Гипотеза функциональной асимметрии мозга


Гипотеза функциональной асимметрии мозга
(ФАМ) (гипотеза латерализации психических процессов) - определяет одну из самых важных психофизиологических характеристик деятельности мозга, основанную на диалектическом единстве двух основных аспектов: специализации полушарий и их взаимодействии в обеспечении психической деятельности человека.
Количество работ о связи ФАМ с полом человека и согласованность сообщений о половых различиях в организации мозга заставляет признать реальность их существования и принять ФАМ в качестве рабочей гипотезы. Однако существует множество работ, выводы которых не согласуются с этим заключением и доказывают, что различия в асимметрии между полами отсутствуют (Современная психология. С. 84-85).
В современной научной парадигме есть несколько теорий, объясняющих различия в специализации функций полушарий мужского и женского мозга. Д. П. Вейбер (D. P Waber) предположила, что половые различия в асимметрии могут быть обусловлены различиями в скорости физического созревания полов. Вейбер приняла во внимание тот факт, что женщины обычно достигают физической зрелости раньше, чем мужчины и, исходя из этого, она предположила, что скорость созревания может быть систематически связана с различиями в вербальных и пространственных способностях. Данные Вейбер свидетельствуют, что половые различия в вербальных и пространственных способностях и латерализации этих функций могут быть обусловлены не полом, а другим фактором, который определенным образом с ним связан, т. е. физической скоростью созревания индивида. По гипотезе Н. Гешвинд (N. Geschwind), половые различия в латерализации мозга объясняюся влиянием тестостерона. Гешвинд полагает, что именно тестостерон влияет на скорость пренатального роста полушарий развивающегося мозга и ответственен за возможные различия в строении мозга у мужчин и у женщин. Высокое содержание тестостерона в период внутриутробного развития, по мнению Гешвинда, замедляет рост левого полушария у мужского плода по сравнению с женским и способствует относительно большему развитию правого полушария у лиц мужского пола. Существует также и эволюционная гипотеза Дж. Леви (J. Levy), объясняющая происхождение половых различий и их связь с ФАМ. Ученая предположила, что в основе половых различий в латерализации лежат эволюционные факторы. Она считает, что в ходе эволюции человека типично мужскими ролями стали роли охотников и хозяев переселений. Эти роли предполагали наличие хороших зрительно-пространственных способностей. Именно по этому признаку мужчины получили преимущество в ходе естественного отбора. Женщины же могли испытывать давление отбора в отношении навыков, связанных с воспитанием детей, таких как использование речи в качестве средства общения, а также развития социальной чувствительности и легкости невербального общения.
С точки же зрения современной отечественной психологии, между латерализацией и способностями могут существовать различные взаимоотношения, которые проявляются при решении разных задач. Если это так, то было бы чрезвычайно интересно узнать, почему мозг столь по-разному организуется для оптимального выполнения различных функций. Пока высказываются лишь предположения о взаимоотношениях между латерализацией и способностями: "Тот факт, что распределение способностей у лиц разного пола в значительной мере "перекрывается", дает основание полагать, что сам по себе пол не следует использовать в качестве основного критерия для оценки различий в латерализации мозговых функций" (Современная психология. С. 85).
Во многом с гипотезой Леви корреспондирует и гипотеза В. А. Геодакяна о половом диморфизме церебральной латерализации на основе эволюционных представлений. Ее суть заключается в том, что любая открытая система, эволюционирующая в изменчивой среде, для совершенствования своей адаптации должна разделиться на две подсистемы, специализированные на оперативных и консервативных признаках. Такое разделение приводит к асинхронной эволюции, поскольку эволюция оперативной системы начинается и заканчивается быстрее, чем консервативной. Ученый предположил, что консервативной подсистемой человека является женский пол и правое полушарие, а оперативной - мужской пол и левое полушарие. В процессе филогенеза гены, ответственные за новые признаки, появляются сначала в генотипе мужского пола, а затем передаются женскому, а контроль новых функций локализован первоначально в левом полушарии, а затем перемещается в правое. Эволюционно молодыми функциями, латерализованными в левом полушарии, автор считает речь, письмо, движения пальцев руки, арифметический счет, аналитическое, абстрактное мышление, а эволюционно старыми, управляемыми правым полушарием - зрительно-пространственный анализ, просодические элементы речи, интуицию, грубое движение рук, элементы конкретно-ситуационного мышления. При этом более выраженная латерализация функций в мозге мужчин интерпретируется как опережение в эволюции по сравнению с женщинами.
Исследования русских ученых (Балонов, Деглин, Бианки, Филиппова, Иванов, Леонтьев), экспериментально изучавших связь асимметрии межполушарных различий с полом индивида и вероятности реализации этих различий в речи, установили следующее: к 4-5 годам мозг ребенка становится похожим на мозг взрослого человека по одной очень существенной детали своего строения. Эта деталь - асимметричность высших функций правого и левого полушарий. Пока не достигнут "критический возраст", оба эти полушария способны воспринимать речь и управлять ею. Но как только развитие маленького человека перешло определенный порог, одно из полушарий теряет эту способность, становится, образно говоря, немым. Изучалась также речь билингвов и монолингвов обоего пола в условиях преходящего угнетения одного полушария. Полученные экспериментальные данные позволили исследователям сделать следующие обобщения, относительно речепорождающего процесса с позиций генеративной семантики. Можно полагать, что физиологические механизмы правого полушария обеспечивают формирование глубинно-семантических структур высказывания, тогда как левое полушарие ответственно за постсемантические процессы - трансформацию глубинных структур в поверхностные, уже оформленные и грамматически, и фонетически. Нормальное взаимодействие обоих полушарий обеспечивает адекватность речепорождающего процесса на всех его этапах. Исследования же в области ФАМ последних лет показали, что функции полушарий неравны в формировании не только фонетического, но и морфологического, лексического, синтаксического и семантического уровней языка. В. В. Иванов выдвинул оригинальную гипотезу о семиотической природе функциональной асимметрии мозга, согласно которой последняя выявляется только при обработке знаковой информации и отсутствует при обработке информации, не имеющей знакового характера. Ведущим, по мнению ученого, является принцип семиотического дублирования: объективная реальность получает в сознании двойное отражение: мозг параллельно создает две знаковые модели мира: правое полушарие - иконическую, а левое - символическую.
Как видно по приведенному анализу, изучение связи ФАМ с полом и ее проявление в речевой деятельности до настоящего момента является достаточно сложным и слабо структурированным исследовательским объектом. Экспериментальные данные весьма разнообразны и зачастую противоречивы. Наиболее уязвимы вопросы о связи правшества/левшества, ФАМ и полового диморфизма. Некоторые авторы полагают, что проблему половых различий церебральной организации трудно решить, оставаясь на позициях антропоцентризма (Бианки, Филиппова). Еще одной сложностью изучения ФАМ является то, что анализируются данные, полученные на патологическом материале (и это вполне понятно). В норме исследования ФАМ представляет крайне сложный и часто недоступный объект для изучения.
Functional Brain Asymmetry Hipothesis, Lateral Specialization Hipothesis (англ.)
Литература:
Балонов Л. Я., Деглин В. Л. Слух и речь доминантного и недоминантного полушарий. Л.: Наука, 1976. 218 с.
Бианки В. Л., Филиппова Е. Б. Асимметрия мозга и пол. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1997. 328 с.
Геодакян В. А. Теория дифференциации полов в проблемах человека // Человек в системе наук. М.: Наука, 1989. C. 171-189.
Иванов В. В. Асимметрия мозга и знаковых систем. М.: Сов. Радио, 1978. 184 с.
Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1999. 227 с.
Современная психология: Справочное руководство. М.: ИНФРА - М., 1999. 669 с.
Geschwind N. Cerebral Dominance in Biological Perspective // Neuropsychologia. 1984. Vol. 22. N 6. P. 675-683.
Levy J. Possible Basis for the Evolution of Lateral Specialization of Human Brain // Nature (London). 1969. Vol. 224. P. 614-615.
Waber D. P. Sex Differences in Cognition: a Function of MaturationRatt // Science, 1976. Vol. 192. P. 572-574.
© Е. И. Горошко

Тезаурус терминологии гендерных исследований. — М.: Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты. . 2003.


Просмотров: 1891
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Термины гендерных исследований





Другие новости по теме:

  • “РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ”
  • АСИММЕТРИЯ (ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ) ПОЛУШАРИЙ МОЗГА
  • Бабенковой синдром правого полушария
  • Блоки Мозга
  • ДОМИНАНТНОЕ / СУБДОМИНАНТНОЕ ПОЛУШАРИЕ МОЗГА
  • ЗАКОНЫ И СТАДИИ РАЗВИТИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
  • Исследование расщепленного мозга (split-brain research)
  • Коммоция мозга
  • Контузия мозга
  • Латерализация Функций Головного Мозга
  • Латерализация головного мозга (brain laterally)
  • Отек мозга
  • Повреждения головного мозга (brain injuries)
  • Половые различия (sex differences)
  • Психология половых различий
  • РАЗВИТИЕ КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА
  • Различия, связанные с полом
  • Ритмы Мозга
  • ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ПОЛУШАРИЙ МОЗГА
  • ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОЛУШАРИЙ МОЗГА
  • Химическая стимуляция мозга (chemical brain stimulation)
  • асимметрия функциональная головного мозга
  • биоритм мозга
  • биоритмы мозга
  • блоки мозга
  • латерализация функций головного мозга
  • литерализация функций головного мозга
  • ритмы мозга
  • функциональная асимметрия головного мозга
  • функциональная асимметрия мозга



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь