Склонность к несчастным случаям и техника безопасности (accident proneness and prevention)


Несчастные случаи яв-ся осн. причиной смерти, острой госпитализации и инвалидности во всех возрастных группах. Исслед. в психологии преим. фокусируются на трех областях, в к-рых несчастные случаи привлекают к себе особое внимание: несчастные случаи в детском и подростковом возрасте; несчастные случаи в условиях профессиональной деятельности; несчастные случаи, связанные с механическими транспортными средствами. Национальный центр по стат. здравоохранения (National Center for Health Statistics) в публикации «Национальное обследование состояния здоровья в США» (U.S. national health survey) и M. Лалонд в докладе «Новый взгляд на состояние здоровья канадцев» (A new perspective on the health of Canadians), указывают на то, что несчастные случаи яв-ся осн. причиной смерти среди лиц в возрасте от 5 до 19 лет. Несчастными случаями объясняется большинство острых госпитализаций, обращений в травматологические пункты и визитов к врачу в этой возрастной группе. Аналогичные статистические данные свидетельствуют о том, что несчастные случаи яв-ся одной из ведущих причин смерти, острой госпитализации и инвалидности у членов трудового сообщества. В сфере профессиональной деятельности несчастные случаи влекут за собой негативные последствия как для самого чел., так и для производительности. По данным Лалонда, несчастные случаи, связанные с механическими транспортными средствами, объясняют значительную долю смертей и острых госпитализаций во всех возрастных группах до 50-летнего возраста. Если учесть столь широкую распространенность несчастных случаев и серьезность их последствий для челов. деятельности, то, что психологи занялись изучением С. к н. с. и способов их предупреждения, не вызовет удивления.

Ведутся споры в отношении того, кто первым ввел термин «С. к н. с.». Бэквин и Бэквин утверждают, что этот термин впервые использовал в 1926 г. К. Марбе. Др. авторы приписывают его Г. Ф. Данбару, указывая на статью, опубликованную в 1944 г. Эпидемиологические исслед. показали, что сравнительно небольшая группа лиц характеризуется тенденцией знач. чаще подвергаться несчастным случаям, тогда как для большинства людей такого рода ситуации оказываются чрезвычайно редкими. Этот факт в сочетании с данными ряда наблюдений, свидетельствующих, что от 80 до 90% всех несчастных случаев яв-ся следствием челов. ошибки, привели к возникновению понятия С. к н. с. Было высказано предположение, что люди, являющиеся причиной неоднократного возникновения несчастных случаев, характеризуются склонностью или предрасположенностью к несчастным случаям, т. е. они обладают чертой или чертами личности, к-рые предрасполагают их снова и снова становиться жертвами несчастных случаев. Ряд авторов, утверждая, что термину «С. к н. с.» недостает точности и что он по-разному определяется каждым исследователем, предпочитают использовать термин «повторяемость несчастных случаев», к-рый подчеркивает тот факт, что индивидуум попадает в несчастные случаи с вероятностью, превышающей случайный уровень.

В литературе существуют значительные разногласия в отношении того, какая черта или набор черт приводят к повторяемости несчастных случаев. Было показано, что с повторяемостью несчастных случаев связаны такие индивидуальные черты, как обращенная внутрь агрессия, психол. неадаптированность, поиск острых ощущений, импульсивность и неумение справляться с провоцирующими несчастные случаи ситуациями. Несмотря на многочисленность исслед. по С. к н. с. и повторяемости несчастных случаев, рез-ты в отношении роли личностных черт в этом феномене так и не позволили прийти к к.-л. окончательным выводам. Когда теоретики в области личности освободились от чар подхода с позиции черт, они разраб. модели С. к н. с. и повторяемости несчастных случаев, отражающие идею взаимодействия.

Согласно подходу с позиций взаимодействия, в возникновение таких феноменов, как повторяемость несчастных случаев, вносят свой вклад как долговременные, так и более непосредственные личные и средовые характеристики. Моос и Доренвенд предложили общие модели взаимодействия, к-рые тж применимы в отношении С. к н. с. и повторяемости несчастных случаев. Исслед., к-рые провели Уитлок, Столл и Рекхдал, а тж Меграбян и Росс, подтвердили полезность более сложных моделей взаимодействия в объяснении повторяемости несчастных случаев. Др. важным аргументом в пользу этих более сложных моделей яв-ся возможность их согласования с моделями, разраб. в области предотвращения несчастных случаев. Напр., Доренвенд описывает различные коррекционные мероприятия, к-рые могут реализовываться в отношении каждого фактора в ее модели. Ее общий анализ совпадает с теми видами анализа, к-рые предлагаются в более специфической области Т. б.

Одной из наиболее содержательных работ по Т. б. яв-ся книга под ред. Марголиса и Креуса, озаглавленная «Челов. аспект техники безопасности» (The human side of accident prevention). Книга состоит из четырех глав, в к-рых описываются принципы, позволяющие создавать безопасные условия труда и тем самым предотвращать несчастные случаи в рабочей среде. В первой главе Таттл, Дачлер и Шнайдер излагают принципы, развиваемые с позиций организационной психологии. Авторы считают, что различные аспекты целей и политики орг-ции, взаимодействие между работой и работником, группой и межличностными процессами, руководством и системами обратной связи — все должно разраб. т. о., чтобы содействовать обеспечению безопасности на рабочем месте. Коротко говоря, безопасность должна стать важным приоритетом для орг-ции и поэтому должна учитываться во всех аспектах взаимодействия между чел. и орг-цией. Во второй главе Гретер излагает принципы, вытекающие из инж. психологии. В ней приведены специфические принципы, касающиеся орг-ции труда, характеристик и требований трудовой деятельности, орг-ции и компоновки рабочего места, характеристик и требований рабочих заданий и характеристик органов управления и дисплеев. По мнению автора, эти различные аспекты трудовой деятельности надлежит разраб. т. о., чтобы свести к минимуму челов. ошибки. В третьей главе, посвященной обучению, Голдштейн описывает набор принципов, связанных с разраб. и оценкой программ обучения Т. б. на пр-ве. В заключительной главе Мак-Интайр и Уайт представляют принципы, развиваемые с позиций модификации поведения, к-рые относятся к созданию и поддержанию безопасных условий труда. Несмотря на то что принципы, представленные в этой книге, предназначены для условий профессиональной деятельности, их можно легко распространить на др. условия — ведение домашнего хозяйства, досуг и т. д.

Др. подход к предотвращению несчастных случаев связан с анализом рабочих заданий и связанных с ними несчастных случаев с целью определения условий, к-рые способствуют возникновению травм, аварий и т. д. Рикетсон, Браун и Грэхем говорят о том, что дает такое изучение. Они пропагандируют анализ несчастных случаев, исходя из того, какого рода ошибки происходят при выполнении заданий, какие нарушения требований системы вызывают такие ошибки и, следовательно, какие меры по исправлению необходимы для предупреждения их повторного появления. Анализ затрат свидетельствует о том, что затраты на превентивные меры составляют лишь одну десятую от стоимости последствий несчастных случаев. Ф. Д. Фоулер использовал аналогичную методологию для выработки рекомендаций по предотвращению несчастных случаев, опираясь на единственный несчастный случай со смертельным исходом. Он рекомендовал применять при анализе несчастных случаев системный анализ, при к-ром рассматриваются аспекты всей системы в целом, а не отдельные ее части. Дополнительную аналитическую стратегию предлагают Рихтер, Гордон, Халэмиш и Грибец, к-рые советуют осуществлять анализ несчастных случаев в контексте трех временных моментов (до аварии, авария и после аварии) для разраб. процедур, к-рые позволят или предотвратить несчастный случай, или, если он все же произойдет, ослабят силу его воздействия.

Принимая во внимание всю важность задачи предотвращения несчастных случаев, представляется очевидным, что эта область исслед. не получила от психологов того внимания, к-рого она заслуживает. Первоначальные усилия, направленные на то, чтобы объяснить повторяемость несчастных случаев как рез-т специфических личностных предрасположенностей, скорее препятствовали, нежели способствовали прогрессу в этой области. Однако в последнее время начинают появляться исслед., фокусирующиеся на изучении роли взаимодействия долговременных и более непосредственных средовых и личных факторов в возникновении несчастных случаев. Как только относительная важность этих факторов установлена, могут применяться разнообразные способы вмешательства для противостояния несчастным случаям или ослабления их воздействия. Методы, заимствуемые из области организационного развития, инж. психологии, пед. психологии, модификации поведения и общественной психологии, могут использоваться в качестве надежных средств предотвращения несчастных случаев.

См. также Прикладные исследования, Эргопсихометрия, Производственные консультанты, Воздействия шума, Проектирование рабочих заданий, Употребление орудий, Проектирование рабочего пространства

Д. Р. Эванс

Просмотров: 1264
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психологическая энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "ЧТО ДЕЛАТЬ?"
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ”
  • “ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?”
  • «НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ»
  • «ЧТО ДЕЛАТЬ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • Анализ рабочих заданий (task analysis)
  • ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ ТОГО ЖЕ САМОГО, ИЛИ ВСЕХ ВЕЩЕЙ
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (как методологическая проблема психологии)
  • доказательство разбором случаев
  • ДОКАЗАТЕЛЬСТВО РАЗБОРОМ СЛУЧАЕВ
  • знание-как и знание-что
  • МЕТОД ИСТИННЫХ И ЛОЖНЫХ СЛУЧАЕВ
  • Метод критических случаев (critical incident technique)
  • Национальный колледж профессиональной психологии (National College Of Professional Psychology)
  • НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ
  • Новый органон, или Истинные указания для истолкования природы
  • Оценка труда работника (для установления заработной платы) (job evaluation)
  • Последипломная подготовка в области психологии (graduate training in psychology)
  • Программы когнитивного вмешательства для пожилых людей (cognitive interventions with older persons)
  • Проектирование рабочих заданий (task design)
  • Психологи как консультанты по вопросам психического здоровья (psychologists as mental health consultants)
  • РАССТРОЙСТВА ПАМЯТИ КАК МНЕСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • СМИРЕНИЕ, покорность-добродетель, которая может возникнуть от сознания, что совершенство
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • ТРОН Некоторые астрологи, более склонные к преувеличению, чем к точному соответствию и ясности, говорят о планете на троне, если она находится в знаке, которым управляет. В более древнем и более логичном варианте это планета, расположенная в той част
  • ФИГУРА Фигура, также карта, схема, тема, зеркало небес, гороскоп - условное изображение состояния неба (т. е. астрологически значимых астрономических факторов) в данный момент времени. Наиболее значимые в большинстве систем факторы, так или иначе отр
  • Что значит быть летучей мышью?
  • ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь