Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 46 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 47 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 49 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 50 Алексия / дислексия (alexia / dyslexia)



Алексия / дислексия (alexia / dyslexia)


Во все более образованном мире неспособность читать становится серьезным инвалидизирующим фактором, исключающим успешное обучение, получение хорошей работы и удовлетворительную самооценку. Поскольку широкое распространение грамотности — явление в ист. масштабе относительно недавнее, неудивительно, что первое описание случая А., или «словесной слепоты», появилось лишь около 100 лет назад. Обсуждение в ранней литературе случаев неспособности читать вследствие повреждения мозга (А.) во многом обусловлено интересом к нейроанатомическим основам афазии.

Жюль Дежерин в 1891 г. первым предпринял глубокое клиническое и морфологическое исслед. А. Он описал больного, перенесшего инсульт с последующим развитием афазии, А. и аграфии. Серьезные нарушения чтения, в отличие от расстройства речи, сохранялись и через неск. лет. Патологоанатомическое исслед. показало обширное кровоизлияние в gyrus angularis в левой теменно-височно-затылочной области. Более поздние сообщения клиницистов в континентальной Европе и Англии подтвердили предположение Дежерина о возможной этиологии А.

А. представляет собой приобретенное нарушение навыков чтения вследствие церебрального инсульта и может быть концептуализирована разными способами. Категоризационными признаками А. могут быть локализация повреждения мозга, природа расстройства навыков чтения и, разумеется, используемая теорет. ориентация.

Д. Ф. Бенсон предложил 3 категории А. Задняя А. вызывается преим. закупоркой левой задней артерии мозга в результате поражения левой затылочной области. А. без аграфии представляет собой состояние, при к-ром наблюдаются выраженные нарушения распознавания слов и понимания без сопутствующего дефицита навыков письма. Хотя эти пациенты не могут читать, они не испытывают затруднений при письме. Обычно при этом отмечается правосторонняя гемианопсия и нарушение цветового зрения.

Центральная А. обычно является следствием повреждения доминантной теменной области, как в случае Дежерина, где был отмечен дефект в области gyrus angularis. Для центральной А. типично сочетание с аграфией. Может тж наблюдаться правосторонняя потеря чувствительности вследствие повреждений в левой теменной области.

Передняя А., как утверждает Д. Ф. Бенсон, обычно вызывается поражением зоны Брока и сопровождается нек-рым ограничением понимания слов. Однако может иметь место буквенная А. с затруднением распознавания отдельных букв. Переднюю А. сопровождают тж симптомы афазии. Может отмечаться тяжелая аномия, дефицит нахождения слов, а тж левостороннее ослабление рефлексов вследствие вовлечения левых двигательных путей.

По определению, при А. утрачивается способность чтения в результате к.-л. неврологического дефекта. Клинические и эксперим. данные внесли существенную ясность в понимание Д. Термином «дислексия» обозначается наследственная или врожденная неспособность к приобретению навыков чтения. Мн. педагоги и психологи предпочитают использовать термин «расстройства чтения, связанные с возрастным развитием», поскольку он не указывает на то, что этиология нарушения связана с неврологическим дефицитом. Т. о., Д. — наиболее подходящий термин в случаях недостаточной обучаемости чтению предположительно неврологического происхождения.

Патологоанатомические исслед. мозга больных с Д., к-рые проводили Дрейк, Галабурда и Кемпер, доказали ее неврологическую основу. Дрейк обнаружил атрофию мозолистого тела, большое количество эктопических нейронов в белом веществе и патологические конфигурации извилин теменной доли. Галабурда и Кемпер сообщают об отсутствии нормальной асимметрии между полушарными planum temporale, а тж об измельчении долей в области, ответственной за функции чтения и речи. При микроскопическом исслед. они нашли сплавление молекулярных слоев, отсутствие слоя, свободного от клеток, и дисплазию тканей. Др. исследователи сообщают, что мозг больных с Д. характеризуется тж обратной межполушарной асимметрией, выявляемой при компьютерной томографии.

В клинической сфере сейчас признается, что существует по меньшей мере два, возможно совершенно различных, подтипа Д. Боудер первой ввела обозначения «дисфонетического» и «дисэйдетического» вариантов Д. Дисфонетический дислексик испытывает трудности в интерпретации и сопоставлении написанных знаков с соотв. им звуками. У дисэйдетического дислексика обнаруживаются затруднения при выполнении заданий, в к-рых задействовано зрительное восприятие, и неспособность пользоваться словарями.

Пироццоло провел эксперим. исслед. Д. и предложил свои подтипы. Он считает более подходящими обозначениями для подтипов Д. «слухолингвистический» и «зрительно-пространственный». Слухолингвистический тип характеризуется задержкой формирования речевых навыков в ходе развития, дефицитом экспрессивной речи, аномией, низким вербальным интеллектом по сравнению с невербальным и использованием стратегии сложения отдельных букв при чтении. При зрительно-пространственном типе наблюдается относительно более высокий коэффициент вербального интеллекта по сравнению с коэффициентом невербального интеллекта, нарушения почерка и движения глазных яблок и использование стратегии фонетической расшифровки при чтении.

Для разработки убедительной парадигмы терапевтического вмешательства при А. и Д. необходимы дальнейшие исслед. Процент случаев выздоровления у пациентов с А. сильно варьирует; пед. стратегии дают нек-рую надежду на успешную коррекцию расстройства, в особенности при менее серьезной его выраженности.

См. также Афазия, Повреждения головного мозга, Недостаточная специфическая обучаемость, Органические синдромы, Расстройства чтения

Дж. У. Хинд

Просмотров: 1412
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психологическая энциклопедия





Другие новости по теме:

  • Атеросклероз сосудов головного мозга
  • Атрофии головного мозга системные
  • Атрофия головного мозга гранулярная
  • Гипотеза функциональной асимметрии мозга
  • Звуковой метод чтения
  • Изменение личности или познавательной способности на почве органического поражения головного мозга, не относящееся к синдрому лобной доли
  • Интерференция Навыков
  • Кора Головного Мозга
  • Латерализация Функций Головного Мозга
  • Мозговой синдром с пресенильным поражением мозга
  • Монро тест диагностики чтения
  • НАРУШЕНИЯ РЕЧИ
  • Нарушение способности к развитию чтения
  • ОБУЧЕНИЕ В ОБЛАСТИ ПСИХОТЕРАПИИ
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • Повреждения головного мозга (brain injuries)
  • Порог распознавания слов
  • Последипломная подготовка в области психологии (graduate training in psychology)
  • РЕЧИ РАССТРОЙСТВА
  • Развитие навыков межличностных отношений (interpersonal skills development)
  • Сдавление головного мозга
  • Склероз сосудов головного мозга
  • Состояние после сотрясения головного мозга
  • ТРОН Некоторые астрологи, более склонные к преувеличению, чем к точному соответствию и ясности, говорят о планете на троне, если она находится в знаке, которым управляет. В более древнем и более логичном варианте это планета, расположенная в той част
  • Тренинг социальных навыков (social skills training)
  • Трудности обучения специфические, отличающиеся от задержки в области чтения и арифметического счета
  • интерференция навыков
  • книга правителя области шан
  • кора головного мозга
  • функциональная асимметрия головного мозга



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь