразлично» — к пунктам перечня профессий, школьных предметов, видов занятий, способов развлечений и типов людей. В него тж входит раздел, где тестируемых просят выбрать один из двух видов занятий, и раздел, где они должны выразить свое согласие или несогласие с каждой из 14 описывающих их личность характеристик. В отличие от Инвентаря Стронга—Кэмпбелла, в инвентарях Кьюдера используются задания в формате вынужденного выбора из трех: тестируемым нужно указать, какую из трех вещей им хотелось бы делать больше всего и меньше всего.

В систему подсчета количественных показателей по инвентарям Стронга изначально была заложена эмпирическая процедура сравнения ответов тестируемого на пункты инвентаря с ответами на них членов определенных профессиональных групп. Т. о., система подсчета показателей в инвентарях Стронга была нормативной, в противоположность ипсативной системе оригинальных инвентарей Кьюдера. Протокол предпочтений Кьюдера оценивается по десяти шкалам интересов, состоящим из пунктов, сильно коррелирующих между собой и слабо — с др. шкалами. Формат заданий с вынужденным выбором, используемый в инвентарях Кьюдера, делает невозможным получение высоких или низких оценок по всем шкалам. Типичный оценочный профиль Протокола предпочтений Кьюдера представлен одним или неск. высокими и одним или неск. низкими показателями при явном преобладании средних.

Инвентарь интересов Стронга — Кэмпбелла обрабатывается как традиционным эмпирическим способом (162 «профессиональные шкалы»), так и разработанным Кьюдером методом «кластеров интересов» (23 «шкалы осн. интересов»). При использовании классификационной схемы интересов Дж. Л. Холланда, Инвентарь интересов Стронга— Кэмпбелла позволяет тж получить показатели по шести «общим профессиональным темам». Дальнейшее сближение в способах подсчета показателей по этим двум самым известным инвентарям иллюстрирует тот факт, что «Форма Кьюдера С: Обозрение профессиональных интересов» оценивается теперь и эмпирически — путем сравнения ответов тестируемых с ответами членов определенных профессиональных групп.

Подобно большинству И. и. и личностных опросников, инструменты Стронга— Кэмпбелла и Кьюдера уязвимы для сознательных искажений ответов со стороны экзаменуемых. В связи с этим кажется разумным ожидать на них более честных ответов в ситуациях профориентационного консультирования, чем в ситуациях найма на работу, когда они используются в целях отбора.

Область измерения интересов, несмотря на доминирование в ней инвентарей Стронга — Кэмпбелла и Кьюдера, характеризуется широким разнообразием инструментов. Наиболее заметными среди них являются факторно-аналитические инструменты, такие как Инвентарь интересов Гилфорда—Циммермана (Guilford-Zimmermann Interest Inventory) и Обозрение интересов G-S-Z (G-S-Z Interest Survey), а тж опросники общих интересов, к к-рым относятся Калифорнийское обозрение профессиональных предпочтений (California Occupational Preference Survey), Обозрение профессиональных интересов Джексона (Jackson Vocational Interest Survey) и Обозрение профессиональных интересов университета Огайо (Ohio Vocational Interest Survey). Кроме того, существуют специальные опросники для детей («Что мне нравится делать» [«What I Like to Do»], Инвентарь осведомленности о мире профессий [Career Awareness Inventory]), для лиц с языковыми трудностями (Рисуночный инвентарь интересов Гейста [Geist Picture Interest Inventory]) и для оценки интересов в области рабочих профессий, требующих высокой квалификации (Миннесотский инвентарь профессиональных интересов [Minnesota Vocational Interest Inventory]). На основе теории Дж. Л. Холланда о существовании связей между интересами и личностью разработан Инвентарь профессиональных предпочтений (Vocational Preference Inventory). Инвентарь профессиональных ориентации Халла (Hall Occupational Orientation Inventory) тж разработан с опорой на конкретную теорию личности.

Наиболее часто И. и. используются в профориентационном консультировании. Совр. подход в области профориентации предполагает использование И. и. в сочетании с др. видами информационных материалов, облегчающих молодым людям вступление в мир труда. До сознания консультируемых необходимо довести одно важное различие, а именно, что интерес — это не то же самое, что способность; высокий показатель по шкале И. и. не следует истолковывать как показатель способности достичь успеха в соотв. профессиональных областях. Поэтому профориентационное консультирование оказывается наиболее эффективным, когда консультанты используют в своей работе наряду с показателями тестов способностей и И. и. школьные оценки и информ. о внешкольных занятиях консультируемых.

См. также Профконсультирование, Консультирование, Удовлетворенность работой

Л. К. Эйкен

Просмотров: 1438
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психологическая энциклопедия





Другие новости по теме:

  • Advanced Occupational Interest Inventory
  • Texas Social Behavior Inventory (Tsbi, Form
  • Texas Social Behavior Inventory (Tsbi, Form
  • The Relaxation Inventory
  • Батарея тестов общих способностей (general aptitude test battery)
  • Вознаграждения и собственный интерес (rewards and intrinsic interest)
  • Диагностика Профессиональных Установок
  • ИНТЕРЕСОВ ПАРТИКУЛЯРИЗМ
  • Измерение профессиональных интересов (vocational interest measurement)
  • Инвентарь интересов Стронга—Кэмпбелла (Strong-Campbell interest inventory)
  • Классификация Профессий Кьюдера
  • МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДПОЧТЕНИЙ
  • Методика Зрительных Предпочтений
  • Миннесотский многофазный личностный опросник (minnesota multiphasic personality inventory)
  • Обозрение профессиональных интересов Кьюдера (Кuder occupational interest survey)
  • Психологическое Обозрение
  • Социальный интерес (social interest)
  • Список личных предпочтений Эдвардса (Edwards personal preference schedule, EPPS)
  • Теория Профессиональных Интересов Роу
  • Тест Профессиональных Изображений
  • Тест Профессиональных Интересов
  • Шестиугольная Модель Профессиональных
  • Шкала Зрелости Профессиональных Установок
  • классификация профессий Кьюдера
  • предпочтений логика
  • теория профессиональных интересов Роу
  • тест профессиональных изображений (Berufsbilder-Test)
  • тест профессиональных интересов (Berufs-Interessen-Test)
  • шестиугольная модель профессиональных интересов
  • шкала зрелости профессиональных установок (Maturity of Vocational Attitudes Scale)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь